• 23 апреля, 2025
  • 3

Законодательное регулирование обеспечит справедливость на маркетплейсах – эксперты

Законодательное регулирование должно обеспечить справедливые возможности всем участникам маркетплейсов, поскольку саморегулирования для этого недостаточно, к такому выводу пришли участники круглого стола “Предприниматели и цифровые платформы”, состоявшегося в МИА “Россия Сегодня”.

Маркетплейсы стали основным каналом продаж для многих российских предпринимателей. Однако у потенциала развития моделей крупнейших из платформ есть ограничения, вызванные нарастанием противоречий в их экосистемах.

Центр социального проектирования «Платформа» провел исследование, по данным которого у 93% предпринимателей на маркетплейсах есть запрос на необходимость изменений тех или иных аспектов работы, что свидетельствует о высокой потребности в трансформации подходов платформ к взаимодействию с продавцами. Показательно также, что подавляющее большинство опрошенных (73%) заинтересованы в регуляторных мерах в отношении маркетплейсов, хотя и не требуют полного контроля со стороны государства, акцентируя внимание на необходимости балансировки интересов всех участников рынка.

По словам депутата Государственной думы Михаила Делягина, наиболее значимые противоречия в экосистемах маркетплейсов сегодня касаются прозрачности условий для всех участников, справедливости разрешения споров, баланса комиссий и качества услуг, борьбы с контрафактом и мошенничеством, защиты от накруток и манипуляций, защиты персональных данных покупателей и продавцов.

«Мы постоянно ищем баланс между саморегулированием и государственным вмешательством. Например, на маркетплейсах существуют внутренние системы разрешения конфликтов, но они, увы, часто действуют в пользу маркетплейса, либо канализируют конфликт на продавца или ПВЗ. Тут всегда будет конфликт интересов и поэтому обязателен независимый арбитраж с участием государственных органов», – отметил Делягин.

Количество споров и арбитражей можно использовать как показатель надёжности и устойчивости маркетплейсов.

«[Необходимо] контролировать число споров, которые возникают, потому что любая проблема на платформе отображается, как некий конфликт, некая дискуссия. Количество таких дискуссий, арбитражей показывает проблемность этой платформы», – считает Сергей Наквасин, эксперт Аналитического центра при Правительстве РФ.

По его мнению, необходимо вводить требования по обязательной отчетности маркетплейсов о своей деятельности в виде определенных индикаторов и показателей, которые будут показывать наличие проблем.

«Саморегулирование, очевидно, буксует. Маркетплейсы фактически диктуют правила, не оставляя продавцам права голоса. Правила меняются только после забастовок, либо после «разборки» на площадках Государственной Думы и других общественных институтов, – соглашается депутат Государственной думы Алексей Ситников. – Государственное регулирование может стать спасательным кругом для платформенной экономики, что и подтверждают данные исследований».

Как дополняет Михаил Делягин, сейчас саморегулирование по сути свелось к тому, что вся ответственность перекладывается на продавца. Платформа, в лучшем случае, реагирует на жалобу и указывает: «все претензии – к продавцу». Но если платформа допускает продавца к себе, она должна нести хотя бы долю ответственности за его действия.

Директор Союза электронной торговли Георгий Багирян отметил, что законопроект «О платформенной экономике» дает ответы на многие вопросы, однако в нем отсутствует описание механизмов и процедур, что дает возможность маркетплейсам использовать оферты для добавления дополнительных условий и попыток обойти установленные нормы.

Вице-президент по стратегическому развитию Ассоциации представителей электронной торговли Алексей Никонов считает, что необходимы правила игры для продавцов [на маркетплейсах] и правила захода на площадку.

На наличие системных проблем на маркетплейсах указывает низкая выживаемость продавцов. Продавцу не гарантировано стабильное и устойчивое будущее на платформе – даже в краткосрочной перспективе, в пределах года или менее, поскольку за год на маркетплейсах более половины продавцов либо ликвидируются, либо у них падают обороты, отмечает Артур Гафаров, директор Института развития предпринимательства и экономики.

Еще один важный вывод исследования – 86% респондентов считают, что нет необходимости разрабатывать множество новых отраслевых норм для цифровых платформ. По их мнению, и маркетплейсы, и традиционная торговля должны работать по одним правилам. И, по словам Алексея Ситникова, базовая версия поправок, актуализирующих положения Закона о торговле, уже существует. Он надеется, что предложенные меры устранят правовые дисбалансы в регулировании традиционной и онлайн торговли.

Как заключил Михаил Делягин:

«Маркетплейс – это фирма, которая вместила рынок внутри себя. Это не участник рынка, это его организатор, это он и есть – инфраструктура этого рынка. Это обеспечивает ему качественно большую рыночную власть и над продавцами, и над потребителями, и над поставщиками. Большая рыночная власть требует большего регулирования со стороны государства».

Похожие статьи

Помнить вечно: Сбер запустил цифровые инициативы ко Дню Победы

В год 80-летия Великой Победы Сбер представил серию цифровых проектов, созданных с применением технологий искусственного интеллекта (AI).

Эксперты прокомментировали инициативу разрешить оформление полиса ОСАГО через «Госуслуги»

Сейчас купить полис ОСАГО можно на сайте или в офисе страховой компании, через страхового агента или брокера, а также через специальные…

«АльфаСтрахование» наградила победителей X международной бизнес-премии и конференции WOW!HR…

21 и 22 апреля 2025 года в Москве состоялась X юбилейная бизнес-премия в сфере управления персоналом WOW!HR.