- 27 июня, 2021
- 144
ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО ВО ИМЯ РАЗВИТИЯ
Любые прогрессивные новации, как правило, требуют изменений законодательства. Они невозможны без плодотворного сотрудничества представителей всех ветвей власти и регуляторов, считает депутат Государственной Думы, член Комитета по финансовому рынку и председатель Экспертного совета по законодательству в страховании при этом комитете Алексей Изотов.
Современные страховые технологии: С какими результатами страховой рынок выходит из острой фазы пандемии?
Алексей Изотов: Пандемия коронавируса еще раз доказала, что в целом система страхования в России справляется с внешними вызовами. По итогам 2020 года страховой рынок продемонстрировал умеренный рост совокупных сборов страховых премий (3,9 %) — и это на фоне снижения ВВП, продолжительных ограничительных мер и неустойчивой экономической ситуации в целом.
При этом по некоторым направлениям бизнеса (накопительное страхование жизни, сельхозстрахование, страхование имущества юридических лиц) мы видим рекордные показатели. Основная причина такого роста, помимо своевременных и профессиональных действий Банка России и Государственной Думы, в том, что современные страховые продукты действительно востребованы бизнесом и гражданами.
ССТ: Как была организована работа Экспертного совета по законодательству в страховании во время действия ограничений на проведение встреч?
А. И.: Хотя в 2020 году заседания Экспертного совета проводились в формате видеоконференций, взаимодействие депутатов Госдумы с Всероссийским союзом страховщиков, с Минфином, с Банком России не потеряло эффективности. Наша деятельность осуществлялась путем постоянных личных контактов, проведения парламентских слушаний, участия в «круглых столах», рабочих группах, совещаниях разного уровня.
Хочу поблагодарить всех за самоотверженную работу и поддержку, а также выразить особую признательность лично президенту ВСС Игорю Юрьевичу Юргенсу.
ОБЩИЙ ОБЪЕМ СТРАХОВЫХ ПРЕМИЙ
ПО ИТОГАМ 2020 ГОДА СОСТАВИЛ
БОЛЕЕ 1,5 ТРЛН РУБЛЕЙ.
ССТ: Какие результаты своей работы Вы считаете наиболее значимыми?
А. И.: Хочу подчеркнуть нашу совместную эффективную работу над законом1, который меняет подходы к тарификации ОСАГО. Гибкое ценообразование в «автогражданке», которое базируется на рыночных принципах и конкуренции, позволяет учитывать личностные характеристики страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством.
При этом сохраняется ограничение на максимальный размер страховой премии по договору ОСАГО.
В результате мы уже видим, что такой социально важный страховой продукт, как ОСАГО, в ряде регионов России удалось сделать дешевле.
ССТ: В 2020 году Экспертный совет рассмотрел целый пакет законопроектов. К каким изменениям на страховом рынке они приводят?
А. И.: В апреле Экспертный совет заочно рассмотрел проект федерального закона, расширяющего компетенции Национального финансового совета и уточняющего полномочия Банка России в отношении страховых организаций. В результате регулятор получает возможность превентивного осуществления надзорных мер и мероприятий по финансовому оздоровлению в случае выявления им ситуаций, создающих угрозу стабильности финансового рынка, правам и интересам страхователей, застрахованных и выгодоприобретателей.
Закон уже принят в декабре прошлого года.
Также на защиту прав страхователей направлены изменения в статью 3 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации»: они обеспечивают интересы граждан на получение полной информации о стоимости страховой услуги. Кроме того, страхователь сможет адекватно оценивать риски возврата страховой премии при досрочном расторжении договора страхования.
Информацию о стоимости страховой услуги предлагается предоставлять в отношении социально значимых и наиболее востребованных гражданами договоров, по которым поступает наибольшее число вопросов и жалоб. Речь идет о договорах обязательного страхования, договорах добровольного страхования, являющихся условием допуска к отдельным видам деятельности, договорах страхования жилого помещения по статье 11.1 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», договорах добровольного страхования имущественных интересов туриста, договорах страхования заемщиков по потребительским кредитам. Этот законопроект принят пока в 1-м чтении.
ССТ: Учитываются ли при таком информировании расходы на посредников?
А. И.: Вознаграждение страховых посредников составляет значительную долю в расходах страховщика на осуществление страхования. Это важно при установлении конечной стоимости страховой услуги, то есть размера страховой премии, а также при расчете суммы к возврату при расторжении договора страхования.
Доля страховой премии, полученной страховщиками за первые полугодия 2017, 2018 и 2019 годов при участии посредников, примерно сопоставима и составляет около 70 % от общей суммы собранной страховщиками премии.
При этом доля вознаграждения, выплаченного посредникам в первом полугодии 2019 года, составила порядка 30 % от страховой премии, в то время как за аналогичные периоды 2017 и 2018 годов она составляла 20 %.
ССТ: Страховой рынок всегда неоднозначно воспринимает требования по увеличению уставных капиталов. Возглавляемый Вами Экспертный совет уделял внимание этой проблематике?
А. И.: Сроки исполнения страховыми организациями требований по увеличению своих уставных капиталов были перенесены на 2022–2023 годы. Законодательная инициатива в части продления этих сроков была реализована путем внесения поправки ко второму чтению проекта Федерального закона № 909929-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения обеспечительных мер, направленных на сохранение имущества субъекта страхового дела в целях исполнения его обязательств».
ССТ: Пандемия сделала особенно актуальным удаленное взаимодействие всех сторон договора страхования. Как на это отреагировали законодатели?
А. И.: При непосредственной поддержке ВСС мы ведем законодательную работу по внедрению полностью электронного взаимодействия во всех обязательных видах страхования2. В частности, Экспертный совет рассматривал проекты федеральных законов, регулирующих обмен информацией и документами в электронной форме в страховой деятельности. Кроме того, мы работали над изменениями в отдельные законодательные акты, необходимыми для создания автоматизированной информационной системы страхования. Полагаю, что указанные изменения приведут к масштабной цифровой трансформации страхового рынка, которая позволит существенно повысить уровень проникновения страхования, в том числе в отдаленных и труднодоступных территориях.
Конечно, я упомянул только малую часть законодательных инициатив, с которыми работал Экспертный совет. Благодаря плодотворному сотрудничеству с ВСС наша совместная работа приносит реальное благо нашей стране, ее гражданам и страховой отрасли.
1Федеральный закон от 25.05.2020 № 161-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответ- ственности владельцев транспортных средств» и приостановлении действия отдельных положений Федерального закона «Об обязательном страхо- вании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Проект федерального закона № 840167-7 внесен на рассмотрение ГД РФ 20.11.2019 депутатами А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивин- ским, В.А. Агаевым, О.А. Николаевым, А.Н. Изото- вым, А.А. Геттой, Д.С. Скривановым, А.Д. Козенко, Е.Б. Шулеповым.
2Законопроект № 987674-7.