• 10 марта, 2021
  • 118

ЗАЩИТА ДЛЯ ПАССАЖИРА

Сарицкий Сергей

Заместитель руководителя Ространснадзора

ЗАЩИТА ДЛЯ ПАССАЖИРА

С определенной долей уверенности можно утверждать, что ситуация со страхованием гражданской ответственности пассажирских перевозок стабилизировалась. Число нарушений со стороны перевозчиков снижается, и причина далеко не в том, что в 2020 году по понятным причинам россияне меньше путешествовали по миру и стране. Об этом журналу рассказал Сергей Сарицкий, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Современные страховые технологии: Какой процент пассажирских перевозчиков не выполняет обязанности по страхованию клиентов?

Сергей Сарицкий
Фото: Заместитель руководителя Ространснадзора

Сергей Сарицкий: Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» от 14.06.2012 № 67-ФЗ действует довольно давно. Каких-то массовых нарушений перевозчиками своих обязательств в части этого закона нет. По данным административной практики, не страхуют гражданскую ответственность 15 % перевозчиков автобусами и лишь 2,5 % — на водном транспорте.

Кстати, реализованный Госморречнадзором в 2019–2020 годах проект «Непрерывный мониторинг» помог компаниям-участницам провести самостоятельную оценку своей деятельности на соответствие обязательным требованиям, в том числе в страховании гражданской ответственности, а также выявить и устранить нарушения.

ССТ: Есть ли статистика, сколько недобросовестных перевозчиков было привлечено к ответственности?

С. С.: Основная часть нарушений фиксируется на автотранспорте, соответственно — и количество привлеченных за нарушения перевозчиков здесь больше. В 2018–2019 годах 11,2 тыс. лиц было привлечено к административной ответственности по ст. 11.31 КоАП РФ, а общая сумма штрафов составила более 229 млн руб. Но активная работа Управления государственного автомобильного и дорожного надзора способствовала снижению числа нарушений Федерального закона № 67 на 24 %.

Как показал наш анализ, основная доля нарушений связана с тем, что перевозчик не предоставляет страховщику информацию о вновь приобретаемых автобусах. Второй по численности вид нарушений — непредоставление пассажирам информации о страховщике и о договоре обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

Что касается водного транспорта, в 2020 году территориальные управления Госморречнадзора привлекли к административной ответственности за перевозки пассажиров без страхования гражданской ответственности 8 должностных лиц, 3 юридических лица, 5 индивидуальных предпринимателей. Общая сумма штрафов составила 1,2 млн руб.

ССТ: Как обычно находят нарушителей?

С. С.: На каждом виде транспорта есть свой собственный алгоритм действий, за который отвечает свое управление. Чаще всего помогают выявлять нарушителей плановые и внеплановые проверки, лицензионный контроль и другие подобные мероприятия.

Госморречнадзор проводит проверки на водном транспорте, рассматривает материалы о нарушениях, переданные инспекцией портового контроля, транспортной прокуратурой и полицией. Еще одна точка контроля — лицензирование. Когда документы оформляются впервые или в них вносятся изменения, перевозчик обязан подтвердить свое соответствие обязательным требованиям, и одно из таких требований — наличие договора страхования гражданской ответственности перевозчика. Похожий механизм проверок лицензиатов использует инспекция и при проверке железнодорожных перевозчиков, но пока ни одного нарушителя не выявлено.

Ространснадзор выявляет нарушителей во время проверок и рейдов, а также проводит мониторинг соблюдения автоперевозчиками требований законодательства, включая дистанционные методы.

В Росавиации, наряду с Федеральным законом № 67, действуют дополнительные законодательные и нормативные акты. Но, в принципе, чаще всего при плановых проверках мы обращаем внимание на договор страхования гражданской ответственности.

ССТ: Помогают ли ресурсы страховщиков справиться с контролем перевозчиков?

С. С.: Из ресурсов страховых компаний мы используем пока только сайт НССО. Госавтодорнадзор во время контрольно-надзорных мероприятий оперативно проверяет информацию по перевозчикам и, если нужно, быстро принимает меры. В целом, сервис нас устраивает, но сейчас мы вместе с НССО обсуждаем вопросы повышения эффективности информационного обмена.

ССТ: Часто пассажиры жалуются на невозможность получить возмещение причиненного при перевозке пассажиров вреда?

С. С.: По крайней мере, по своей линии мы таких обращений практически не получаем. Единичные обращения поступали от пассажиров железнодорожного транспорта, но в каждом случае достаточно было дать разъяснение о порядке получения компенсации за причиненный вред.

 

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

Общественное восприятие роли учителей и преподавателей

Общественное восприятие роли учителей и преподавателей было в центре внимания на совместном рабочем семинаре кафедр Финуниверситета «Финансовый контроль и казначейское дело»…

Факторы, оказывающие влияние на результаты реализации национального проекта «Образование»

Перспективы и проблемы развития молодежной политики обсудили на совместном рабочем семинаре кафедр Финансового факультета Финуниверситета: «Финансовый контроль и казначейское дело», «Страхование…

Повышение эффективности молодежной политики Российской Федерации

Вопросы реализуемых в Российской Федерации социальных федеральных проектов и молодежной политики обсудили на совместном рабочем семинаре кафедр Финансового факультета Финуниверситета: «Финансовый…