• 10 марта, 2021
  • 177

ЗАЩИТА ДЛЯ ПАССАЖИРА

Сарицкий Сергей

Заместитель руководителя Ространснадзора

ЗАЩИТА ДЛЯ ПАССАЖИРА

С определенной долей уверенности можно утверждать, что ситуация со страхованием гражданской ответственности пассажирских перевозок стабилизировалась. Число нарушений со стороны перевозчиков снижается, и причина далеко не в том, что в 2020 году по понятным причинам россияне меньше путешествовали по миру и стране. Об этом журналу рассказал Сергей Сарицкий, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Современные страховые технологии: Какой процент пассажирских перевозчиков не выполняет обязанности по страхованию клиентов?

Сергей Сарицкий
Фото: Заместитель руководителя Ространснадзора

Сергей Сарицкий: Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» от 14.06.2012 № 67-ФЗ действует довольно давно. Каких-то массовых нарушений перевозчиками своих обязательств в части этого закона нет. По данным административной практики, не страхуют гражданскую ответственность 15 % перевозчиков автобусами и лишь 2,5 % — на водном транспорте.

Кстати, реализованный Госморречнадзором в 2019–2020 годах проект «Непрерывный мониторинг» помог компаниям-участницам провести самостоятельную оценку своей деятельности на соответствие обязательным требованиям, в том числе в страховании гражданской ответственности, а также выявить и устранить нарушения.

ССТ: Есть ли статистика, сколько недобросовестных перевозчиков было привлечено к ответственности?

С. С.: Основная часть нарушений фиксируется на автотранспорте, соответственно — и количество привлеченных за нарушения перевозчиков здесь больше. В 2018–2019 годах 11,2 тыс. лиц было привлечено к административной ответственности по ст. 11.31 КоАП РФ, а общая сумма штрафов составила более 229 млн руб. Но активная работа Управления государственного автомобильного и дорожного надзора способствовала снижению числа нарушений Федерального закона № 67 на 24 %.

Как показал наш анализ, основная доля нарушений связана с тем, что перевозчик не предоставляет страховщику информацию о вновь приобретаемых автобусах. Второй по численности вид нарушений — непредоставление пассажирам информации о страховщике и о договоре обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

Что касается водного транспорта, в 2020 году территориальные управления Госморречнадзора привлекли к административной ответственности за перевозки пассажиров без страхования гражданской ответственности 8 должностных лиц, 3 юридических лица, 5 индивидуальных предпринимателей. Общая сумма штрафов составила 1,2 млн руб.

ССТ: Как обычно находят нарушителей?

С. С.: На каждом виде транспорта есть свой собственный алгоритм действий, за который отвечает свое управление. Чаще всего помогают выявлять нарушителей плановые и внеплановые проверки, лицензионный контроль и другие подобные мероприятия.

Госморречнадзор проводит проверки на водном транспорте, рассматривает материалы о нарушениях, переданные инспекцией портового контроля, транспортной прокуратурой и полицией. Еще одна точка контроля — лицензирование. Когда документы оформляются впервые или в них вносятся изменения, перевозчик обязан подтвердить свое соответствие обязательным требованиям, и одно из таких требований — наличие договора страхования гражданской ответственности перевозчика. Похожий механизм проверок лицензиатов использует инспекция и при проверке железнодорожных перевозчиков, но пока ни одного нарушителя не выявлено.

Ространснадзор выявляет нарушителей во время проверок и рейдов, а также проводит мониторинг соблюдения автоперевозчиками требований законодательства, включая дистанционные методы.

В Росавиации, наряду с Федеральным законом № 67, действуют дополнительные законодательные и нормативные акты. Но, в принципе, чаще всего при плановых проверках мы обращаем внимание на договор страхования гражданской ответственности.

ССТ: Помогают ли ресурсы страховщиков справиться с контролем перевозчиков?

С. С.: Из ресурсов страховых компаний мы используем пока только сайт НССО. Госавтодорнадзор во время контрольно-надзорных мероприятий оперативно проверяет информацию по перевозчикам и, если нужно, быстро принимает меры. В целом, сервис нас устраивает, но сейчас мы вместе с НССО обсуждаем вопросы повышения эффективности информационного обмена.

ССТ: Часто пассажиры жалуются на невозможность получить возмещение причиненного при перевозке пассажиров вреда?

С. С.: По крайней мере, по своей линии мы таких обращений практически не получаем. Единичные обращения поступали от пассажиров железнодорожного транспорта, но в каждом случае достаточно было дать разъяснение о порядке получения компенсации за причиненный вред.

 

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

РНПК стандартизирует подходы к перестрахованию крупных проектов

Российская Национальная Перестраховочная Компания (РНПК) совместно со страховым сообществом разрабатывает стандартизированные подходы при перестраховании крупных проектов.
Инвестиционная активность обеспечила взлет страхового рынка

Инвестиционная активность обеспечила взлет страхового рынка

Страховой рынок продолжает бить рекорды: объем премий в 2024 году увеличился на 63% и составил 3,7 трлн рублей. Прим этом за…
15-16 апреля – Страховой Бизнес-Форум «Вызовы года 2025»

15-16 апреля – Страховой Бизнес-Форум «Вызовы года 2025»

15-16 апреля 2025 года в Москве состоится очередной Страховой Бизнес-Форум «Вызовы года 2025».