- 25 сентября, 2020
- 133
Экономисты подвели промежуточные итоги пандемического кризиса для отечественного рынка
Вместе с тем перспективы рынка РФ на 2021 год, считают аналитики, дают поводы для сдержанного оптимизма, а некоторые отрасли по итогам кризиса практически не пострадали и даже смогли нарастить объемы прибыли, следует из макроэкономического обзора российского рынка Coface Russia ViewPoint.
Беда не приходит одна: двойной шок во втором квартале
Карантинные «локдауны» в комбинации с резким падением цен на углеводородное сырье и объемов его экспорта привели к существенному «охлаждению» отечественной экономики во 2 квартале 2020 г., отмечают аналитики компании. Эксперты прогнозируют, что по итогам года национальный ВВП сократится на 4,6%, и отмечают, что существенно снизить потенциальный ущерб от кризиса помогли программы государственной поддержки и увеличение бюджетных вливаний в рынок.
Резкое снижение цен на нефть в марте и апреле текущего года, обусловленное пандемическим кризисом и развалом сделки ОПЕК+, привело к ослаблению рубля, однако за счет точечных вливаний средств из Фонда национального благосостояния колебания курса удалось минимизировать. Если сравнивать текущую ситуацию с ситуацией 2014 года, можно отметить, что курс рубля стал менее зависим от цен на нефть, говорится в отчете. Аналитики ожидают, что к концу года обменный курс достигнет отметки 69 рублей за доллар, несмотря на недавнее резкое ослабление национальной валюты.
Российские потребители не спешат за покупками
Реальные доходы населения за первое полугодие 2020-го упали на 8%, отмечают экономисты. Если говорить об общем сокращении уровня доходов, больше прочих пострадал средний класс, в особенности жители крупных городов, тогда как пенсионеры, сельчане и работники госсектора оказались в более стабильном положении. Вместе с доходами сократились и объемы потребления домохозяйств.
Уровень безработицы также вырос, однако далеко не так сильно, как можно было предположить в разгар кризиса – с 4,6% в январе-мае 2019-го до 5,5% за аналогичный период текущего года. Этому поспособствовали, во-первых, программы господдержки, которые дали бизнесу стимул сохранять численность штата на докризисном уровне, а во-вторых – специфика российского рынка труда: наблюдения показывают, что отечественные предприятия предпочитают экономить в основном за счет урезания зарплат сотрудников, а к массовым сокращениям прибегают лишь в крайнем случае.
Сильнее всего, подчеркивается в отчете, безработица выросла в секторах с высоким уровнем теневой занятости, однако официальная статистика этот эффект отразить не может.
Кредиторы подождут – рост частоты банкротств удалось отсрочить, но не предотвратить
Частота корпоративных банкротств во втором квартале 2020-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года даже снизилась, отмечают эксперты, однако такая динамика объясняется правительственным мораторием, в соответствии с которым суды не могут возбуждать процедуру банкротства по инициативе кредиторов предприятия.
Мораторий продлится до октября, однако волны банкротств не стоит ждать и тогда, уверены аналитики. Так как очень часто дела о банкротстве затягиваются на несколько месяцев (а порой и лет), пик «кризисных» банкротств придется на конец текущего года и первое полугодие следующего, предупреждает Coface.
Автопром в глубоком заносе, фармацевтика на коне: как пережили пик кризиса отдельные отрасли
Сильнее всех остальных секторов в этом году пострадал, согласно отчету, российский автопром. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в апреле 2020 г. в России было продано 38 922 новых пассажирских автомобиля (-72,4% по сравнению с апрелем прошлого года). Ситуация несколько улучшилась в мае (-51%) и в июне (-15%), в целом же за первое полугодие 2020-го продажи авто упали на 23%. В июле продажи выросли на 7% на фоне реализации отложенного спроса и снижения ключевой ставки ЦБ, однако по итогам года объем реализации упадет на 15%, прогнозируют экономисты, что едва ли удивительно, учитывая склонность потребителей откладывать крупные покупки в условиях снижения доходов и высокой рыночной неопределенности.
Любопытно выглядит обстановка в секторе электроники. Несмотря на то, что в период самоизоляции магазины по всей стране были закрыты, существенный всплеск спроса был зарегистрирован в сегменте компьютерной техники – в основном за счет того, что многим россиянам срочно понадобились ноутбуки и гаджеты для удаленной работы. Сегмент малых бытовых приборов также показал существенный прирост в денежном выражении за первое полугодие (+17%), а особенно резкий рост продаж был зафиксирован в категории техники для стрижки и ухода за волосами (+56%) – очевидно, карантинная приостановка работы парикмахерских и салонов красоты заставила россиян взять вопросы заботы о внешности в собственные руки. После непростого апреля сектор стал лидером по темпам роста в июне (+21%), в отдельных сегментах бизнес даже смог вернуться на докризисный уровень.
Главным фаворитом пандемического сезона, однако, аналитики считают российскую фармацевтику. Распространение коронавируса подтолкнуло власти увеличить бюджетные расходы на фармацевтическую продукцию и медицинское оборудование, что стало мощным драйвером роста для отрасли, отмечают эксперты. Высокий потребительский спрос, обусловленный, по всей видимости, обеспокоенностью россиян вопросами профилактики коронавируса и укрепления иммунитета, также сыграл бизнесу на руку.
Что дальше?
Эксперты ожидают, что в следующем году российский рынок вернется к росту. Согласно базовому сценарию, прирост ВВП в 2021-м составит около 3,5%, реальные доходы населения увеличатся на 4%.
В целом российский рынок перенес пик пандемического кризиса со сравнительно малыми потерями, заключают экономисты Coface – в особенности если учесть, что в РФ общий объем бюджетных вливаний, направленных на борьбу с негативными последствиями кризиса, составил около 3,4-3,5% от ВВП, тогда как, например, в Италии – 54,6%, в США – 45,5%, в Германии – 35,4%.