• 31 октября, 2023
  • 96

В МЕДИЦИНУ ПРИДУТ ЦИФРОВЫЕ СТАНДАРТЫ

Попов Дмитрий

Руководитель «Сбербанк страхование»

Сорокина Ольга

Член совета директоров Страхового Дома ВСК

Пучкова Татьяна

Заместитель генерального директора, Директор по маркетингу и развитию «АльфаСтрахование»

Ищенко Дмитрий

Заместитель генерального директора Ассоциации ФинТех

В МЕДИЦИНУ ПРИДУТ ЦИФРОВЫЕ СТАНДАРТЫ

Ряд министерств и ведомств поддержали инициативу Ассоциации ФинТех по цифровизации документооборота и обмена информацией в сфере добровольного медицинского страхования. Заместитель генерального директора АФТ Дмитрий Ищенко ответил на вопросы о целях и задачах этого проекта.

ССТ: В чем суть проекта цифровизации в ДМС?

Дмитрий Ищенко: Заказчиком проекта является страховой рынок, а Ассоциа­ция ФинТех выступает организатором, площадкой для обсуждения и выработ­ки консолидированных предложений, а также координатором этой инициативы. Инициатива прорабатывается при непо­средственном участии ВСС, Банка России, АНО «Цифровая экономика», Минэко­номразвития, Минздрава и ФНС. Основ­ные задачи инициативы связаны с цифро­визацией взаимодействия всех участников процесса медобслуживания: медицинские организации, страховая компания, меди­цинская информационная система и не­посредственно получатель медицинской услуги.

Ускорение процесса обработки инфор­мации напрямую влияет на доступность медицинских услуг, на скорость их предо­ставления. Каждое обращение гражданина в медицинскую организацию уникально, все нюансы предусмотреть в страховой программе невозможно. Часто происходит согласование медуслуги в индивидуаль­ном порядке, благодаря цифровизации документооборота и обмена информацией процесс согласования существенно уско­ряется.

Реализация проекта цифровизации по­зволит всему страховому рынку работать по единым стандартам ДМС для страхов­щиков и медицинских организаций. В рам­ках работы над проектом был определен перечень основных документов, состав­ляющих порядка 80 % документооборота между участниками процессов в ДМС при организации и оплате медицинских услуг: гарантийные письма по согласованию услуг, прейскурант медицинских услуг, список застрахованных лиц, реестр оказанных медицинских услуг. Переводя это взаимо­действие в цифру, все участники процесса получают положительный эффект.

ССТ: Какие еще аспекты взаимо­действия позволяет оптимизировать проект?

Д.И.: Если первая часть инициативы — это стандартизация форматов передачи информации, то вторая составляющая — это данные. При обращении пациента в медицинскую организацию очень важно исключить повторение одних и тех же манипуляций. Например, человек уже сдал анализы в поликлинике, но при госпитали­зации у него опять просят результаты тех же исследований. Получить их в цифровом формате в поликлинике человек не может, а повторные манипуляции не всегда могут быть выполнены оперативно. Поэтому необходимо иметь возможность использо­вать уже имеющиеся данные.

Очень важно обеспечить защиту этих дан­ных и сохранить врачебную тайну, соответ­ственно, информационная безопасность — это важнейшая часть инициативы.

На приеме у врача человеку потребовалась медицинская процедура, о покрытии кото- рой программой страхования врач или пациент не знают, или не уверены. Врач должен согласовать оказание данного вида помощи со страховой компанией.

Кроме того, есть определенная проблема­тика на стыке ОМС и ДМС. Оба эти вида медицинского страхования могут обме­ниваться данными, делая это бесшовно, оперативно и безопасно.

В рамках работы над проектом был определен перечень основных документов, составляющих порядка 80 % документооборота между участниками процессов в ДМС при организации и оплате медицинских услуг.

ССТ: Почему в этом проекте задейство­вано столько государственных структур?

Д.И.: Проект объединяет всех основ­ных регуляторов: для страховщиков это Банк России, для медицинских организа­ций — Минздрав, ФНС является участни­ком оператора электронного документо­оборота, за нормативное регулирование цифровой среды отвечает Министерство экономического развития, АНО «Цифровая экономика» организует взаимодействие вокруг федеральных проектов, ВСС консо­лидирует мнение страхового сообщества. Таким образом, все участники проекта выполняют совершенно конкретные задачи.

ССТ: Коммерческой клинике, чтобы оставаться конкурентоспособной, важно предложить клиенту интересный набор услуг. Не помешает ли стандартизация процессов созданию уникальных предло­жений?

Д.И.: Речь идет не о стандартизации собственно медицинских услуг, а о стан­дартизации цифрового взаимодействия при их оказании и документооборота. Необходимо прийти к передаче понятных данных в едином формате, что снизит операционную нагрузку и на медицинские организации, и на страховые компании, а значит — ускорит оказание медицинской помощи и оплату счетов. При этом набор услуг клиники будут формировать само­стоятельно, сохраняя уникальный подход к каждому конкретному пациенту.

ССТ: Проект сконцентрирован именно на ДМС, или сегмент ОМС тоже находит­ся в фокусе внимания?

Д.И.: В рамках инициативы создается структурированный электронный докумен­тооборот, и его невозможно сделать в от­рыве от ОМС. Все разработки переисполь­зуются, потому что тратить дважды время и ресурсы участников процесса нецелесоо­бразно. Необходимо, чтобы эта инициатива органично входила в единый цифровой контур здравоохранения, который сейчас выстраивается.

ССТ: Попадут ли в ваш проект платные медицинские услуги?

Д.И.: Платное предоставление медицинских услуг по договорам, заключаемым не в рамках испол­нения договоров страхования, в проект не включено. По моему мнению, единый контур здравоох­ранения должен вбирать в себя всю информацию. Задача проекта — пилотирование обмена данными между страховыми компаниями и медицинскими организациями. Пилот позволит унифицировать этот обмен. Рекомендации получат все участники обме­на, а будут они приняты или нет — это уже решение самого участника.

ССТ: Сколько времени потребуется на реализацию проекта, и какие этапы в него включены?

Д.И.: На данный момент идет активное взаимодействие с ФНС, здесь сроки — 2024 год. Дорожные карты с Минздравом пока согласовываются в рабочем формате: министерство взвешивает эти задачи и про­ставляет приоритеты. Как только будет сформирована дорожная карта, о сроках можно будет говорить уже более конкретно.

ССТ: Список участников взаимодей­ствия достаточно широк. Какие моменты вызывают наибольшие сложности при организации взаимодействия?

Д.И.: Любая проблема решается в диало­ге. В целом данная инициатива находится в сфере межотраслевого взаимодействия. Этот аспект определяет проблематику: у каждого ведомства, у каждой структуры есть свои KPI’s и планы. Самая большая сложность — это свести финансовую и медицинскую отрасль в единое про­странство.

Компромисс можно найти, исходя из ос­новного смысла предоставления медицин­ской услуги. Ведь она оказывается лицу, нуждающемуся в медицинской помощи. Сейчас нет бесшовного обмена данными между ОМС и ДМС. Для пациента это не только крайне неудобно, но иногда и критически важно для состояния его здоровья. Этой проблемой важно и нужно заниматься. Ценность человеческой жизни и здоровья выступает единым мерилом в диалогах, когда происходит переход от нормативных дискуссий к реальным жизненным ситуациям, к конкретному клиентскому пути.

Такой взгляд помогает находить решение и двигаться вперед. Но все это сложно и не быстро. Однако, благодаря регуляр­ным коммуникациям, полной заинтере­сованности участников, и, самое главное, единству страхового сообщества, которое приняло для себя данную задачу как при­оритетную, успешная реализация проекта неизбежна.

ССТ: Что должно стать результатом вашего проекта?

Д.И.: Участие ФНС в проекте обеспечит стандартизацию документов в электронном документообороте. Задача АФТ — дать определенные ре­комендации. Для этого на пло­щадке Ассоциации ФинТех запустили пилотный проект, в котором принимают участие медицинские организации, страховые компании и разра­ботчики медицинских инфор­мационных систем. Результа­том участия станет проверка гипотезы успешного обмена информацией, проверка гипотезы выгоды от такого информационного обмена.

В дальнейшем, мы полагаем, здесь должны возникнуть какие-то инициа­тивы со стороны Минздрава, которые будут поддерживать эту тему. По результа­там пилота будут определены дальнейшие действия по развитию проекта цифрови­зации.


Ольга Сорокина

Ольга Сорокина – Член Совета директоров Страхового Дома ВСК

В цифровой трансформации ВСК циф­ровизация медицинского страхования занимает ключевое место. Мы создали Цифровую клинику, интегрировались с крупными медицинскими сетями для предоставления удобных и быстрых сер­висов нашим клиентам.

Единые стандарты взаимодействия с медицинскими организациями и включе­ние страховых компаний в контур единой информационной системы здравоохра­нения — это задача, которая лежит вне возможностей кон­кретных организаций и требует органи­зованной кросс-от­раслевой работы. ВСК сформулировала проблематику и инициировала работу в данном направлении на площадке АФТ.

Мы получили поддержку страховых организаций, в том числе на площадке ВСС, Ассоциации Финтех, Банка России и Минздрава России. Наша общая амби­циозная задача — выстроить сквозные, бесшовные клиентские пути, вне зави­симости от того, кто в конкретный момент оказывает услуги. В конечном счете это приведет к повышению доступности и качества медицинских услуг, повышению эффективности для всех участников.


Татьяна Пучкова

Татьяна Пучкова – Заместитель генерального директора — директор по маркетингу и развитию «АльфаСтрахование»

Мы активно внедряем модели машинного обучения в бизнес-процессы и видим, что основные барьеры в этом развитии связаны с качеством данных, скоро­стью и возможностью их получения. Мы, безусловно, поддерживаем инициати­ву АФТ по цифровизации страховой медицины. Стан­дартизация документообо­рота и доступ страховых организаций к данным ЕГИСЗ откроют новые возможности по разработке моделей для индивидуальной тарификации, рекоменда­тельных алгоритмов, борь­бы с мошенничеством. Это будет качественно новый этап развития страховой медицины.


Дмитрий Попов

Дмитрий Попов – заместитель генерального директора по ДМС — исполнительный директор СПАО «Ингосстрах»

За время существования рынка ДМС отношения между всеми участниками процесса усложнились, и то, что рабо­тало последние лет двадцать, требу­ет обновления. Многие страховщики уже внедряют цифровые интерфейсы общения с застрахованными лицами (пациентами), и в этих компаниях срок согласования сокращен с часов до минут. Например, «Ингосстрах», как явный пионер в цифровизации ДМС, сделал возможным быстрое согласование в мобильном приложении для множества услуг.

Но важно повышать уровень цифровизации всей отрасли оказания медицинской помощи, чтобы разработанные нами цифровые сервисы легче тиражировались на всех застрахованных и для всех видов помощи, для всех медицинских организаций. Если нет единого подхода для обмена данными между клиниками и страховыми компаниями, развитие сервисов для клиентов затрудняется и замедляется. Поэтому цифровизация, стандартизация документооборота в ДМС — это положительное явление, к которому необходимо стремиться.

Похожие статьи

В ИНТЕРЕСАХ ПАЦИЕНТА

В ИНТЕРЕСАХ ПАЦИЕНТА

Директор ТФОМС Свердловской области Валерий Шелякин полагает, что роль страховой компании как «адвоката пациента» в ближайшие годы будет расти, а специалисты…
С ЛЮБОВЬЮ К ДЕЛУ

С ЛЮБОВЬЮ К ДЕЛУ

АО «СМК «Сахамедстрах» ведет активную работу с населением в каждом районе республики, несмотря на экстремальные климатические условия и существенные инфраструктурные ограничения.…
ПРОФИЛАКТИКА — В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

ПРОФИЛАКТИКА — В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

Показатели диспансеризации в Чувашии — отличный пример того, как совместными усилиями страховых и медицинских организаций можно достичь значительных результатов в создании…