- 31 октября, 2023
- 81
БЛИЖЕ К ПАЦИЕНТУ
Сегодня недостаточно продавать просто страховку ДМС. Задача страховщика — совместно с HR предприятий решать проблемы управления персоналом с точки зрения его здоровья. Заместитель генерального директора по медицинскому страхованию Страхового Дома ВСК Олег Витько рассказывает о том, как в этой задаче помогают цифровые технологии.
ССТ: В чем основные проблемы классического ДМС?
Олег Витько: К сожалению, человек часто полагает, что страховщик в ДМС является препятствием для его общения с клиникой, потому что требуются согласования, не весь спектр возможных медицинских услуг включен в программу страхования и т. д. С другой стороны, пациент может столкнуться с необоснованной рекомендацией списка медицинских процедур и исследований. Клиника, как коммерческое учреждение, заинтересована в повышении среднего чека. А человек вынужден тратить дополнительное время на прохождение необязательных медицинских процедур, которые не влияют на его выздоровление.
Работодатель, приобретая программу ДМС, тоже хочет иметь здоровых сотрудников, которые больше времени уделяют работе, а не хождению по клиникам. Чтобы свести к минимуму возникающие противоречия, мы добавили в программу ДМС новые цифровые пути и решения для пациентов.
О. В.: В июле прошлого года мы внедрили цифровую клинику, в основу которой легли три составляющие: телемедицина, страхование, информационные технологии. В нашей компании появились врачи 16 врачебных специальностей. Пациент получил возможность решить, обращаться за помощью врачей цифровой клиники, или идти в обычную.
Мы организовали получение медицинской услуги ближе к пациенту вне зависимости от места, где он находится. При обращении на телемедицинскую консультацию врач оценивает состояние пациента и формирует рекомендации. Если для постановки диагноза нужны анализы, то человека направят в лабораторию рядом с его домом или офисом. С этими лабораториями мы интегрированы. Результаты исследований видят наши медицинские советники, они связываются с пациентом и организуют дальнейшую медицинскую помощь. Если же на консультации врач видит угрозу для здоровья пациента, он может организовать вызов скорой помощи или врача на дом, рекомендовать пациенту посещение клиники и найти слова для мотивации человека, который предпочитает самолечение.
С ростом доступности медицинской помощи растет и обращаемость за счет той части пациентов, которые раньше не ходили к врачу в силу своей занятости или удаленности клиники. Теперь появилась возможность не затягивать с походом к врачу и начать выздоравливать вместо ожидания новых симптомов или осложнений. Каждое 10-е заболевание проходит через обращение в цифровую клинику, то есть ее востребованность серьезно растет.
ССТ: Как развивался проект в течение года?
О. В.: Прежде всего, мы добавили службу психологической поддержки. Это направление показало самые высокие темпы роста по обращаемости.
Новое направление — анализ психологического состояния сотрудников на рабочих местах. Мы сейчас проводим пилотные проекты на предприятиях: изучаем подверженность персонала стрессу и разрабатываем методы психологической поддержки совместно с нашими специалистами и с HR предприятий.
Основной наш приоритет на следующий год — разработка консолидированной программы управления здоровьем коллектива. Мы формируем специальную команду, которая будет заниматься этим проектом. ДМС работает по факту возникновения заболевания, а мы хотим работать с состоянием людей превентивно, опережая появление заболевания. Планируется ряд пилотов с нашими клиентами.
Еще очень важная новация — заказ лекарств. На фоне перебоев с поставками в аптеки мы организовали сервис доставки сначала для сотрудников компании, а потом и для всех застрахованных. Сейчас есть соответствующий раздел в мобильном приложении: каждый пользователь может сделать заявку на те лекарства, которые ему необходимы.
Если вы получили консультацию врача цифровой клиники, то вместе с нашим агрегатором, который работает более чем со 130 аптечными сетями на территории России, мы автоматически собираем актуальные после консультации лекарства. В мобильном приложении появляется баннер с возможностью перейти в корзину: пациент видит лекарство, а также его аналоги с тем же действующим веществом, получает информацию о наличии и стоимости в ближайших аптеках и возможности доставки.
ССТ: Рядовые сотрудники предприятий не всегда являются продвинутыми интернет-пользователями. Насколько ваше мобильное приложение адаптировано для широкого круга клиентов?
О. В.: Цифровая клиника — это лишь часть проекта ДМС. Если человеку более комфортно пользоваться услугами лечебного учреждения в привычном формате, у нас нет на это ограничений. В наших программах предусмотрены профосмотры, осмотры врача перед сменой и по завершении смены, работают цеховые врачи и др.
Проведение профосмотра для коллектива может быть стартовым этапом договора ДМС. На основании его результатов мы делаем карту здоровья коллектива. После этого совместно с HR предприятия мы определяем, куда лучше направлять средства договора ДМС. Нам важно не просто дать страховку — нужно ориентироваться, прежде всего, на группу риска и по максимуму восстанавливать здоровье коллектива.
ССТ: Проводите ли вы обучение для сотрудников предприятий, как пользоваться цифровой клиникой?
О. В.: Конечно, обязательно проводим. При запуске договора у нас есть День открытых дверей. Это может быть встреча в офлайне на предприятии или в онлайн-режиме. Мы рассказываем о том, как пользоваться нашими сервисами, каким образом можно получить консультацию, куда обраться, если что-то не получается. Основное окно входа — это мобильное приложение, простое и интуитивно понятное. В приложении есть вся программа медицинского обслуживания, которое доступно застрахованному. В том числе человек автоматически получает доступ к нашей цифровой клинике.
Обычно программа ДМС имеет определенные временные ограничения для подключения новых сотрудников. Но доступ к ДМС с первого дня работы является очень хорошим мотиватором для персонала. Причем, на цену продукта это влияет совсем не сильно. А для вновь пришедшего сотрудника очень ценен тот факт, что компания о нем заботится.
У нас больше 9 тыс. договоров с лечебными учреждениями, и, если человек предпочитает обращаться непосредственно к врачу, мы всегда организуем для него доступ к нужному специалисту. Важно, что к моменту очного прима в клинике у пациента есть возможность пройти все необходимые исследования, которые рекомендовал врач цифровой клиники. Врач узкой специальности сразу может на базе этой информации поставить диагноз и начать необходимое лечение.
ССТ: Когда клиент выбирает программу ДМС с виртуальной клиникой или телемедициной, на что нужно обратить внимание при проведении тендера?
О. В.: Наше решение практически уникально на рынке. Благодаря цифровой клинике в два раза сокращается путь пациента к качественному медицинскому обслуживанию. Возможно, подобный аналог существует только у одного из наших конкурентов-страховщиков.
При тендере я бы рекомендовал в обязательном порядке проверить надежность работы медицинского пульта, полноту и набор сервисов в мобильном приложении. Мобильные приложения, если они сделаны грамотно, сегодня дают огромное количество преимуществ и возможностей. Важным дополнением являются такие сервисы как второе медицинское мнение, онкозащита и др. Например, у нас в штате есть онколог, но мы добавили еще и услуги онкопсихолога, потому что это важная тема и для семьи онкобольного, и для него самого.
ССТ: Какова роль ДМС в жизни современной компании — вашего клиента?
О. В.: Мы перестали продавать просто страховку ДМС. Наша задача — решить проблемы управления персоналом с точки зрения обеспечения его здоровья.
Благодаря программам ДМС можно решать такие вопросы, как удержание сотрудников, привлечение новых квалифицированных работников, внедрение здорового образа жизни в коллективах. Исходя из поставленных задач со стороны HR, мы делаем соответствующие предложения. Например, разработали такие программы, как ДМС с первого дня.
Мы полностью автоматизировали работу HR-специалиста, который взаимодействует с нами. Наш портал для HR позволяет легко вносить изменения в договор, подключать и исключать прибывших или выбывших сотрудников.
Немаловажно, что благодаря цифровизации можно снизить стоимость продукта. Если цифровая клиника является обязательным этапом при первичном обращении человека за медицинской помощью, то стоимость продукта может снизиться от 10 до 20 %.