• 31 октября, 2023
  • 60

В МЕДИЦИНУ ПРИДУТ ЦИФРОВЫЕ СТАНДАРТЫ

Попов Дмитрий

Руководитель «Сбербанк страхование»

Сорокина Ольга

Член Совета директоров, заместитель генерального директора по развитию бизнеса Страхового Дома ВСК

Пучкова Татьяна

Заместитель генерального директора, Директор по маркетингу и развитию «АльфаСтрахование»

Ищенко Дмитрий

Заместитель генерального директора Ассоциации ФинТех

В МЕДИЦИНУ ПРИДУТ ЦИФРОВЫЕ СТАНДАРТЫ

Ряд министерств и ведомств поддержали инициативу Ассоциации ФинТех по цифровизации документооборота и обмена информацией в сфере добровольного медицинского страхования. Заместитель генерального директора АФТ Дмитрий Ищенко ответил на вопросы о целях и задачах этого проекта.

ССТ: В чем суть проекта цифровизации в ДМС?

Дмитрий Ищенко: Заказчиком проекта является страховой рынок, а Ассоциа­ция ФинТех выступает организатором, площадкой для обсуждения и выработ­ки консолидированных предложений, а также координатором этой инициативы. Инициатива прорабатывается при непо­средственном участии ВСС, Банка России, АНО «Цифровая экономика», Минэко­номразвития, Минздрава и ФНС. Основ­ные задачи инициативы связаны с цифро­визацией взаимодействия всех участников процесса медобслуживания: медицинские организации, страховая компания, меди­цинская информационная система и не­посредственно получатель медицинской услуги.

Ускорение процесса обработки инфор­мации напрямую влияет на доступность медицинских услуг, на скорость их предо­ставления. Каждое обращение гражданина в медицинскую организацию уникально, все нюансы предусмотреть в страховой программе невозможно. Часто происходит согласование медуслуги в индивидуаль­ном порядке, благодаря цифровизации документооборота и обмена информацией процесс согласования существенно уско­ряется.

Реализация проекта цифровизации по­зволит всему страховому рынку работать по единым стандартам ДМС для страхов­щиков и медицинских организаций. В рам­ках работы над проектом был определен перечень основных документов, состав­ляющих порядка 80 % документооборота между участниками процессов в ДМС при организации и оплате медицинских услуг: гарантийные письма по согласованию услуг, прейскурант медицинских услуг, список застрахованных лиц, реестр оказанных медицинских услуг. Переводя это взаимо­действие в цифру, все участники процесса получают положительный эффект.

ССТ: Какие еще аспекты взаимо­действия позволяет оптимизировать проект?

Д.И.: Если первая часть инициативы — это стандартизация форматов передачи информации, то вторая составляющая — это данные. При обращении пациента в медицинскую организацию очень важно исключить повторение одних и тех же манипуляций. Например, человек уже сдал анализы в поликлинике, но при госпитали­зации у него опять просят результаты тех же исследований. Получить их в цифровом формате в поликлинике человек не может, а повторные манипуляции не всегда могут быть выполнены оперативно. Поэтому необходимо иметь возможность использо­вать уже имеющиеся данные.

Очень важно обеспечить защиту этих дан­ных и сохранить врачебную тайну, соответ­ственно, информационная безопасность — это важнейшая часть инициативы.

На приеме у врача человеку потребовалась медицинская процедура, о покрытии кото- рой программой страхования врач или пациент не знают, или не уверены. Врач должен согласовать оказание данного вида помощи со страховой компанией.

Кроме того, есть определенная проблема­тика на стыке ОМС и ДМС. Оба эти вида медицинского страхования могут обме­ниваться данными, делая это бесшовно, оперативно и безопасно.

В рамках работы над проектом был определен перечень основных документов, составляющих порядка 80 % документооборота между участниками процессов в ДМС при организации и оплате медицинских услуг.

ССТ: Почему в этом проекте задейство­вано столько государственных структур?

Д.И.: Проект объединяет всех основ­ных регуляторов: для страховщиков это Банк России, для медицинских организа­ций — Минздрав, ФНС является участни­ком оператора электронного документо­оборота, за нормативное регулирование цифровой среды отвечает Министерство экономического развития, АНО «Цифровая экономика» организует взаимодействие вокруг федеральных проектов, ВСС консо­лидирует мнение страхового сообщества. Таким образом, все участники проекта выполняют совершенно конкретные задачи.

ССТ: Коммерческой клинике, чтобы оставаться конкурентоспособной, важно предложить клиенту интересный набор услуг. Не помешает ли стандартизация процессов созданию уникальных предло­жений?

Д.И.: Речь идет не о стандартизации собственно медицинских услуг, а о стан­дартизации цифрового взаимодействия при их оказании и документооборота. Необходимо прийти к передаче понятных данных в едином формате, что снизит операционную нагрузку и на медицинские организации, и на страховые компании, а значит — ускорит оказание медицинской помощи и оплату счетов. При этом набор услуг клиники будут формировать само­стоятельно, сохраняя уникальный подход к каждому конкретному пациенту.

ССТ: Проект сконцентрирован именно на ДМС, или сегмент ОМС тоже находит­ся в фокусе внимания?

Д.И.: В рамках инициативы создается структурированный электронный докумен­тооборот, и его невозможно сделать в от­рыве от ОМС. Все разработки переисполь­зуются, потому что тратить дважды время и ресурсы участников процесса нецелесоо­бразно. Необходимо, чтобы эта инициатива органично входила в единый цифровой контур здравоохранения, который сейчас выстраивается.

ССТ: Попадут ли в ваш проект платные медицинские услуги?

Д.И.: Платное предоставление медицинских услуг по договорам, заключаемым не в рамках испол­нения договоров страхования, в проект не включено. По моему мнению, единый контур здравоох­ранения должен вбирать в себя всю информацию. Задача проекта — пилотирование обмена данными между страховыми компаниями и медицинскими организациями. Пилот позволит унифицировать этот обмен. Рекомендации получат все участники обме­на, а будут они приняты или нет — это уже решение самого участника.

ССТ: Сколько времени потребуется на реализацию проекта, и какие этапы в него включены?

Д.И.: На данный момент идет активное взаимодействие с ФНС, здесь сроки — 2024 год. Дорожные карты с Минздравом пока согласовываются в рабочем формате: министерство взвешивает эти задачи и про­ставляет приоритеты. Как только будет сформирована дорожная карта, о сроках можно будет говорить уже более конкретно.

ССТ: Список участников взаимодей­ствия достаточно широк. Какие моменты вызывают наибольшие сложности при организации взаимодействия?

Д.И.: Любая проблема решается в диало­ге. В целом данная инициатива находится в сфере межотраслевого взаимодействия. Этот аспект определяет проблематику: у каждого ведомства, у каждой структуры есть свои KPI’s и планы. Самая большая сложность — это свести финансовую и медицинскую отрасль в единое про­странство.

Компромисс можно найти, исходя из ос­новного смысла предоставления медицин­ской услуги. Ведь она оказывается лицу, нуждающемуся в медицинской помощи. Сейчас нет бесшовного обмена данными между ОМС и ДМС. Для пациента это не только крайне неудобно, но иногда и критически важно для состояния его здоровья. Этой проблемой важно и нужно заниматься. Ценность человеческой жизни и здоровья выступает единым мерилом в диалогах, когда происходит переход от нормативных дискуссий к реальным жизненным ситуациям, к конкретному клиентскому пути.

Такой взгляд помогает находить решение и двигаться вперед. Но все это сложно и не быстро. Однако, благодаря регуляр­ным коммуникациям, полной заинтере­сованности участников, и, самое главное, единству страхового сообщества, которое приняло для себя данную задачу как при­оритетную, успешная реализация проекта неизбежна.

ССТ: Что должно стать результатом вашего проекта?

Д.И.: Участие ФНС в проекте обеспечит стандартизацию документов в электронном документообороте. Задача АФТ — дать определенные ре­комендации. Для этого на пло­щадке Ассоциации ФинТех запустили пилотный проект, в котором принимают участие медицинские организации, страховые компании и разра­ботчики медицинских инфор­мационных систем. Результа­том участия станет проверка гипотезы успешного обмена информацией, проверка гипотезы выгоды от такого информационного обмена.

В дальнейшем, мы полагаем, здесь должны возникнуть какие-то инициа­тивы со стороны Минздрава, которые будут поддерживать эту тему. По результа­там пилота будут определены дальнейшие действия по развитию проекта цифрови­зации.


Ольга Сорокина

Ольга Сорокина – Член Совета директоров Страхового Дома ВСК

В цифровой трансформации ВСК циф­ровизация медицинского страхования занимает ключевое место. Мы создали Цифровую клинику, интегрировались с крупными медицинскими сетями для предоставления удобных и быстрых сер­висов нашим клиентам.

Единые стандарты взаимодействия с медицинскими организациями и включе­ние страховых компаний в контур единой информационной системы здравоохра­нения — это задача, которая лежит вне возможностей кон­кретных организаций и требует органи­зованной кросс-от­раслевой работы. ВСК сформулировала проблематику и инициировала работу в данном направлении на площадке АФТ.

Мы получили поддержку страховых организаций, в том числе на площадке ВСС, Ассоциации Финтех, Банка России и Минздрава России. Наша общая амби­циозная задача — выстроить сквозные, бесшовные клиентские пути, вне зави­симости от того, кто в конкретный момент оказывает услуги. В конечном счете это приведет к повышению доступности и качества медицинских услуг, повышению эффективности для всех участников.


Татьяна Пучкова

Татьяна Пучкова – Заместитель генерального директора — директор по маркетингу и развитию «АльфаСтрахование»

Мы активно внедряем модели машинного обучения в бизнес-процессы и видим, что основные барьеры в этом развитии связаны с качеством данных, скоро­стью и возможностью их получения. Мы, безусловно, поддерживаем инициати­ву АФТ по цифровизации страховой медицины. Стан­дартизация документообо­рота и доступ страховых организаций к данным ЕГИСЗ откроют новые возможности по разработке моделей для индивидуальной тарификации, рекоменда­тельных алгоритмов, борь­бы с мошенничеством. Это будет качественно новый этап развития страховой медицины.


Дмитрий Попов

Дмитрий Попов – заместитель генерального директора по ДМС — исполнительный директор СПАО «Ингосстрах»

За время существования рынка ДМС отношения между всеми участниками процесса усложнились, и то, что рабо­тало последние лет двадцать, требу­ет обновления. Многие страховщики уже внедряют цифровые интерфейсы общения с застрахованными лицами (пациентами), и в этих компаниях срок согласования сокращен с часов до минут. Например, «Ингосстрах», как явный пионер в цифровизации ДМС, сделал возможным быстрое согласование в мобильном приложении для множества услуг.

Но важно повышать уровень цифровизации всей отрасли оказания медицинской помощи, чтобы разработанные нами цифровые сервисы легче тиражировались на всех застрахованных и для всех видов помощи, для всех медицинских организаций. Если нет единого подхода для обмена данными между клиниками и страховыми компаниями, развитие сервисов для клиентов затрудняется и замедляется. Поэтому цифровизация, стандартизация документооборота в ДМС — это положительное явление, к которому необходимо стремиться.

Похожие статьи

Минфин России вручил благодарности сотрудникам Югории

Высокий уровень профессионализма сотрудников страховой компании Югория и их активное содействие развитию страховой отрасли были отмечены Министерством Финансов РФ.

Всероссийский союз страховщиков отметил высшее руководство «Ингосстраха»

Ежегодно Всероссийский союз страховщиков (ВСС) награждает представителей отрасли за непосредственное содействие развития страхования в России.

«Росгосстрах Жизнь» – партнер IV международной конференции «Страхование и…

Представители компании «Росгосстрах Жизнь» приняли участие в IV международной конференции «Страхование и благополучие персонала» в статусе серебряного партнера, выступили модераторами рабочей…