- 31 октября, 2023
- 92
В МЕДИЦИНУ ПРИДУТ ЦИФРОВЫЕ СТАНДАРТЫ
Ряд министерств и ведомств поддержали инициативу Ассоциации ФинТех по цифровизации документооборота и обмена информацией в сфере добровольного медицинского страхования. Заместитель генерального директора АФТ Дмитрий Ищенко ответил на вопросы о целях и задачах этого проекта.
ССТ: В чем суть проекта цифровизации в ДМС?
Дмитрий Ищенко: Заказчиком проекта является страховой рынок, а Ассоциация ФинТех выступает организатором, площадкой для обсуждения и выработки консолидированных предложений, а также координатором этой инициативы. Инициатива прорабатывается при непосредственном участии ВСС, Банка России, АНО «Цифровая экономика», Минэкономразвития, Минздрава и ФНС. Основные задачи инициативы связаны с цифровизацией взаимодействия всех участников процесса медобслуживания: медицинские организации, страховая компания, медицинская информационная система и непосредственно получатель медицинской услуги.
Ускорение процесса обработки информации напрямую влияет на доступность медицинских услуг, на скорость их предоставления. Каждое обращение гражданина в медицинскую организацию уникально, все нюансы предусмотреть в страховой программе невозможно. Часто происходит согласование медуслуги в индивидуальном порядке, благодаря цифровизации документооборота и обмена информацией процесс согласования существенно ускоряется.
Реализация проекта цифровизации позволит всему страховому рынку работать по единым стандартам ДМС для страховщиков и медицинских организаций. В рамках работы над проектом был определен перечень основных документов, составляющих порядка 80 % документооборота между участниками процессов в ДМС при организации и оплате медицинских услуг: гарантийные письма по согласованию услуг, прейскурант медицинских услуг, список застрахованных лиц, реестр оказанных медицинских услуг. Переводя это взаимодействие в цифру, все участники процесса получают положительный эффект.
ССТ: Какие еще аспекты взаимодействия позволяет оптимизировать проект?
Д.И.: Если первая часть инициативы — это стандартизация форматов передачи информации, то вторая составляющая — это данные. При обращении пациента в медицинскую организацию очень важно исключить повторение одних и тех же манипуляций. Например, человек уже сдал анализы в поликлинике, но при госпитализации у него опять просят результаты тех же исследований. Получить их в цифровом формате в поликлинике человек не может, а повторные манипуляции не всегда могут быть выполнены оперативно. Поэтому необходимо иметь возможность использовать уже имеющиеся данные.
Очень важно обеспечить защиту этих данных и сохранить врачебную тайну, соответственно, информационная безопасность — это важнейшая часть инициативы.
Кроме того, есть определенная проблематика на стыке ОМС и ДМС. Оба эти вида медицинского страхования могут обмениваться данными, делая это бесшовно, оперативно и безопасно.
В рамках работы над проектом был определен перечень основных документов, составляющих порядка 80 % документооборота между участниками процессов в ДМС при организации и оплате медицинских услуг.
ССТ: Почему в этом проекте задействовано столько государственных структур?
Д.И.: Проект объединяет всех основных регуляторов: для страховщиков это Банк России, для медицинских организаций — Минздрав, ФНС является участником оператора электронного документооборота, за нормативное регулирование цифровой среды отвечает Министерство экономического развития, АНО «Цифровая экономика» организует взаимодействие вокруг федеральных проектов, ВСС консолидирует мнение страхового сообщества. Таким образом, все участники проекта выполняют совершенно конкретные задачи.
ССТ: Коммерческой клинике, чтобы оставаться конкурентоспособной, важно предложить клиенту интересный набор услуг. Не помешает ли стандартизация процессов созданию уникальных предложений?
Д.И.: Речь идет не о стандартизации собственно медицинских услуг, а о стандартизации цифрового взаимодействия при их оказании и документооборота. Необходимо прийти к передаче понятных данных в едином формате, что снизит операционную нагрузку и на медицинские организации, и на страховые компании, а значит — ускорит оказание медицинской помощи и оплату счетов. При этом набор услуг клиники будут формировать самостоятельно, сохраняя уникальный подход к каждому конкретному пациенту.
ССТ: Проект сконцентрирован именно на ДМС, или сегмент ОМС тоже находится в фокусе внимания?
Д.И.: В рамках инициативы создается структурированный электронный документооборот, и его невозможно сделать в отрыве от ОМС. Все разработки переиспользуются, потому что тратить дважды время и ресурсы участников процесса нецелесообразно. Необходимо, чтобы эта инициатива органично входила в единый цифровой контур здравоохранения, который сейчас выстраивается.
ССТ: Попадут ли в ваш проект платные медицинские услуги?
Д.И.: Платное предоставление медицинских услуг по договорам, заключаемым не в рамках исполнения договоров страхования, в проект не включено. По моему мнению, единый контур здравоохранения должен вбирать в себя всю информацию. Задача проекта — пилотирование обмена данными между страховыми компаниями и медицинскими организациями. Пилот позволит унифицировать этот обмен. Рекомендации получат все участники обмена, а будут они приняты или нет — это уже решение самого участника.
ССТ: Сколько времени потребуется на реализацию проекта, и какие этапы в него включены?
Д.И.: На данный момент идет активное взаимодействие с ФНС, здесь сроки — 2024 год. Дорожные карты с Минздравом пока согласовываются в рабочем формате: министерство взвешивает эти задачи и проставляет приоритеты. Как только будет сформирована дорожная карта, о сроках можно будет говорить уже более конкретно.
ССТ: Список участников взаимодействия достаточно широк. Какие моменты вызывают наибольшие сложности при организации взаимодействия?
Д.И.: Любая проблема решается в диалоге. В целом данная инициатива находится в сфере межотраслевого взаимодействия. Этот аспект определяет проблематику: у каждого ведомства, у каждой структуры есть свои KPI’s и планы. Самая большая сложность — это свести финансовую и медицинскую отрасль в единое пространство.
Компромисс можно найти, исходя из основного смысла предоставления медицинской услуги. Ведь она оказывается лицу, нуждающемуся в медицинской помощи. Сейчас нет бесшовного обмена данными между ОМС и ДМС. Для пациента это не только крайне неудобно, но иногда и критически важно для состояния его здоровья. Этой проблемой важно и нужно заниматься. Ценность человеческой жизни и здоровья выступает единым мерилом в диалогах, когда происходит переход от нормативных дискуссий к реальным жизненным ситуациям, к конкретному клиентскому пути.
Такой взгляд помогает находить решение и двигаться вперед. Но все это сложно и не быстро. Однако, благодаря регулярным коммуникациям, полной заинтересованности участников, и, самое главное, единству страхового сообщества, которое приняло для себя данную задачу как приоритетную, успешная реализация проекта неизбежна.
ССТ: Что должно стать результатом вашего проекта?
Д.И.: Участие ФНС в проекте обеспечит стандартизацию документов в электронном документообороте. Задача АФТ — дать определенные рекомендации. Для этого на площадке Ассоциации ФинТех запустили пилотный проект, в котором принимают участие медицинские организации, страховые компании и разработчики медицинских информационных систем. Результатом участия станет проверка гипотезы успешного обмена информацией, проверка гипотезы выгоды от такого информационного обмена.
В дальнейшем, мы полагаем, здесь должны возникнуть какие-то инициативы со стороны Минздрава, которые будут поддерживать эту тему. По результатам пилота будут определены дальнейшие действия по развитию проекта цифровизации.
Ольга Сорокина – Член Совета директоров Страхового Дома ВСК
В цифровой трансформации ВСК цифровизация медицинского страхования занимает ключевое место. Мы создали Цифровую клинику, интегрировались с крупными медицинскими сетями для предоставления удобных и быстрых сервисов нашим клиентам.
Единые стандарты взаимодействия с медицинскими организациями и включение страховых компаний в контур единой информационной системы здравоохранения — это задача, которая лежит вне возможностей конкретных организаций и требует организованной кросс-отраслевой работы. ВСК сформулировала проблематику и инициировала работу в данном направлении на площадке АФТ.
Мы получили поддержку страховых организаций, в том числе на площадке ВСС, Ассоциации Финтех, Банка России и Минздрава России. Наша общая амбициозная задача — выстроить сквозные, бесшовные клиентские пути, вне зависимости от того, кто в конкретный момент оказывает услуги. В конечном счете это приведет к повышению доступности и качества медицинских услуг, повышению эффективности для всех участников.
Татьяна Пучкова – Заместитель генерального директора — директор по маркетингу и развитию «АльфаСтрахование»
Мы активно внедряем модели машинного обучения в бизнес-процессы и видим, что основные барьеры в этом развитии связаны с качеством данных, скоростью и возможностью их получения. Мы, безусловно, поддерживаем инициативу АФТ по цифровизации страховой медицины. Стандартизация документооборота и доступ страховых организаций к данным ЕГИСЗ откроют новые возможности по разработке моделей для индивидуальной тарификации, рекомендательных алгоритмов, борьбы с мошенничеством. Это будет качественно новый этап развития страховой медицины.
Дмитрий Попов – заместитель генерального директора по ДМС — исполнительный директор СПАО «Ингосстрах»
За время существования рынка ДМС отношения между всеми участниками процесса усложнились, и то, что работало последние лет двадцать, требует обновления. Многие страховщики уже внедряют цифровые интерфейсы общения с застрахованными лицами (пациентами), и в этих компаниях срок согласования сокращен с часов до минут. Например, «Ингосстрах», как явный пионер в цифровизации ДМС, сделал возможным быстрое согласование в мобильном приложении для множества услуг.
Но важно повышать уровень цифровизации всей отрасли оказания медицинской помощи, чтобы разработанные нами цифровые сервисы легче тиражировались на всех застрахованных и для всех видов помощи, для всех медицинских организаций. Если нет единого подхода для обмена данными между клиниками и страховыми компаниями, развитие сервисов для клиентов затрудняется и замедляется. Поэтому цифровизация, стандартизация документооборота в ДМС — это положительное явление, к которому необходимо стремиться.