• 3 марта, 2024
  • 39

НЕ ИЗ-ПОД ПАЛКИ

Новиков Владимир

Директор по рискам СберСтрахования

НЕ ИЗ-ПОД ПАЛКИ

Рынок киберстрахования постепенно формируется за счет добровольного спроса со стороны передовых компаний. При этом со временем не исключено и появление обязательных видов страхования. В какой области, и какие для этого нужны условия, рассказал в своем интервью директор по рискам СберСтрахования Владимир Новиков.

ССТ: Понятие «киберстрахование» стало применяться широко. Страхование каких рисков обычно имеется в виду?

Владимир Новиков: В профессиональ­ной среде к киберстрахованию относят несколько страховых покрытий. Они могут быть похожи на страхование имущества, страхование ответственности и страхо­вание финансовых рисков. По сути, когда мы говорим о киберстраховании, меня­ется лишь первопричина произошедшего убытка. В случае с киберстрахованием ей должен быть инцидент с нарушением ин­формационной безопасности, перехватом или ненадлежащим использованием ин­формационной системы: хакерская атака, блокировка, подмена данных и т. д.

В классическом страховании мы имеем дело с физическим повреждением обо­рудования, зданий, сооружений и т. д. Киберстрахование нужно на случай, когда оборудование выводится из строя через взлом системы управления. Особенно это актуально для компаний, у которых много цифровых активов.

ССТ: Какие убытки можно страховать от киберугроз?

В. Н.: Возможно все при условии, что мы можем это вложить в какую-то актуаль­ную статистическую модель и объективно урегулировать. Зачастую нечеткость опре­делений и разные представления о том, что такое киберстрахование, приводят к недопониманию. Клиенты порой думают, что любой вид поломки IT-системы — это уже страховой случай. Конечно, это не так. Сформировать IT-ландшафт таким образом, чтобы он мог надежно функци­онировать — это ответственность самого предприятия. Страхование не может быть заменой таких процессов.

ССТ: Подходы к внедрению кибер­страхования в России и прочих странах различаются?

В. Н.: В данном виде страхования россий­ский страховой рынок не копирует миро­вые достижения.

В ряде стран за утечку персональных данных введены драконовские меры на уровне законодательства. Страхование под этим жестким кнутом становится все более и более популярным. Но это — популярность из-под палки. У нас же все развивается на добровольных началах. Во всяком случае пока.

Замечу, что в России премия за ки­берстрахование оплачивается целиком за счет бизнеса. В том числе поэтому спрос на страховые киберпродукты ниже.

Если же говорить о содержании продук­тов, подходах к определению страхового случая — все аналогично.

В ряде стран за утечку персональных данных введены драконовские меры на уровне законодательства. Страхование под этим жестким кнутом становится все более и более популярным. Но это — популярность из-под палки. У нас же все развивается на добровольных началах. Во всяком случае пока.

ССТ: Можно ли сложные проявления киберрисков разделить на отдельные эле­менты и застраховать на основе классиче­ских продуктов?

В. Н.: Нет, в классических продуктах киберинцидент находится в исключениях. Чтобы его включить, требуется прописать дополнительные условия или оформить от­дельный полис страхования киберрисков.

Например, если доменная печь, управляе­мая автоматизированной системой, вый­дет из строя в результате неправомерного воздействия, это будет считаться поломкой в результате киберницидента. Классическое страхование здесь не сработает. Между тем, ремонт такого агрегата может затянуться на годы, и убытки для предприятия будут огромны. Таким образом, первое направ­ление киберстрахования — это защита активов, пострадавших в результате кибер­воздействия.

Второе — это страхование финансовых рисков. Сейчас, в основном, пользуется спросом страхование перерывов производ­ства, ведь это всегда потери для бизнеса. При киберстраховании рассматриваются ситуации, когда производство останавли­вается не в результате пожара, а вследствие нарушения работы информационной системы.

Например, если доменная печь, управляемая автоматизированной системой, выйдет из строя в результате неправомерного воздействия, это будет считаться поломкой в результате киберницидента. Классическое страхование здесь не сработает. Между тем, ремонт такого агрегата может затянуться на годы, и убытки для предприятия будут огромны. Таким образом, первое направление киберстрахования — это защита активов, пострадавших в результате кибервоздействия.

ССТ: Если мы говорим про страхование имущества, а договор включает опцию по страхованию киберрисков, то сможет ли предприятие расходы по такому дого­вору отнести на себестоимость?

В. Н.: Это «серая» зона. Страховое со­общество старается представить такой договор как страхование имущества, чем в реальности он и является. Как правило, претензий не возникает. А вот отдельный полис по киберриску чаще всего не тракту­ется как страхование имущества. Это зона требует законодательной проработки.

Наша рабочая группа уже передала свои наработки в ВСС для включения в единый законопроект по изменению налогообло­жения расходов на страхование. Расходы на страхование от киберрисков должны быть включены в себестоимость продукции так же, как и расходы любого предприятия на охрану, пожарную безопасность и т. д. Это такой же полноценный вид страхова­ния, как страхование на случай пожара, который защищает риски и обеспечивает непрерывность деятельности и устойчи­вость развития предприятия.

ССТ: Сложны ли программы киберстра­хования в разработке?

В. Н.: Наиболее простая и понятная программа — это страхование материаль­ных ценностей, пострадавших в результате киберинцидента. Гораздо более сложное направление связано с потерей данных и манипулированием ими. Ответствен­ность за утечку персональных данных в России сегодня не настолько велика, чтобы ценность киберстрахования замет­но выросла в глазах бизнеса. Кроме того, практика взыскания средств с виновника утечки только зарождается в то время, как в Европе киберстрахование у предприятий ограниченный выбор: разориться, или вы­полнить все требования законодательства.

ССТ: Какую компенсацию может требо­вать пострадавший с виновника?

В. Н.: Цену утечки данных рассчитать очень сложно. Между потерей данных и воздействием на человека не всегда образуется прямая связь. Возможно, эти данные никогда не будут использоваться, и конкретный человек, чьи данные были похищены, никаких потерь никогда не по­несет. А страхование — это же всегда про материальные убытки.

При страховании ответственности пере­возчика были сформированы методики, позволяющие определить размер страховой суммы — фактически, была определена стоимость жизни человека. Возможно, такую же работу придется проделать и в от­ношении страхования на случай утечки персональных данных.

ССТ: Чтобы признать инцидент страхо­вым случаем, нужна экспертиза. Есть ли в России эксперты в этой области?

В. Н.: Благодаря, в том числе, усилиям страхового сообщества, мы постепен­но обрастаем все большим количеством специалистов из сферы информационной безопасности, налаживаем партнерство с компаниями, которые занимаются киберзащитой. Они уже понимают наш язык, мы понимаем их. Чтобы технически определить наличие страхового случая (например, произошел ли ущерб в резуль­тате халатности IT-подразделения ком­пании, или же это была кибератака на пред­приятие), нужно привлекать подобные специализированные компании.

Барьеров здесь два. Первый — услуги таких компаний стоят дорого. Это не такая массовая тема, как экспертиза в ОСАГО. Вторая сложность заключается в том, что пока нет четкой схемы, как должны взаимодействовать страховая компания, эксперт-оценщик и клиент. На своем опыте мы столкнулись с ситуацией, когда клиент не захотел допускать на свою территорию экспертов: у меня произошел инцидент, но расследовать его я не дам.

В прошлом году расследование всех случаев, которые нам заявляли, приводили к выявлению конкретного сотрудника, который был виновен в инциденте. Его намеренные действия маскировались под внешнее воздействие.

У нас пока небольшой опыт: на всем российском рынке количество страховых случаев измеряется десятками. Страхуются самые ответственные предприятия, а у та­ких и ситуация с безопасностью лучше. Те, кто больше подвержены риску, по-прежне­му рассчитывают на себя. Как следствие — нет возможности получить объективную статистику о числе успешных взломов и хакерских атак на российские компании в целом. А без этих данных страховщи­кам сложно оценивать риски, рассчиты­вать объем потенциальных компенсаций и, соответственно, страховых взносов.

ССТ: Может ли страховой полис покры­вать расходы на проведение экспертизы?

В. Н.: Так и происходит. Сейчас мы даже так позиционируем ряд наших коробочных продуктов для малого бизнеса: купив не­дорогой полис со страховой суммой 5 или 10 млн руб., вы, можно сказать, получаете себе дежурную смену BI.ZONE или Каспер­ского. Заплатив страховую премию в несколько тысяч рублей, вы гарантированно получае­те доступ к услуге, стоимость которой значительно превышает размер страховой премии.

ССТ: Когда может появиться массовый продукт по обязательному киберстрахо­ванию?

В. Н.: Сейчас договоры добровольного страхования киберрисков в России уже заключаются. Их не миллионы, но рынок уже есть. Полисы покупают небольшие, но продвинутые предприятия. Крупнейшие компании при проведении тендеров также запрашивают покрытие киберрисков.

Если говорить о продуктах, связанных со страхованием утечки персональных данных, то они должны создаваться парал­лельно с развитием систем учета, контроля и ответственности операторов персональ­ных данных.

Прежде чем обязать оператора персональ­ных данных застраховать ответственность, нужно обрасти инфраструктурой: нау­читься выявлять уровень риска, правильно реагировать, точно оценивать изменение риска, фиксировать страховые случаи, оце­нивать размер ущерба.

Похожие статьи

СберСтрахование выплатила аграриям в Ростовской области 25 млн рублей…

СберСтрахование выплатила фермерам в Ростовской области 25 млн рублей за урожай, пострадавший из-за заморозков.

На Cyber Polygon 2024 зарегистрировались команды более чем из…

Более 70 команд из 20 стран уже зарегистрировались на Cyber Polygon 2024. Среди них участники из России, Вьетнама, Колумбии, Мексики, Швейцарии,…

СберСтрахование запустила программы чекапов для специалистов из разных отраслей

СберСтрахование запустила линейку медицинских чекапов для специалистов с высоким риском развития профессиональных заболеваний — «Отраслевые чекапы» и «Зелёная отрасль».