• 11 апреля, 2024
  • 8

Россияне назвали табуированные темы на работе

Россияне в большинстве своем не приветствуют обсуждение личной жизни, семьи и религии на работе, тогда как разговоры о политике или зарплатах они считают вполне уместными, свидетельствуют результаты исследования, проведенного Группой Ренессанс страхование (MOEX: RENI) совместно с аналитическим центром «Зарплаты.ру». С точки зрения большинства респондентов, конфликты в коллективе с более высокой вероятностью провоцируют не разница в зарплатах или политические разногласия, а сплетники и подхалимы, которые, согласно результатам опроса, есть как минимум в каждом втором коллективе.

Респонденты убеждены, что во избежание конфликтов между коллегами следует аккуратно выбирать темы для общения. Значительная доля опрошенных считают, что в коллективе не стоит говорить о своей личной жизни (74%), семейных проблемах (46%) и религии (46%). Примечательно, что дискуссии о политике на работе считают неуместными заметно меньше респондентов — 37%. Каждый третий предпочел бы не обсуждать внешний вид коллег и отношения между ними, 28% считают неуместными разговоры о зарплате, каждый пятый — публичную оценку действий и решений руководства, почти столько же (18%) — обсуждение здоровья.

Впрочем, то, что разница в зарплатах или политические разногласия могут стать причиной возникновения конфликтов в коллективе, считают сравнительно немного респондентов (30% и 24% соответственно).

С точки зрения большинства опрошенных, ссоры чаще всего возникают в результате прямой агрессии или хамства со стороны сотрудников или руководства (60%), нежелания специалистов брать на себя ответственность или выполнять свои прямые обязанности (56%), а также наличия сплетников (55%) или доносчиков (46%) в коллективе. Прочие источники стресса, такие как шум от громких разговоров, слишком низкая или высокая температура в офисе, резкий запах от еды во время обеденного перерыва, постоянные сборы на дни рождения, включенная музыка или яркий аромат парфюма волнуют сравнительно небольшую часть респондентов (17% и меньше).

Опрос показал, что для большинства коллективов характерна проблема сплетен и доносительств. Почти две трети опрошенных (64%) считают, что в их компании есть любители посплетничать, причем с точки зрения 18% респондентов, это как минимум каждый третий их коллега, а со стороны 16% — свыше половины.

Аналогичным образом распределились ответы на вопрос о наличии подхалимов. Две трети респондентов (66%) считают, что как минимум один из их коллег доносит руководству об атмосфере в коллективе, о содержании бесед или переписок в «неофициальных» рабочих чатах, в которых нет руководителей. Свыше трети опрошенных (36%) в этом уверены, а 32% подозревают наличие такого «доносчика».

В целом, большинство респондентов в той или иной степени устраивает атмосфера в их коллективе, тогда как токсичной или напряженной ее считает каждый восьмой (12%).

Большинство опрошенных уверены, что руководство обязано предотвращать конфликтные ситуации и обеспечивать как минимум нейтральную атмосферу. В частности, 44% респондентов ожидают от руководства мер по пресечению хамства и агрессивного тона в сообщениях и разговорах (44%), организации культурных мероприятий для сотрудников (44%), пресечения сплетен (40%), обеспечения гибкого рабочего графика, в том числе с возможностью «развести» конфликтующих специалистов (36%), пресечения доносительства (31%) и обеспечения персонала абонементами на корпоративный фитнес (27%).

Управляющий директор по ДМС «Ренессанс страхование» Юлия Галаничева:

«Опрос показал, что для российских компаний остается актуальным вопрос обеспечения психологического комфорта сотрудников и благоприятной атмосферы в коллективе. Доля предприятий, где за эмоциональным фоном совсем не следят, довольно высока — это каждая третья компания. При этом работодатели большинства респондентов (66%) в целом признают эту проблему и принимают различные меры. Правда, не так активно, как хотели бы участники опроса. Чаще всего они внедряют гибкий рабочий график (20%), следят за тем, чтобы коммуникации в коллективе проходили в рамках деловой этики (19%), регулярно проводят культурные мероприятия (26%). При этом пресечением сплетен — одной из ключевых причин возникновения токсичной атмосферы — занимается руководство всего 4% респондентов. Работодатели включают в программы ДМС психологическую поддержку, в рамках которой проводят вебинары по методам саморегуляции, индивидуальные консультации по конфликтным ситуациям в коллективе. Для руководителей психологи составляют и проводят тренинги по работе с негативным эмоциональным фоном в коллективе. Часто компании приглашают психологов на дежурство непосредственно в офис».

Похожие статьи

ВСК выплатила россиянам более 6 млн рублей по итогам…

По итогам майских праздников в 2024 году россияне получили в 1,8 раз больше травм, чем в 2023 году – к такому…

«Ингосстрах» выяснил, за какими услугами чаще всего обращаются жители…

«Ингосстрах» изучил обращения клиентов за 2023 год по полисам добровольного медицинского страхования (ДМС) на юге.

Популярность китайских автомобилей среди жителей Урала заметно возросла в…

Китайские автомобили занимают 2/3 «десятки» самых популярных автомарок у уральцев, по данным «АльфаСтрахование».