- 18 декабря, 2024
- 2
ИНФОРМАЦИЯ — В НАДЕЖНЫХ РУКАХ
С 1 октября в России заработала АИС страхования. Уже первые недели показали ее востребованность гражданами. Генеральный директор оператора системы — АО «Национальная страховая информационная система» Николай Галушин поделился с читателями журнала планами по развитию функционала и технологий.
ССТ: АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) 1 октября запустило полный функционал оператора автоматизированной информационной системы страхования (АИСС). Ваши первые впечатления от запуска?
Николай Галушин: У нас было очень мало времени с момента приобретения в собственность активов РСА до момента, когда в силу закона мы должны были вывести весь функционал оператора АИС страхования. На страховом рынке наши шансы на успех были оценены не очень высоко. Страховщики не верили, что запуск пройдет безболезненно и бесшовно. Но запуск состоялся, все сервисы работают в пределах допустимого. Работа над системой не закончилась, период стабилизации займет еще около 4–6 мес., также потребуется время для доработок системы под выполнение новых требований законодательства, например, в рамках «белой карты».
Прекратить или остановить этот процесс невозможно. Ведь полисы ОСАГО оформляются через проверку данных непосредственно в АИС страхования: в 2024 году более 99 % всех договоров ОСАГО заключаются в электронной форме. По другим видам страховщики передают в информационную систему договоры уже после заключения договоров страхования. Мы получили данные почти по 1 млн договоров каско транспортных средств и 2 млн полисов по страхованию жилья граждан за октябрь 2024 года.
На сайте запущен личный кабинет пользователя АИС страхования с предоставлением достаточного количества способов пройти необходимую идентификацию для получения доступа к своей истории страхования. Мы считали, что основная идентификация будет происходить через ID коммерческих банков. Но гипотеза не подтвердилась — с огромным отрывом лидирует идентификация через Госуслуги (ЕСИА).
ССТ: Граждане к вам часто обращаются?
Н. Г.: За первые два дня работы системы было более 350 тыс. уникальных посещений от граждан на сайт АО «НСИС» за своей страховой историей. За первый неполный месяц мы получили почти 10 тыс. обращений от различных пользователей по вопросам, связанным с информацией, содержащейся в АИС страхования. Для нас это было неожиданностью: предполагалось, что страховая история мало кого интересует. Но, как выяснилось, основная причина обращений — это расхождения в данных страховых историй: или в страховой истории фигурирует не та машина, или у человека не было ДТП, а в страховой истории — некорректно рассчитанное значение КБМ. Таких запросов очень много.
Большое количество запросов идет по делам о банкротстве граждан. За первые три недели нам пришло 2,5 тыс. обращений от арбитражных управляющих. Мы для них сделали личный кабинет, чтобы они не тратили время на запрос, а мы не тратили время на подготовку ответа. Каждый арбитражный управляющий посредством УКЭП может получить доступ к определенной информации в АИС страхования для работы с данными по страховой истории лица, делом о банкротстве которого он занимается.
ССТ: Кто и по какой процедуре может получать данные о страховых договорах?
Н. Г.: Любое лицо, которое выступает в какой-либо роли по договору страхования, может в своей части получить доступ к страховой истории в личном кабинете на сайте АО «НСИС». Для доступа нужно пройти процедуру идентификации.
ССТ: Какую информацию может увидеть страхователь в своей истории?
Н. Г.: История страхования включает все ваши действующие договоры страхования, закончившиеся договоры страхования, список лиц, которые включены в ваш договор страхования. Вы можете также увидеть другие полисы, в которые вы были вписаны в качестве, например, лица, допущенного к управлению транспортным средством, но только в отношении себя — по таким договорам персональные данные страхователя и других допущенных к управлению лиц будут недоступны для вас. Это сделано для защиты персональных данных и прочей чувствительной информации по договорам страхования.
ССТ: Гражданам удобно получать информацию о своей страховой истории?
Н. Г.: Чтобы получить доступ к своей страховой истории, достаточно пройти идентификацию, а чтобы скачать файл, нужно подписать запрос в АИС страхования с помощью УКЭП физического лица или с помощью Госключа. Это создает сложности, но эта норма прямо указана в законе.
Без личного кабинета на сайте можно проверить информацию о валидности договора страхования. Но мы не раскрываем информацию по периоду действия договора, так как считаем, что это чувствительная информация, и она может быть доступна только тем, кому она действительно нужна — либо страховщику в момент оформления договора страхования, либо человеку в его личном кабинете.
ССТ: Могут ли страховые агенты и другие посредники получить доступ к данным КБМ?
Н. Г.: Нет. Если агент помогает клиенту оформлять полис, то у него есть информация по договорам страхования от самого клиента. А посторонним лицам эта информация недоступна.
ССТ: Какую информацию от НСИС могут получать страховщики?
Н. Г.: Страховщики сами владеют информацией по своему портфелю. При заключении нового договора страхования (полис ОСАГО) они получают информацию, необходимую для заключения договора страхования — проверка документов, расчет КБМ и др. Но, кроме того, для страховщиков создаются продукты и сервисы на базе агрегированных данных, то есть не содержащих персональную информацию и по конкретным договорам страхования, для построения андеррайтерских моделей, оценке убыточности портфеля, сопоставления собственного портфеля с общим портфелем и для многих других целей и задач.
ССТ: Может ли НСИС предоставлять страховщикам глобальные статистические данные по рынку, например, для разработки новых продуктов?
Н. Г.: Да, мы сделали продукты для страховых компаний: для моделирования, андеррайтинга, оценки рисков, борьбы со страховым мошенничеством и т. д.
ССТ: Сейчас, через месяц после запуска АИС, были ли выявлены какие-то сложности в работе?
Н. Г.: Это полная интеграция с ФОИВами для обогащения данных с целью построения еще более точных прогнозов, оценки, верификации данных и т. д. Как следствие, это приведет к снижению тарифов, росту уровня проникновения страхования, развитию рынка в целом, повышению доступности страховых услуг и снижению негатива по отношению к рынку, росту доверия к страховщикам и пр.
ССТ: АИСС — это больше справочник или маркетплейс? Планируется ли через НСИС популяризировать свою работу для населения и развивать сервисы в следующем году?
Н. Г.: АИС страхования — это большая база данных, в которой можно построить вообще все. Была бы востребованность со стороны рынка! Нам предстоит еще длительный период стабилизации — это наши планы на 2025 год. Дальше — и маркетплейс, и новые виды страхования, и еще больше данных, чтобы рынок стал более понятным, прозрачным, большим, нужным всем — человеку, бизнесу, государству.
Сейчас мы реализуем интересный проект с использованием искусственного интеллекта. Пока — для разбора почты, работы с обращениями граждан и других пользователей. По закону важно, чтобы, получив запрос, мы могли однозначно идентифицировать человека. По простому письму и даже приложенному скану паспорта это сделать невозможно. Наша задача — не допустить ни одного случая раскрытия чувствительной информации тем, кто ее получить не должен.
Если гражданин отправляет запрос заказным письмом, то его идентифицирует Почта России. Получение заказного письма является основанием для предоставления страховой истории. Почта России в соответствии со своим регламентом вскрывает письма, делает их скан, и мы получаем документы в том варианте, который может прочитать машина. Искусственный интеллект определяет по тексту письма, кто запрашивает, о чем запрос, в какие сроки мы должны ответить и др.
Далее нейросеть «обращается» в АИСС, получает соответствующие запросу данные, компонует шаблон ответа. Ответ подписывается УКЭПом компании и отправляется либо на Почту России, либо на электронную почту запрашивающего.
ССТ: Какие дополнительные удобства могут получить страхователи благодаря АИСС?
Н. Г.: На портале Госуслуг в разделе документов на транспорт размещен текущий полис ОСАГО. Нажав на кнопку, можно скачать документ. Это будет не полис страховщика, а его визуализация, подписанная УКЭПом НСИС. Документ можно отправить себе на почту или распечатать, а при проверке на дорогах предъявлять как документ, подтверждающий наличие полиса ОСАГО.
Совместно с нашими коллегами из Беларуси мы реализуем проект интеграции информационных систем Белорусского Бюро Транспортного Страхования (ББТС) и АИС страхования в рамках «белой» карты — комбинированного страхования ОСАГО с расширением действия полиса на территорию РБ.
«Белая» карта — это отдельное расширение к основному полису ОСАГО. Любое действие — по расторжению полиса или внесению в него изменений — отражается на полисе «белой» карты. Если депутаты успеют принять закон в этом году, то система заработает с 1 января 2025 года. Чтобы была возможность проверки валидности полисов, заключенных на территории РБ и РФ, нужна интеграция ИС — мы работаем сейчас над этим.
Скорее всего, «белая» карта будет востребована и получит распространение среди жителей приграничных регионов, у которых большое число поездок в Беларусь. Для редких поездок в соседнее государство покупать годовое расширение ОСАГО целесообразности, пожалуй, нет.
Планов много — и в рамках стабилизации системы, и в рамках будущего развития, и модернизации инфраструктуры, и повышения опернадежности и отказоустойчивости системы, и выполнения новых требований законов, регулятора, заказов со стороны страховщиков, РСА и ВСС.