• 18 декабря, 2024
  • 2

ИНФОРМАЦИЯ — В НАДЕЖНЫХ РУКАХ

Галушин Николай

Генеральный директор АО «НСИС»

ИНФОРМАЦИЯ — В НАДЕЖНЫХ РУКАХ

С 1 октября в России заработала АИС страхования. Уже первые недели показали ее востребованность гражданами. Генеральный директор оператора системы — АО «Национальная страховая информационная система» Николай Галушин поделился с читателями журнала планами по развитию функционала и технологий.

ССТ: АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) 1 октября запустило полный функционал оператора автоматизированной информа­ционной системы страхования (АИСС). Ваши первые впечатления от запуска?

Николай Галушин: У нас было очень мало времени с момента приобретения в соб­ственность активов РСА до момента, когда в силу закона мы должны были вывести весь функционал оператора АИС страхо­вания. На страховом рынке наши шансы на успех были оценены не очень высоко. Страховщики не верили, что запуск прой­дет безболезненно и бесшовно. Но запуск состоялся, все сервисы работают в пределах допустимого. Работа над системой не за­кончилась, период стабилизации займет еще около 4–6 мес., также потребуется время для доработок системы под выпол­нение новых требований законодательства, например, в рамках «белой карты».

Прекратить или остановить этот процесс невозможно. Ведь полисы ОСАГО оформ­ляются через проверку данных непосред­ственно в АИС страхования: в 2024 году более 99 % всех договоров ОСАГО заклю­чаются в электронной форме. По другим видам страховщики передают в инфор­мационную систему договоры уже после заключения договоров страхования. Мы получили данные почти по 1 млн догово­ров каско транспортных средств и 2 млн полисов по страхованию жилья граждан за октябрь 2024 года.

На сайте запущен личный кабинет поль­зователя АИС страхования с предоставле­нием достаточного количества способов пройти необходимую идентификацию для получения доступа к своей истории страхования. Мы считали, что основная идентификация будет происходить через ID коммерческих банков. Но гипотеза не подтвердилась — с огромным отрывом лидирует идентификация через Госуслуги (ЕСИА).

ССТ: Граждане к вам часто обращаются?

Н. Г.: За первые два дня работы системы было более 350 тыс. уникальных посе­щений от граждан на сайт АО «НСИС» за своей страховой историей. За первый неполный месяц мы получили почти 10 тыс. обращений от различных пользовате­лей по вопросам, связанным с информаци­ей, содержащейся в АИС страхования. Для нас это было неожиданностью: предпола­галось, что страховая история мало кого интересует. Но, как выяснилось, основная причина обращений — это расхождения в данных страховых историй: или в стра­ховой истории фигурирует не та машина, или у человека не было ДТП, а в страховой истории — некорректно рассчитанное зна­чение КБМ. Таких запросов очень много.

Большое количество запросов идет по де­лам о банкротстве граждан. За первые три недели нам пришло 2,5 тыс. обращений от арбитражных управляющих. Мы для них сделали личный кабинет, чтобы они не тратили время на запрос, а мы не тра­тили время на подготовку ответа. Каждый арбитражный управляющий посредством УКЭП может получить доступ к определен­ной информации в АИС страхования для работы с данными по страховой истории лица, делом о банкротстве которого он за­нимается.

ССТ: Кто и по какой процедуре может получать данные о страховых договорах?

Н. Г.: Любое лицо, которое выступает в какой-либо роли по договору страхова­ния, может в своей части получить доступ к страховой истории в личном кабинете на сайте АО «НСИС». Для доступа нужно пройти процедуру идентификации.

ССТ: Какую информацию может уви­деть страхователь в своей истории?

Н. Г.: История страхования включает все ваши действующие договоры страхования, закончившиеся договоры страхования, список лиц, которые включены в ваш дого­вор страхования. Вы можете также увидеть другие полисы, в которые вы были вписаны в качестве, например, лица, допущенного к управлению транспортным средством, но только в отношении себя — по таким договорам персональные данные страхова­теля и других допущенных к управлению лиц будут недоступны для вас. Это сделано для защиты персональных данных и прочей чувствительной информации по договорам страхования.

ССТ: Гражданам удобно получать ин­формацию о своей страховой истории?

Н. Г.: Чтобы получить доступ к своей страховой истории, достаточно пройти идентификацию, а чтобы скачать файл, нуж­но подписать запрос в АИС страхования с помощью УКЭП физического лица или с помощью Госключа. Это создает сложно­сти, но эта норма прямо указана в законе.

Без личного кабинета на сайте можно проверить информацию о валидности до­говора страхования. Но мы не раскрываем информацию по периоду действия догово­ра, так как считаем, что это чувствительная информация, и она может быть доступна только тем, кому она действительно нуж­на — либо страховщику в момент оформ­ления договора страхования, либо человеку в его личном кабинете.

ССТ: Могут ли страховые агенты и другие посредники получить доступ к данным КБМ?

Н. Г.: Нет. Если агент помогает клиенту оформлять полис, то у него есть информа­ция по договорам страхования от самого клиента. А посторонним лицам эта инфор­мация недоступна.

ССТ: Какую информацию от НСИС могут получать страховщики?

Н. Г.: Страховщики сами владеют инфор­мацией по своему портфелю. При заклю­чении нового договора страхования (полис ОСАГО) они получают информацию, необходимую для заключения договора страхования — проверка документов, рас­чет КБМ и др. Но, кроме того, для стра­ховщиков создаются продукты и сервисы на базе агрегированных данных, то есть не содержащих персональную информацию и по конкретным договорам страхования, для построения андеррайтерских моделей, оценке убыточности портфеля, сопоставле­ния собственного портфеля с общим порт­фелем и для многих других целей и задач.

ССТ: Может ли НСИС предоставлять страховщикам глобальные статистиче­ские данные по рынку, например, для разработки новых продуктов?

Н. Г.: Да, мы сделали продукты для страховых компаний: для моделирования, андеррайтинга, оценки рисков, борьбы со страховым мошенничеством и т. д.

> 4 млн договоров ОСАГО заключено серез АИС страхования за первый месяц

ССТ: Сейчас, через месяц после запуска АИС, были ли выявлены какие-то слож­ности в работе?

Н. Г.: Это полная интеграция с ФОИВами для обогащения данных с целью построе­ния еще более точных прогнозов, оценки, верификации данных и т. д. Как следствие, это приведет к снижению тарифов, росту уровня проникновения страхования, раз­витию рынка в целом, повышению доступ­ности страховых услуг и снижению негати­ва по отношению к рынку, росту доверия к страховщикам и пр.

ССТ: АИСС — это больше справочник или маркетплейс? Планируется ли через НСИС популяризировать свою работу для населения и развивать сервисы в сле­дующем году?

Н. Г.: АИС страхования — это большая база данных, в которой можно построить вообще все. Была бы востребованность со стороны рынка! Нам предстоит еще дли­тельный период стабилизации — это наши планы на 2025 год. Дальше — и маркетплейс, и новые виды страхования, и еще больше данных, чтобы рынок стал более понятным, прозрачным, большим, нужным всем — человеку, бизнесу, государству.

Сейчас мы реализуем интересный проект с использованием искусственного интел­лекта. Пока — для разбора почты, работы с обращениями граждан и других пользо­вателей. По закону важно, чтобы, получив запрос, мы могли однозначно идентифи­цировать человека. По простому письму и даже приложенному скану паспорта это сделать невозможно. Наша задача — не допустить ни одного случая раскрытия чувствительной информации тем, кто ее получить не должен.

Если гражданин отправляет запрос за­казным письмом, то его идентифицирует Почта России. Получение заказного письма является основанием для предоставления страховой истории. Почта России в соот­ветствии со своим регламентом вскрывает письма, делает их скан, и мы получаем документы в том варианте, который может прочитать машина. Искусственный ин­теллект определяет по тексту письма, кто запрашивает, о чем запрос, в какие сроки мы должны ответить и др.

Далее нейросеть «обращается» в АИСС, получает соответствующие запросу данные, компонует шаблон ответа. Ответ подписы­вается УКЭПом компании и отправляется либо на Почту России, либо на электрон­ную почту запрашивающего.

ССТ: Какие дополнительные удобства могут получить страхователи благодаря АИСС?

Н. Г.: На портале Госуслуг в разделе до­кументов на транспорт размещен текущий полис ОСАГО. Нажав на кнопку, можно скачать документ. Это будет не полис страховщика, а его визуализация, подпи­санная УКЭПом НСИС. Документ можно отправить себе на почту или распечатать, а при проверке на дорогах предъявлять как документ, подтверждающий наличие полиса ОСАГО.

Совместно с нашими коллегами из Бе­ларуси мы реализуем проект интеграции информационных систем Белорусского Бюро Транспортного Страхования (ББТС) и АИС страхования в рамках «белой» карты — комбинированного страхования ОСАГО с расширением действия полиса на территорию РБ.

«Белая» карта — это отдельное расшире­ние к основному полису ОСАГО. Любое действие — по расторжению полиса или внесению в него изменений — отражается на полисе «белой» карты. Если депутаты успеют принять закон в этом году, то систе­ма заработает с 1 января 2025 года. Чтобы была возможность проверки валидности полисов, заключенных на территории РБ и РФ, нужна интеграция ИС — мы работа­ем сейчас над этим.

Скорее всего, «белая» карта будет вос­требована и получит распространение среди жителей приграничных регио­нов, у которых большое число поездок в Беларусь. Для редких поездок в сосед­нее государство покупать годовое расши­рение ОСАГО целесообразности, пожа­луй, нет.

Планов много — и в рамках стабилиза­ции системы, и в рамках будущего раз­вития, и модернизации инфраструктуры, и повышения опернадежности и отка­зоустойчивости системы, и выполнения новых требований законов, регулятора, заказов со стороны страховщиков, РСА и ВСС.

Похожие статьи

ЗА КОНКУРЕНЦИЮ НУЖНО БИТЬСЯ

ЗА КОНКУРЕНЦИЮ НУЖНО БИТЬСЯ

Высокая конкуренция, цифровизация, фокус на человека, эффективное саморегулирование рынка, сбалансированное развитие практически по всем видам страхования — это те серьезные достижения,…
КЛЮЧЕВЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ В СФЕРЕ СТРАХОВАНИЯ ВЗГЛЯД СТРАХОВЩИКА

КЛЮЧЕВЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ В СФЕРЕ СТРАХОВАНИЯ ВЗГЛЯД СТРАХОВЩИКА

 Залогом успешного решения задач и преодоления вызовов, с которыми сталкивается страховой рынок, является профессиональное и системное взаимодействие страхового сообщества с профильными…
РИСКОМ НАДО УПРАВЛЯТЬ

РИСКОМ НАДО УПРАВЛЯТЬ

Главным результатом последнего года в перестраховании стало осознание клиентами и страховщиками необходимости более внимательного управления рисками. Руководитель инженерного центра АО «Российская…