- 18 декабря, 2024
- 2
ПРОДОЛЖАТЬ ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Создание НСИС и запуск АИС «Страхование» — это пример положительного движения вперед, поиск регулятором оптимальных решений для всех участников страхового рынка.
ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
Передача АИС ОСАГО и ее преобразование в АИС «Страхование», безусловно, один из наиболее важных и сложных проектов в области информационных технологий на страховом рынке за последние два года.
Переходный период, заложенный в законе об организации НСИС, с параллельным ведением с 1 апреля 2024 года одновременно двух информационных систем подготовил страховщиков к работе с АИС «Страхование», а также к устранению выявленных проблем и на своей стороне, и на стороне нового оператора.
Костяк НСИС составили наиболее подготовленные сотрудники РСА и страховых компаний, поэтому сомнений в успешности перехода с 1 октября 2024 года быть не могло. Действительно, были рабочие обсуждения, например, с какого времени необходимо переходить на новую систему АИС «Страхование», и когда отключать АИС ОСАГО: в 0:00 по Камчатскому времени или московскому? Или в 8:00 по Москве? В итоге нашли решение, которое соответствует правовым нормам и устроило большинство участников информационного обмена.
~ 1 000 000 ЧЕЛОВЕК обратилось за страховой историей в первый месяц работы личного кабинета НСИС
Работа НСИС является открытой для тех страховщиков, которые активно участвуют в рабочих группах НСИС по направлениям и привносят в работу коллег новые идеи, которые принимаются и реализуются в АИС «Страхование».
«ПРЕЖДЕ ВСЕГО — НЕ НАВРЕДИ»
Внедрение таких систем как АИС «Страхование» должно проводиться, в первую очередь, с учетом запросов страхового рынка. Это касается как удобства и полноты сведений, которые страховщики обязаны предоставлять в АИС «Страхование», так и учета тех бизнес-процессов, которые были реализованы страховщиками за последние годы при использовании возможностей АИС ОСАГО и ЕАИС БСИ.
Как и в медицинской этике, основной принцип при преобразовании таких систем должен быть «Primum non nocere» или «Прежде всего — не навреди». Многие компании ранее использовали данные системы БСИ, поэтому неодновременность отключения БСИ и ввод в продуктивный режим коммерческих сервисов немного осложнил переход.
Страховщики, в отличие от других игроков финансового рынка, в меньшей степени ориентированы на прибыль, а выполняют социальную функцию — поддержку граждан в неблагоприятных обстоятельствах
Для выстраивания равноправных и доверительных отношений между участниками страхового рынка (страхователи, страховщики, НСИС и др.), на мой взгляд, в цифровом пространстве необходима идентификация. Требования к страховщикам установлены в далеком 2015 году, когда было запущено электронное страхование ОСАГО в добровольном режиме — каждый документ должен быть подписан УКЭП страховщика. А вот к страхователям у нас таких обязательных требований нет. При получении доступа к цифровым финансовым сервисам необходимо на законодательном уровне внедрить правило обязательности использования системы ЕСИА в комплексе с цифровым профилем гражданина, которые, по факту, уже стали его цифровым паспортом. Иными словами, должен быть реализован простой принцип «Цифровая идентификация — цифровые услуги».
Могут возникнуть опасения, что это обязательное использование УКЭП гражданином может привести к ограничению доступа к цифровым услугам, но пример НСИС показывает, что это не так. Благодаря многообразию способов цифровой идентификации (ЕСИА, банковские сервисы) за первый месяц работы личного кабинета НСИС за страховой историей обратилось около 1 млн человек.
КЛИЕНТСКИЙ ПУТЬ
Использование цифрового профиля позволит не только предоставлять гражданам персонализированные продукты, но и существенно сократить клиентский путь. Кроме того, подключение страховых организаций к цифровому профилю дает возможность переходить к проактивному информированию страховщиков о сложных жизненных ситуациях их клиентов и запускать процедуры выплат без непосредственного обращения страхователя.
Нельзя забывать, что страховщики, в отличие от других игроков финансового рынка, в меньшей степени ориентированы на прибыль, а выполняют социальную функцию — поддержку граждан в неблагоприятных обстоятельствах. Именно поэтому отдельные виды страхования являются обязательными, а договоры — публичными, с фиксированными коридорами страховых тарифов. Никто не может себе представить публичный депозитный или кредитный договор с банком. Поэтому, понимая свою роль в социальной защите граждан, для страховщиков главное — это защита интересов добросовестных страхователей.
ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Возвращаясь к успешно запущенному проекту АИС «Страхование», хотелось бы, чтобы НСИС продолжил открытый диалог со страховщиками, предлагал новые сервисы.
Например, известно, что система прямого возмещения убытков по ОСАГО достаточно сложная, страховой рынок ее постоянно реформирует, чтобы взаиморасчеты в ней были максимально справедливыми. Основным спорным моментом является то, что, несмотря на используемую всеми страховщиками Единую методику расчета, размер возмещения может различаться. А он, в свою очередь, становится основой взаиморасчетов.
Одним из востребованных сервисов на стороне НСИС мог бы стать независимый цифровой сервис оценки повреждений автомобилей и расчет восстановительного ремонта. И здесь, несомненно, движение НСИС в сторону машинного обучения и искусственного интеллекта позволит уйти от человеческого фактора, ускорить процесс расчета, оперативно дать клиенту оценку калькуляции.
В условиях имеющихся проблем с натуральным возмещением можно говорить о возможном сокращении срока урегулирования при цифровом пути клиента. Благодаря изменениям законодательства с 15 июля 2024 года процесс подачи заявления об убытке и взаимодействия со страховщиком реализован в электронной форме. Дополнение его автоматическим расчетом размера возмещения на стороне НСИС и подписание электронного соглашения со страховщиком позволит завершить его онлайн-выплатой без избыточного посещения офиса страховой компании, и, следовательно, повысит комфорт для потерпевших.
В целом, создание НСИС и запуск АИС «Страхование» — это пример положительного движения вперед, поиск регулятором оптимальных решений для всех участников страхового рынка. Хочется пожелать НСИС успехов в развитии новых технологий и сервисов, готовности слышать всех участников страхового рынка независимо от их объема сборов за год, большей открытости и готовности менять жизнь к лучшему.