- 2 сентября, 2017
- 154
ДОСТУП РАЗРЕШЕН
Прямой запрет на дискриминацию лиц с инвалидностью и необходимость обеспечения для них равного доступа к услугам введены в России относительно недавно. С 2016 г. вступили в силу новые положения Закона «О социальной защите в РФ», принятые на основе Конвенции ООН о правах инвалидов. В июле 2017 г. Банк России утвердил трехлетнюю «Дорожную карту», которая предполагает снятие существующих барьеров в финансовом секторе. «Современные страховые технологии» представляют анализ происходящих процессов на основе информации, предоставленной Банком России по запросу журнала.
С точки зрения россиянина, имеющего статус лица с инвалидностью (ЛСИ), пользование услугами финансовых организаций может быть непростым делом по двум причинам. Во-первых, он может испытывать затруднения физического и психологического характера, сталкиваясь с процессами обслуживания, настроенными для обычного клиента. Во-вторых, в некоторых случаях сам статус ЛСИ может оказаться причиной, по которой ему будет отказано в страховании или кредитовании на общих условиях. Судя по тому, что Дорожная карта ЦБ уделяет внимание проблемам обоего рода, к 2020 г. в области обслуживания клиентов категории ЛСИ в финансовых организациях должны произойти изменения. Однако их содержание регулятору еще предстоит конкретизировать.
УСТРАНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ
В Дорожной карте выявлено несколько типов барьеров для ЛСИ. Первый из них связан с физическим доступом. Речь не только о пандусах: например, клиент с нарушениями речи или слуха не сможет воспользоваться колл-центром, с нарушениями зрения — испытает серьезные проблемы у банкомата. Во-вторых, целый блок вопросов связан с работой персонала, который должен быть соответствующим образом проинструктирован. И в-третьих, лица с инвалидностью должны быть в достаточной степени проинформированы. Устранение этих барьеров регулятор начинает в форме рекомендаций. В мае 2017 г. Банк России выпустил информационное письмо, адресованное банковскому сектору. Документ содержит подробный перечень мероприятий, включающий назначение ответственных лиц, адаптацию программного обеспечения, подготовку персонала и др.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПОЛУЧАТ СТРАХОВЩИКИ
По состоянию на август, в Банке России уже проходило внутреннее согласование аналогичное письмо для некредитных организаций. В то же время, более сложную проблему для страхового сектора может представлять содержательный вопрос организации страховых услуг для лиц из категории ЛСИ.