- 2 августа, 2015
- 157
ПОДДЕРЖКА С ИЗДЕРЖКАМИ
Споры о целесообразности создания федеральной перестраховочной компании в страховом сообществе ведутся уже около двадцати лет, то затихая, то возобновляясь. В настоящее время страховой рынок вновь испытывает потребность в наличии государственной перестраховочной емкости, и вопрос о госперестраховщике – опять на повестке дня.
Александр Цыганов
доктор экономических наук, профессор. В 1998–2002 годах руководил информационно-аналитическим центром Всероссийского союза страховщиков (ВСС). Много лет работал заведующим кафедрой управления страховым делом и социальным страхованием Государственного университета управления. В 2007–2009 годах – главный редактор журнала «Управление в страховой компании». В 2009–2010 годах избирался членом Совета директоров ОАО «Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов» (АРИЖК), с 2011 года – член совета директоров ОАО «СК АИЖК». В 2012 году возглавил кафедру «Страховое дело» Финансового университета при Правительстве РФ. Член Всероссийского научного страхового общества. Автор более 200 публикаций по вопросам теории и практики страхования и управления рисками, автор и соавтор нескольких книг, посвященных страховому делу, редактор серии статистических сборников по российскому страхованию. E-mail: sdel@fa.ru
Первое обсуждение и публичная существенная полемика вопроса о целесообразности создания федеральной перестраховочной компании в Российской Федерации состоялись в 1995 году, когда данная тематика была включена в план деятельности Правительства России. В Программе Правительства Российской Федерации «Реформы и развитие российской экономики в 1995–1997 годах» было указано, что «для страхования инвестиций будет создана система страховых учреждений, включающая в себя страховые компании, целевые пулы, Национальную перестраховочную компанию».
Заместителем председателя Правительства России А. Б. Чубайсом проект был формально одобрен, но не нашел практического воплощения. При этом сама идея создания государственного перестраховщика довольно бурно обсуждалась в страховом сообществе и специализированной прессе. Отмечалось, например, что «федеральная перестраховочная корпорация не составит конкуренции ведущим перестраховочным обществам, а станет лишь дополнительным передаточным звеном между перестрахователями и тем же Ллойдом или Мюнхенским перестраховочным обществом». Высказывались опасения, что появится «монополист, законодательно наделенный огромными правами», «монстр, представляющий по своей сути еще одну надстройку с целью его монополизации».
В появившемся несколько позднее постановлении, посвященном развитию рыночной инфраструктуры, Минфину России поручалась в 1998–1999 годах «подготовка рекомендаций о создании специализированных страховых и перестраховочных компаний для работы с предприятиями инфраструктуры товарных рынков».