• 14 марта, 2025
  • 2

Грузовики перевозчиков массово простаивают из-за резкого снижения объемов

Снижение потребительской активности, повышение кредитных и лизинговых платежей, а также массовая приостановка инфраструктурных проектов привели к резкому падению грузовой базы во внутрироссийских перевозках. Результат — падение уровня тарифов на 19,1%. Себестоимость доставки, напротив, выросла на 12% год к году из-за повышения утильсбора, размера лизинговых платежей и уровня ремонтных затрат. В результате рентабельность многих перевозчиков снизилась до отрицательных значений и не менее 20% игроков рынка оказалась на грани или в процессе банкротства.

Уже к концу года такая ситуация может привести к нехватке техники для доставки грузов, повышению среднего уровня тарифов на рынке, а также росту стоимости продуктов питания и товаров народного потребления. Такие выводы делают эксперты в обзоре «АвтоГрузЭкс», подготовленном совместно с «Авто-ПЭК», «Байкал Сервис ТК», ТРАСКО, ГЛТ, Dentro, ГК «Орда».

За январь-февраль 2025 г объем перевозок по России снизился на 30% год к году, сообщил президент «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов. По данным ассоциации, около 20% автопарков перевозчиков простаивают в условиях нехватки грузов. В отдельных регионах — например, Поволжском и Уральском — этот показатель достигает 40%. Средний срок поиска отправлений в сегменте перевозок тентованной техникой увеличился на 67% год к году, до 4-5 дней, добавил глава ГК «ГЛТ» Павел Горбунов.

Данные подтверждает и индикатор аналитиков ATrucks, отражающий баланс между предложениями и свободным транспортом на рынке: коэффициент упал на 73 п.п. год к году и к 24 февраля достиг минус 36.

Больше всего, на 35% год к году за январь-февраль, снизился спрос на доставку товаров категории DIY и строительных материалов, что связано с массовой приостановкой инфраструктурных проектов, рассказал Павел Горбунов.

На втором месте — падение в FMCG-сегменте на 25-30% год к году. Причины: снижение потребительской активности и масштабное расширение парков маркетплейсов, крупных ритейлеров, к которым перетекает большая часть отправлений, поясняют Павел Горбунов и Александр Шилинчук, заместитель генерального директора по автомобильным перевозкам ТРАСКО.

На третьем месте промышленные грузы, объем поставок которых сократился на 20% год к году на фоне снижения экспортных показателей.

Падение объемов грузоперевозок связано также с резким увеличением ключевой ставки, кредитных и лизинговых платежей, считает Павел Горбунов. Из-за того, что компаниям не выгодно вкладываться в производство и поставки товаров на длительный срок, Россия столкнулась с «замиранием» торговли, добавил первый заместитель генерального директора «Байкал Сервис ТК» Александр Зарецкий.

«Сегодня рынок диктует такие условия, что перевозчики уже не могут выбирать для себя более или менее выгодные заказы. В ряде случаев им приходится работать ради сохранения оборотных средств, даже если перевозка не приносит фактической прибыли», — подчеркнул операционный директор Dentro Илез Хамурзиев.

Доставка «в убыток», демпинг и последствия для рынка

На фоне снижения объемов доставки конкуренция за оставшиеся грузы обострилась. Чтобы избежать простоев транспортных средств, перевозчики массово снижают стоимость услуг. Сильнее всего демпингуют недобросовестные компании, которым удается сократить вплоть до 20% затрат за счет оптимизации налогов и сборов, подчеркнул Вадим Филатов.

В результате средний уровень спотовых тарифов на рынке снизился на 19,1% год к году, до 52,3 руб. за км по состоянию на март, согласно данным аналитиков ATI.su. Кроме того, некоторые крупные заказчики используют рыночную ситуацию для пересмотра контрактов в свою пользу, подчеркнул Павел Горбунов.

В условиях обострившейся конкуренции за грузы и сниженных тарифов перевозчики стараются заключать длительные контракты с фиксированными ставками в среднем на три месяца, рассказал Дмитрий Иевлев, генеральный директор «Авто-ПЭК» (входит в Группу компаний ПЭК).

Вместе с тем за год себестоимость доставки выросла на 12%, размер лизинговых платежей увеличился на 30 п.п. (до 27-28%), утильсбора — на 75-80% год к году, ремонтных затрат — на 20% год к году, подчеркнул Вадим Филатов. Он добавил, что в условиях снижения рентабельности деятельность компаний уже становится убыточной.

Кроме того, согласно данным «Газпромбанк Лизинг», к концу 2024 года, компании по всей стране вернули лизингодателям порядка 17,5 тыс. грузовых ТС и финансовая нагрузка на игроков рынка продолжает расти.

Уход крупных и небольших транспортных компаний приведет к сокращению рынка не менее чем на 10% транспортных средств, подчеркнул генеральный директор ТК «Орда» Руслан Сафин.

На данный момент уход таких перевозчиков будет незаметным, но после оживления торгового и производственного сегментов размер дефицита транспорта на рынке превысит показатели 2023 года, когда только за январь-июнь тарифы выросли на 38%, добавил Александр Зарецкий со ссылкой на данные ATI.su.

Руслан Сафин прогнозирует рост тарифов на грузоперевозки не менее чем на 30% к 4 кварталу этого года, что приведет к значительному повышению стоимости товаров, в том числе продуктов питания и первой необходимости.

«Чтобы предотвратить массовый уход с рынка перевозчиков и, как следствие, роста стоимости продукции, мы предложили государственным органам детальный план, направленный на повышение прозрачности в логистическом секторе и оперативные меры поддержки игроков, в том числе системообразующих», — подчеркнул Вадим Филатов.

В числе этих мер: отсрочка платежей по взносам во внебюджетные фонды, снижение ставки по ним почти в два раза — до 15,1%, компенсация лизинговых платежей, льготные кредиты на инвестиционные цели и пополнение оборотного капитала, а также безвозмездные субсидии организациями на сохранение занятости сроком на два года. Это позволит компаниям рынка адаптироваться к изменениям и сохранить текущие мощности, избежав банкротств, резюмировал он.

Похожие статьи

ПЭК назвал наиболее требовательные к перевозке саженцы

Весной жители России высаживают на дачных участках тысячи видов растений и цветов. Как избежать их повреждения при доставке, рассказал директор департамента…

АШАН застраховал доставку товаров в СберСтраховании на 30 млрд…

Торговая сеть АШАН застраховала перевозку товаров почти на 30 млрд рублей в СберСтраховании. Полис покрывает транспортировку любым видом транспорта: сухопутным, водным…

Салфетки на миллион – выплата «Согласия»

Компания компенсировала почти миллион рублей в рамках договора страхования ответственности перевозчиков.