• 17 марта, 2025

Курс на клиентоцентричность и прозрачность

Мамута Михаил

Член Совета директоров Банка России, руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг

Курс на клиентоцентричность и прозрачность

В 2024 году наметилась тенденция на снижение количества жалоб потребителей на действия страховщиков и страховые продукты. Позитивные изменения приносят совместные усилия страхового сообщества и Банка России. Быстрое развитие новых и перспективных направлений в страховании потребуют в будущем дополнительного внимания и совместных усилий. Каких именно — рассказывает Михаил Мамута, член Совета директоров Банка России, руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг.

ССТ: В отчете о работе с обращениями указано, что одним из основных драйве­ров снижения общего количества жалоб в адрес Банка России выступили субъ­екты страхового дела. Какое количество жалоб на страховые компании поступи­ло в 2024 году, и насколько устойчива тенденция снижения жалоб в последние несколько лет?

Михаил Мамута: В минувшем году мы получили свыше 40 тыс. жалоб по вопросам страхования — это на 30 % меньше, чем в 2023 году. Причем, динамика была разнонаправ­ленной от месяца к месяцу и зависела от разных факторов.

Хочу отметить, что количество жалоб стало снижаться только в прошлом году. В 2023 году и в 2022 году мы фик­сировали рост обращений по страхо­вым тематикам.

ССТ: По каким видам произошло наибольшее снижение количества жалоб, и что повлияло на достигнутый результат? Как Вы оцениваете усилия страхового рынка по снижению количе­ства жалоб?

М. М.: Мы отметили заметное сокращение обращений по ОСАГО — на 35 %, до 29,8 тыс. И так как оно занимает основную долю в структуре жалоб на страховщиков (74,3 %), то та­кое снижение повлияло и на общую картину.

Меньше люди стали жаловаться на расчет коэффициента бонус-малус (КБМ), во многом благодаря тому, что изменились процедуры оспаривания. Раньше значительную долю всех жалоб на ОСАГО составляли шаблонные об­ращения по проверке коэффициента. Их за плату оформляли посредники, хотя граждане могут самостоятельно и бесплатно исправить КБМ через своего страховщика. Сейчас свой КБМ можно узнать в личном кабинете на сайте Национальной страховой ин­формационной системы (НСИС), и там же оставить обращение, если вы не со­гласны со значением коэффициента. В результате всех этих мер к концу года такие шаблонные жалобы практически перестали нам поступать.

Сейчас свой КБМ можно узнать в личном кабинете на сайте НСИС, и там же оставить обращение, если вы не согласны со значением коэффициента.

Надо сказать, что значительно сни­зилось число жалоб на доступность ОСАГО: в 7,5 раз или на 4,4 тыс. Здесь свою роль сыграл поведенческий над­зор: мы активно анализировали откры­тые данные — сайты страховых компа­ний, СМИ, отзывы на маркетплейсах. Если видели нарушения, проводили надзорные встречи со страховщиками, а по итогам контрольных мероприя­тий принимали меры. Хочу выразить благодарность страховым компаниям, которые проявили клиентоориентиро­ванность в этом вопросе, не дожидаясь надзорных мер.

Кроме того, на 43 % или на 1,3 тыс. снизилось количество жалоб на стра­хование от несчастных случаев и бо­лезней.

Мы видим, что страховые компа­нии совершенствуют внутренние процедуры, повышают прозрачность предоставляемых услуг и внедряют современные цифровые технологии, это приводит к улучшению взаимодей­ствия с потребителями и укреплению доверия к страховым услугам.

Но останавливаться на достигнутом не стоит. Возможности для даль­нейшего повышения ка­чества работы с потреби­телями есть, и их нужно использовать.

ССТ: Насколько эффективно, с Вашей точки зрения, работа финансового уполномоченного защищает интересы потребителя и повышает качество рабо­ты страхового рынка?

М. М.: Если помните, деятельность финансового омбудсмена началась 5 лет назад с рассмотрения обраще­ний потребителей финансовых услуг именно в отношении страхового рынка. И за это время, как мы видим, таких обращений становится меньше. Полагаем, что страховщики выстраива­ют свои внутренние бизнес-процессы в том числе с учетом решений, которые выносит финансовый уполномочен­ный. Это стимулирует компании улуч­шать качество услуг и прозрачность условий договоров.

Кроме того, мы плодотворно сотруд­ничаем со Службой финансового упол­номоченного, постоянно обмениваемся актуальными надзорными практиками на страховом рынке, информируем другу друга о выявленных недобросовестных прак­тиках страховщиков, а также оперативно принимаем меры по пресечению неприемлемого поведения участников рынка. Все это нам помогает корректи­ровать регулирование и предотвращать массовые нарушения.

Таким образом, работа финансового уполномо­ченного не только защищает конкретных клиен­тов, но и способствует развитию цивилизованного страхового рынка, где добросовестные компании получают конкурентные преимущества, а потребите­ли могут уверенно пользоваться услугами.

ССТ: Несмотря на проделанную работу и общий положительный тренд, жалобы на страховщиков есть. Какие аспекты деятельности страховых организаций вызывают наибольшее количество жалоб — сумма страховой выплаты, мисселинг, долгий срок ожидания выплаты, нарушение условий договора и др.? Какие меры вы предпринимаете, чтобы минимизировать количество жалоб?

М. М.: Действительно, несмотря на все усилия регулятора и страховщиков, жалобы продолжают поступать. Но это не всегда плохо. Жалобы — это своего рода сигнал от потребителя, что есть пробле­мы, которые необходимо решать.

Если посмотреть на статистику за прошлый год, то можно увидеть, что в основном жалобы связа­ны с нарушением сроков и несогласием с размером страховых выплат, также обращаются с требованиями раскрытия информации, сообщают нам о недобросо­вестных практиках продаж. Эти проблемы остаются ключевыми для страхового сектора и требуют постоян­ного внимания со стороны регулятора. Но, к сожале­нию, есть ситуации, на которые мы не можем повли­ять. Я говорю про сложности с наличием и сроками поставки запасных частей для ремонта автомобилей в рамках ОСАГО или каско.

Банк России активно взаимодействует с участника­ми финансового рынка. Мы стараемся не дожидаться поступления большого числа жалоб, но выявлять проблемы на ранней стадии, работая на опережение.

В первую очередь, мы это делаем через рекомен­дации и разъяснения. Если выявленная проблема затрагивает большинство участников рынка, мы вы­пускаем общие рекомендации. Они также имеют профилактический характер, поскольку направлены на предупреждение распространения неприемлемой практики. У себя на сайте мы регу­лярно размещаем лучшие и худшие практики, которые мы выявляем.

Другой инструмент, который мы используем, — методические ре­комендации. В прошлом году выпу­щены Методические рекомендации по предоставлению потребителям финансовых продуктов (дополнитель­ных услуг) в дистанционных каналах (№ 22-МР от 27.12.2024). Потому что люди сейчас предпочитают совершать сделки онлайн, через телефон откры­вают вклады, покупают страховку. Это быстро и удобно. Но некоторые недо­бросовестные финансовые организации пытаются злоупотреблять возможно­стями онлайн-каналов: подсвечивают наиболее привлекательные стороны продукта, а наименее выгодные стара­ются спрятать. Нужно навести порядок в этой сфере. Мы рекомендовали рынку внедрить рекомендации не позднее IV квартала 2025 года. Если в ходе мониторинга увидим, что рынок не спе­шит это делать, подумаем о разработке регулирования.

Своевременная разработка докумен­тов мягкого регулирования позволяет купировать всплески жалоб от по­требителей. Так, в первой половине 2024 года, когда многие регионы ока­зались в зоне наводнения, Банк России рекомендовал упростить и ускорить урегулирование убытков по догово­рам страхования для пострадавших от наводнений. В частности, компани­ям было предложено самостоятельно запрашивать необходимые подтверж­дающие документы в профильных ведомствах, а также учитывать информацию, которая у них уже есть в наличии1. Благодаря этому, а также организованной в регионе горячей линии и распространению листовок с разъяснением порядка действий, мы заранее сняли возможные вопросы пострадавших граждан и не дали повод для недовольства.

Во второй половине 2024 года Банк России рекомендовал страховщикам принять меры по поддержке граждан, застрахованных по договорам личного страхования и (или) заключивших договоры страхования недвижимого имущества, на территории Белгород­ской, Брянской и Курской областях в связи со сложившейся чрезвычайной ситуацией2, что тоже имело положи­тельный эффект.

Среди других эффективных ин­струментов — надзорные встречи с участниками рынка и контрольные мероприятия. Так, в начале прошлого года мы провели ряд встреч с круп­нейшими страховыми компания­ми, где обсудили возможные меры по улучшению их взаимодействия с клиентами, чтобы снизить жалобы. Кроме того, сотрудники Банка России проводят контрольные мероприятия, в том числе по доступности услуг.

Безусловно, только применения над­зорных мер недостаточно. Важное зна­чение имеет актуализация страхового законодательства с учетом современ­ных реалий и сложившихся практик. Как я уже говорил, в 2024 году зара­ботала новая автоматизированная информационная система страхо­вания, и появился новый оператор этой системы (НСИС). Благодаря этому, кардинально изменился подход к рассмотрению обращений граждан по вопросу КБМ.

Мы активно взаимодействуем с ФАС России по выявлению недобросовестной рекламы финансовых услуг

Нередко наша работа пересекается с интересами и сферой деятельности иных государственных органов. Так, мы активно взаимодействуем с ФАС России по выявлению недобросо­вестной рекламы финансовых услуг. В течение последних лет активно ведем совместную работу с Роспотреб­надзором по борьбе с навязыванием договоров страхования, в том числе при покупке авиа- и железнодорожных билетов и др.

ССТ: Есть ли какие-то направления в страховании, по которым наблюдается рост числа жалоб? Какие меры могут быть применены для обеспечения за­щиты прав потребителей в этих направ­лениях?

М. М.: В 2024 году наблюдался рост жалоб, связанных с автокаско — на 28,3 % до 1,4 тыс., и с доброволь­ным медицинским страхованием, в том числе выезжающих за рубеж — на 57,3 % до 0,6 тыс. Однако доля этих видов страхования в общей структуре жалоб на страховщиков невелика — всего 3,4 % и 1,6 % соответственно. Поэтому в абсолютных цифрах этот рост пока не вызывает наших опасений.

На рынке ОСАГО, как я уже говорил, растет число обращений автомоби­листов, которые недовольны тем, как возмещаются убытки. Во многом это обусловлено сложностями в поиске необходимых запчастей для ремонта автомобилей из-за санкционных огра­ничений. Мы надеемся, что частично решит проблему увеличение сроков ремонта до 45 дней. Соответствующий законопроект находится на рассмотре­нии в Госдуме.

Изменение числа жалоб в 2024 году по видам страхования

Вид страхования Динамика Доля от всех жалоб по страхованию
ОСАГО -35 % 74,3 %
Страхование от несчастных случаев и болезней -43 %
ДМС, в т.ч. выезжающих за рубеж +53,7 % 1,6 %
Автокаско +28,3 % 3,4 %

ССТ: С какими неприемлемыми прак­тиками на страховом рынке пришлось столкнуться в своей работе возглавляе­мой Вами Службе? Какие меры привели к существенному снижению жалоб?

М. М.: Это, в первую очередь, недо­бросовестные продажи — навязывание клиентам сложных договоров страхо­вания жизни с инвестиционной состав­ляющей (ИСЖ и НСЖ) без должного информирования о рисках. С октября прошлого года начало действовать тестирование неквалифицированных инвесторов при продаже им таких договоров.

Кроме того, мы выявили практику включения в договоры страхования исключений, существенно ограничива­ющих страховое покрытие. Например, некоторые страховщики предлагали полисы с минимальной страховой защитой, акцентируя внимание только на инвестиционной составляющей, но не разъясняя условия выплат. Мы провели ряд надзорных встреч со страховыми компаниями и вместе поработали над изменениями биз­нес-процессов.

Мы также видели нарушения сроков страховых выплат, необоснованные отказы в возмещении ущерба, осо­бенно в автостраховании, и недоста­точную прозрачность при раскрытии информации об условиях договоров — к нарушителям применялись надзор­ные меры.

По ОСАГО наиболее распространен­ной проблемой является необоснован­ная замена натурального возмещения (ремонта) денежной компенсацией. Нарушители получили предписания.

Как я уже говорил, при выявлении недобросовестных практик мы при­меняем меры к нарушителям. А в не­которых случаях стараемся вместе с законодателями усовершенствовать действующее регулирование.

ССТ: Последние несколько лет страхо­вой рынок развивается очень активно.

Видите ли вы какие-то зоны риска, где могут возникнуть нарушения прав потребителей со стороны страховщиков, и как их можно профилактировать?

М. М.: Сейчас мы видим несколько зон риска. Среди них — недостаточная прозрачность условий страховых дого­воров, неясность механизмов возмеще­ния и информирования клиентов. Если компания не предоставляет клиенту полную и достоверную информацию об условиях страхования, это создает предпосылки для возникновения кон­фликтных ситуаций и недобросовест­ных практик в работе с потребителями.

Особое внимание мы уделяем исполь­зованию компаниями искусственного интеллекта в своих бизнес-процессах. Сегодня Банк России обеспокоен вопросами, как сохранить конфиден­циальной информацию при исполь­зовании ИИ, как устранить ошибки, которые могут возникать при работе с ИИ, создавая для потребителей новые барьеры и ограничения. Пока у нас отсутствуют нормы и требования к работе с ИИ, поэтому мы изучаем эту отрасль и оцениваем возможные потребительские риски.

Профилактическая работа в этой сфере требует комплексного подхода. В первую очередь, необходимо усиле­ние контроля за соблюдением законо­дательства в сферах страхования, плат­форменной торговли, цифровизации со стороны органов государственного надзора, а также совершенствование нормативно-правовой базы с учетом специфики современных рыночных условий.

С другой стороны, важно, чтобы сами страховые компании становились более клиентоцентричными, не допу­скали появления продуктов с низкой клиентской ценностью, стремились к прозрачному и справедливому ценоо­бразованию. Также важно честно и от­крыто информировать своих клиентов об особенностях продуктов, и при необходимости проводить разъясни­тельную работу.

Такой системный подход позволит снизить риски нарушений прав потре­бителей и укрепить доверие к страхо­вому рынку.

Важно, чтобы страховые компании не допускали появления продуктов с низкой клиентской ценностью, стремились к прозрачному и спра­ведливому ценообразо­ванию.

ССТ: Какова роль отраслевых стандар­тов ВСС в обеспечении качества работы страховщиков? Есть ли необходимость во внутренних стандартах, касающихся поведенческого контроля, или достаточ­но того, что его осуществляет регу­лятор? А если внутренние стандарты нужны, то, как они должны сочетаться с требованиями Банка России?

М. М.: Базовые и внутренние стандар­ты ВСС формируют набор требований, которые ведут к прозрачности и объек­тивности в работе страховых компа­ний. Они дополняют регулирование, помогая страховщикам оператив­но реагировать на из­менения в рыночных условиях и обеспечивать необходимый уровень сервиса, который отвеча­ет ожиданиям потреби­телей. Такие стандарты служат дополнительным инструментом саморегу­лирования и способствуют формиро­ванию культуры этичного взаимодей­ствия с клиентами, что особенно важно для повышения доверия и стабильно­сти на страховом рынке.

В какой-то мере стандарты ВСС являются отражением результатов поведенческого надзора Банка России. Мы доводим результаты нашей работы до страхового рынка на конференциях и форумах, надзорных встречах и со­вещаниях с рынком, а рынок в свою очередь формирует базовые и внутрен­ние стандарты.

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…