• 5 июня, 2018

ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ – ФУНДАМЕНТ СТРАХОВОГО РЫНКА

Крайнова Ольга

Руководитель АНО «СОДФУ» Ольга Крайнова

Защита прав потребителей страховых услуг — это основа эффективного, конкурентного и справедливого страхового рынка. И поведение страховых организаций по отношению к потребителям страховых услуг, и действия самих потребителей являются значимыми факторами, влияющими на развитие этого рынка

Хотелось бы начать с самого важного: потребитель должен получать всю информацию о приобретаемом страховом продукте до принятия решения о его приобретении. Потому что одна из основных причин недоверия граждан к рынку страхования обусловлена формированием у них неоправданных ожиданий от страхового продукта. Причем в основе этих неоправданных ожиданий чаще всего лежит отсутствие полной, точной и подробной информации о характеристиках этого продукта.

Так, например, Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России выявляла случаи введения потребителя в заблуждение относительно доходности по договорам инвестиционного страхования жизни (ИСЖ).

Такое страхование предлагалось гражданину под видом высокодоходной инвестиции и в качестве альтернативы банковскому вкладу. При этом страховая компания не сообщала потребителям о важных особенностях продукта, отличающих его от банковского вклада:

ПРОЗРАЧНОСТЬ И ДОВЕРИЕ

Еще одной острой проблемой, которую мы выявляем, анализируя жалобы потребителей, стало навязывание страхования при заключении кредитных договоров. В подобном случае клиент, как правило, не располагает информацией о возможности или невозможности получения части страховой премии при досрочном погашении кредита, о возможности получения кредита на тех же условиях, но без заключения договора страхования, наконец, о возможности отказаться от страховки в «период охлаждения».

Служба по защите правпотребителей и обеспечению доступности финансовыхуслуг Банка России выявляла случаи введения потребителяв заблуждение относительно 
доходности по договорам инвестиционного страхования жизни.

Кроме того, при оформлении кредита потребителя могут подключить к договору коллективного страхования, по которому страхователем является банк, и нередко в случае досрочного погашения долговых обязательств потребитель оказывается не в состоянии получить обратно уплаченные за страховку средства. При этом информация об условиях расторжения и отказа от участия в договоре коллективного страхования потребителю не предоставляется.

Введение потребителей в заблуждение при заключении договоров страхования, недостаточное их информирование об условиях и свойствах предлагаемых страховых продуктов, а также присущих этим продуктам рисках в совокупности формируют недоверие населения к страховому рынку, а значит, влекут за собой снижение интереса к страховым продуктам и, как следствие, негативно отражаются на развитии страхового рынка в целом.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…