- 16 ноября, 2018
- 158
НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
В этом году система обязательного медицинского страхования России отмечает 25-летний юбилей. О том, как развивалось ОМС на Урале и какие задачи стоят перед ней сейчас, журналу «ССТ» рассказал директор ТФОМС Свердловской области Валерий Александрович Шелякин.
— Сейчас активно обсуждается проблема доступности медицинской помощи. Граждане жалуются на долгие сроки ожидания приема у специалистов, навязывание платных услуг, проблемы лекарственного обеспечения. Насколько остры эти проблемы в Свердловской области и какие позитивные тренды можно отметить?
— Всю нашу четвертьвековую историю мы по большей части занимаемся тем, что обнаруживаем, обсуждаем и решаем проблемы доступности медицинской помощи. С одной стороны, я очень далек от утверждений, что в здравоохранении, в финансировании медицинской помощи не осталось никаких проблем, с другой, могу уверенно говорить, что так благополучно, как сейчас, мы не жили никогда.
Рост стоимости территориальной программы в этом году по сравнению с прошлым годом составил 18 % или более 8 млрд рублей, причем все это — исключительно средства субвенции Федерального фонда. Такие параметры бюджета позволяют обеспечивать достойный уровень оплаты труда медперсонала: средняя зарплата врачей по Свердловской области более 66 тысяч рублей, среднего и младшего медперсонала — 33 и 32 тыс. рублей. И, одновременно, удовлетворять потребности населения в медицинских услугах, в том числе — дорогостоящих, высокотехнологичных.
Более 500 методов высокотехнологичной медицинской помощи оплачивает система ОМС
В 2,5 раза выросло число обращений пациентов в ТФОМС и страховые компании
250 тыс. обращений прогнозирует Свердловский ТФОМС по итогам 2018 года
Приведу пример. Сегодня региональная система ОМС оплачивает более 500 методов высокотехнологичной медпомощи, с 2018 года в систему включены несколько новых дорогостоящих методов, в том числе, сложные кардиохирургические операции и операции на позвоночнике, лечение пациентов с термотравмами при ожогах тела 50 % и более. Стоимость одного такого случая может достигать 1,5 млн рублей. Но главное достижение в части «высокотеха» состоит в том, что за последние годы мы существенно сократили сроки ожидания подобной помощи, а многих пациентов и вовсе оперируем сразу после обследования и проведения необходимых анализов, например — эндопротезирование тазобедренного сустава.
Это не значит, что проблем нет. Отдельных исследований и услуг действительно порой приходится ждать долго. Есть объективный дефицит узких специалистов, особенно в первичном звене. До сих пор нередки случаи, когда врач говорит: «За деньги — завтра, а по полису — только через месяц». Но позитивный тренд заключается в том, что пациент теперь знает, куда идти со своей бедой: за последние два года число обращений в страховые компании выросло в 2,5 раза и, по нашим прогнозам, в 2018 может достичь 250 тысяч. Здесь, конечно, минимум жалоб, в основном это обращения в связи с получением или заменой полиса, вопросы по диспансеризации, консультации по вопросам гарантированных объемов помощи в рамках территориальной программы. Но сам факт того, что граждане знают, для чего нужна страховая компания и по какому телефону можно найти своего страхового представителя, кажется мне очень важным.