ДИАЛОГ — ГАРАНТИЯ УСПЕХА

Чуб Алексей

Старший вице-президент САО «ВСК»

Принципиально важно, что Стратегия развития страховой отрасли готовилась в режиме открытого диалога между органами государственной власти и профессиональными объединениями страховщиков. Это поможет избежать конфликта интересов и добиться максимальной реализации поставленных в ней задач.

Разработка стратегии развития любой отрасли экономики представляет собой важный, конструктивный инструмент взаимодействия бизнеса и органов государственной власти. Применительно к страховому рынку таким инструментом является Стратегия развития страховой отрасли Российской Федерации на период до 2021 года. Стратегия подготовлена с учетом «Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019–2021 годов» Банка России и согласована с регулятором.

В ее создании приняли участие страховые организации и профессиональные объединения страховщиков — Всероссийский союз страховщиков, Российский союз автостраховщиков, Национальный союз страховщиков ответственности, Национальный союз агростраховщиков. Наряду с ними активными участниками процесса стали Банк России, Минфин России, Минэкономразвития и другие органы власти.

Совершенно очевидно, что документ масштаба стратегии развития целой отрасли станет более значимым, а большинство задач реализовано в большем объеме, если на самых ранних этапах в его разработку вовлечены представители страховой отрасли, регулятор, органы исполнительной и законодательной власти. Чем более активно идет обсуждение, тем более полным и консолидированным будет конечный документ. Чем шире взгляд на существующие проблемы, на перспективы развития отрасли, тем в большей степени финальный документ будет отвечать интересам и страхового сообщества, и регулятора, и государства в целом. Такой подход вполне соответствует и интересам граждан, так как учитывает их самым непосредственным образом.

Все предшествующие документы — Основные направления развития, Стратегия развития на долгосрочную перспективу — выполнены не более чем на 30 % от заявленных задач. В числе прочего потому, что эти документы отражали интересы страхового сообщества и не учитывали задачи государства в целом, как и потребности рядовых граждан. При их реализации неминуемо возникали конфликты интересов. На этапе разработки новой стратегии сделано всё, чтобы этого избежать.

Одним из ярких примеров согласования комплекса интересов в новой стратегии является исполнение задачи по либерализации ОСАГО. Решения этой проблемы требовали и автовладельцы, и государство. Страховое сообщество давно пришло к выводу, что необходим выход из жесткого тарифного коридора. В результате было проведено широкое обсуждение, привлечены общественные организации. Страховщики и регулятор пришли к пониманию, что наступило время, когда реально можно переходить к либерализации тарифа.

Еще один пример — создание службы финансового уполномоченного. Рост недовольства наблюдался и со стороны потребителя страховых услуг, и со стороны регулятора, которому приходилось работать под прессингом огромного количества жалоб, и со стороны страховщиков, сталкивающихся с масштабными злоупотреблениями и недобросовестными действиями. Так, в 2018 году в Банк России только по ОСАГО поступило более 44 тысяч жалоб.

В результате, рабочая группа при участии ЦБ РФ сформировала концепцию, которая нашла отражение в законе — теперь у нас есть эффективный инструмент разрешения спорных ситуаций между страховщиком и потребителем.

В целях повышения эффективности работы для руководства профессиональных объединений страховщиков введена система KPI, в соответствии с которой оценивается степень реализации запланированных Стратегией мероприятий. Но решать включенные в Стратегию задачи только силами страхового сообщества, без участия законодательных и исполнительных органов власти, невозможно. Большую роль в реализации Стратегии призвана сыграть совместная работа страховщиков и государства в рамках различных комитетов и рабочих групп по вопросам страхования, которые созданы и активно функционируют не только в рамках профессиональных объединений страховщиков, но и на площадках органов государственной власти: при Банке России, Минфине, ФАС России, а также при профильных комитетах Государственной Думы и Совета Федерации.

В нашем государстве перед органами исполнительной и законодательной власти стоит очень много иногда противоречивых задач. Страховщикам на современном этапе очень важно правильно выстраивать взаимодействие с исполнительной и законодательной властью, встраиваться в их приоритетные планы.

Сейчас, когда намечены основные направления и определены цели, нужно работать с теми государственными институтами, от которых зависит принятие тех или иных важных для исполнения Стратегии законов. Нужно обеспечить гармонизацию принятия решений государственных структур в соответствии с задачами Стратегии. Грубо говоря, необходимо, чтобы наши страховые «хотелки» легли в планы работы государственных органов. Как и наоборот: страхование должно учитывать интересы экономического развития государства и действительно стать инструментом, обеспечивающим это развитие.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…