- 21 мая, 2019
- 181
ДИАЛОГ — ГАРАНТИЯ УСПЕХА
Принципиально важно, что Стратегия развития страховой отрасли готовилась в режиме открытого диалога между органами государственной власти и профессиональными объединениями страховщиков. Это поможет избежать конфликта интересов и добиться максимальной реализации поставленных в ней задач.
Разработка стратегии развития любой отрасли экономики представляет собой важный, конструктивный инструмент взаимодействия бизнеса и органов государственной власти. Применительно к страховому рынку таким инструментом является Стратегия развития страховой отрасли Российской Федерации на период до 2021 года. Стратегия подготовлена с учетом «Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019–2021 годов» Банка России и согласована с регулятором.
В ее создании приняли участие страховые организации и профессиональные объединения страховщиков — Всероссийский союз страховщиков, Российский союз автостраховщиков, Национальный союз страховщиков ответственности, Национальный союз агростраховщиков. Наряду с ними активными участниками процесса стали Банк России, Минфин России, Минэкономразвития и другие органы власти.
Совершенно очевидно, что документ масштаба стратегии развития целой отрасли станет более значимым, а большинство задач реализовано в большем объеме, если на самых ранних этапах в его разработку вовлечены представители страховой отрасли, регулятор, органы исполнительной и законодательной власти. Чем более активно идет обсуждение, тем более полным и консолидированным будет конечный документ. Чем шире взгляд на существующие проблемы, на перспективы развития отрасли, тем в большей степени финальный документ будет отвечать интересам и страхового сообщества, и регулятора, и государства в целом. Такой подход вполне соответствует и интересам граждан, так как учитывает их самым непосредственным образом.
Все предшествующие документы — Основные направления развития, Стратегия развития на долгосрочную перспективу — выполнены не более чем на 30 % от заявленных задач. В числе прочего потому, что эти документы отражали интересы страхового сообщества и не учитывали задачи государства в целом, как и потребности рядовых граждан. При их реализации неминуемо возникали конфликты интересов. На этапе разработки новой стратегии сделано всё, чтобы этого избежать.
Одним из ярких примеров согласования комплекса интересов в новой стратегии является исполнение задачи по либерализации ОСАГО. Решения этой проблемы требовали и автовладельцы, и государство. Страховое сообщество давно пришло к выводу, что необходим выход из жесткого тарифного коридора. В результате было проведено широкое обсуждение, привлечены общественные организации. Страховщики и регулятор пришли к пониманию, что наступило время, когда реально можно переходить к либерализации тарифа.
Еще один пример — создание службы финансового уполномоченного. Рост недовольства наблюдался и со стороны потребителя страховых услуг, и со стороны регулятора, которому приходилось работать под прессингом огромного количества жалоб, и со стороны страховщиков, сталкивающихся с масштабными злоупотреблениями и недобросовестными действиями. Так, в 2018 году в Банк России только по ОСАГО поступило более 44 тысяч жалоб.
В результате, рабочая группа при участии ЦБ РФ сформировала концепцию, которая нашла отражение в законе — теперь у нас есть эффективный инструмент разрешения спорных ситуаций между страховщиком и потребителем.
В целях повышения эффективности работы для руководства профессиональных объединений страховщиков введена система KPI, в соответствии с которой оценивается степень реализации запланированных Стратегией мероприятий. Но решать включенные в Стратегию задачи только силами страхового сообщества, без участия законодательных и исполнительных органов власти, невозможно. Большую роль в реализации Стратегии призвана сыграть совместная работа страховщиков и государства в рамках различных комитетов и рабочих групп по вопросам страхования, которые созданы и активно функционируют не только в рамках профессиональных объединений страховщиков, но и на площадках органов государственной власти: при Банке России, Минфине, ФАС России, а также при профильных комитетах Государственной Думы и Совета Федерации.
В нашем государстве перед органами исполнительной и законодательной власти стоит очень много иногда противоречивых задач. Страховщикам на современном этапе очень важно правильно выстраивать взаимодействие с исполнительной и законодательной властью, встраиваться в их приоритетные планы.
Сейчас, когда намечены основные направления и определены цели, нужно работать с теми государственными институтами, от которых зависит принятие тех или иных важных для исполнения Стратегии законов. Нужно обеспечить гармонизацию принятия решений государственных структур в соответствии с задачами Стратегии. Грубо говоря, необходимо, чтобы наши страховые «хотелки» легли в планы работы государственных органов. Как и наоборот: страхование должно учитывать интересы экономического развития государства и действительно стать инструментом, обеспечивающим это развитие.