- 16 марта, 2020
- 154
КУРС НА ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ
Страховщики незаслуженно имеют репутацию консерваторов, далеких от «цифры». Генеральный директор компании «АльфаСтрахование» и глава комитета ВСС по электронной коммерции и цифровым сервисам Владимир Скворцов одной из своих целей видит развенчание этого мифа. О стратегии работы комитета в этом направлении и прорывных инициативах страховой отрасли он рассказал читателям журнала.
Современные страховые технологии: Как Вы оцениваете текущее состояние электронной коммерции в целом и в страховании — в частности.
Владимир Скворцов: Доля электронной коммерции в самых разных сферах торговли неуклонно растет. В некоторых отраслях, возможно, она уже вышла на какое-то плато, но тенденция перевода простых, понятных потребителю продуктов в цифровой формат сохраняется.
Сейчас развернулась большая дискуссия о том, где находится порог сложности продукта, который целесообразно продавать или покупать в интернете. Однако понятие сложности — различно для разных отраслей и потребителей. Процесс цифровизации очень активен: то, что было невозможно вчера, становится совершенно естественным завтра. Яркий пример тому — продажи авиабилетов. Раньше покупка билета онлайн считалась очень сложным процессом, и люди боялись этого. Сейчас же мы постоянно пользуемся этим сервисом.
Что касается электронной коммерции в страховании, здесь есть несколько важных моментов. Прежде всего, не нужно забывать о том, что страхование — это услуга, а не товар, который можно пощупать. Кроме того, это все еще сложный для понимания потребителя финансовый продукт. Именно поэтому перед приобретением страхового полиса зачастую люди предпочитают сначала побеседовать с агентом или продавцом, который расскажет о потребительских свойствах продукта и поможет сделать выбор. Эти моменты несколько усложняют развитие электронной коммерции в страховании.
ССТ: Тем не менее, в банках, где тоже сложные услуги, электронные продажи занимают очень большое место, а в страховании это не так. В чем отличие?
В. С.: Как показывает практика, особенно успешен переход в цифру транзакционных услуг: в электронном виде легко оплатить покупку или перевести деньги со счета на счет. Но, к примеру, размещение средств на депозиты или передача денег в доверительное управление в онлайне происходят гораздо реже. Доля покупок сложных финансовых продуктов в онлайне в разы ниже традиционных продаж. Это объяснимо. Потребитель всегда идет от простых продуктов к более сложным, от первой покупки — к последующей.
Если говорить о продажах страховых услуг, то, по моему мнению, доля офлайна будет оставаться значительной, несмотря на то, что мы видим положительную динамику в онлайн-продажах, и ситуация сегодня принципиально отличается от той, что наблюдалась в электронной страховой коммерции 3–4 года назад.
ССТ: Какие страховые проекты в электронной коммерции Вы считаете наиболее успешными?
В. С.: Однозначно серьезный толчок рынку дала инструкция Банка России об обязательности продаж Е-ОСАГО. С точки зрения электронной коммерции после введения онлайн-продаж ОСАГО произошло фундаментальное изменение ландшафта страхового рынка. Новация не просто повлияла на процесс оформления полисов, но и существенно изменила доли игроков на рынке ОСАГО, повысила привлекательность безбумажных продуктов в моторном страховании в принципе.