- 8 мая, 2021
- 154
«ГДЕ НЕ СТУПАЛА НОГА ИНТЕРНЕТА»
Волонтеры Центра компетенций финансовой грамотности провели выездные и онлайн-уроки финансовой грамотности для школьников двух районов Приморья.
О том, как проходят уроки и что они дают школьникам, рассказывает Людмила Васюкова, руководитель Центра компетенций финансовой грамотности, доцент Школы экономики и менеджмента ДВФУ, волонтер Ассоциации развития финансовой грамотности.
Современные страховые технологии: В чем особенность уроков финансовой грамотности в районах Приморья?
Людмила Васюкова: Поездки в районы для нас не новы — мы проехали весь Приморский край. Но Кавалеровский и Ольгинский — самые отдаленные районы.
Уроки финансовой грамотности мы проводили в маленьких населенных пунктах, где есть школы. Ребят туда собирали из деревень, где не ступала нога интернета, а чтобы позвонить по телефону, нужно идти несколько километров до федеральной трассы. Но мы считаем, что школьники не должны страдать из-за таких обстоятельств — их тоже нужно учить обращаться с финансами и понимать суть страхования.
В Ольгинском районе на наших уроках присутствовали представители местной администрации. Они увидели, что наши занятия проходят на высоком уровне, интересны и полезны детям. В итоге мы подписали соглашение с администрацией Ольгинского района о взаимодействии по вопросам финансовой грамотности.
ССТ: В чем смысл этого соглашения?
Л. В.: Мы договорились о том, что будем помогать друг другу в вопросах продвижения и развития финансовой культуры и грамотности. Такое соглашение очень поможет нам в организации системных занятий: можно подготовить сколько угодно уроков, но без желания их проводить, без заинтересованности школ и
поддержки муниципалитетов все усилия уйдут в пустоту. Но если мы хотим развития финансовой грамотности, нужна система, нужны регулярные и разнообразные уроки.
Благодаря соглашению мы получили поддержку местной власти, которая фактически дает рекомендации школам, что наши занятия нужны и полезны.
ССТ: Ваши уроки включают темы, связанные со страхованием жилья?
Л. В.: Конечно, у нас есть и специальный урок по этой теме, и даже прототип мобильного приложения «Рискометр». Его разработали наши студенты-бакалавры прошлой весной. Хотели сделать некий инструмент, который поможет человеку измерять самые распространенные риски, в данном случае — риск возникновения пожара в жилье. С пожаров мы начали потому, что статистика гибели домов именно от огня просто катастрофическая. «Рискометр» задает вопросы, человек на них отвечает, и так в очень простой форме сам измеряет вероятность пожара.
ССТ: Как ребята реагируют на уроки финансовой грамотности?
Л. В.: Первая реакция — удивление и недоверие, что на самом деле страхование дома стоит недорого. В представлении подавляющего большинства людей застраховать жилье дорого — называют 50-100 тыс. руб. Когда мы прямо на уроке рассчитываем стоимость полиса для двухкомнатной квартиры по реальной программе одной из страховых компаний, получается 5,5 тыс. рублей в год! А если платить в рассрочку, то расходы для семейного бюджета практически незаметны.
ССТ: Дорого или нет — это все-таки дело взрослых. А какие вопросы задают школьники?
Л. В.: Самые разные, но обычно детские. Как-то раз меня спросили, можно ли застраховать любимую кошку и сколько это будет стоить. Активность на занятиях очень высокая. У ребят на все темы есть свои примеры из жизни — они часто примеряют, можно ли было от каких-то случаев застраховаться.
Когда мы проводили занятия в старших классах, задавали много вопросов по инвестиционному страхованию жизни и о том, как накопить на учебу. На другом занятии ребят-спортсменов очень интересовало, как зависит стоимость страхования от вида спорта и на какую сумму застрахована сборная России по хоккею.
ССТ: Вы используете методические материалы, пособия, чтобы можно было заниматься самостоятельно?
Л. В.: Обязательно! Все, что мы привозим с собой, оставляем: презентации, методические материалы, разработанные нами и переданные коллегами из Московского государственного университета. Есть брошюры и ролики.
Мы поддерживаем связь со всеми школами, где проводили занятия хотя бы один раз. Наиболее активные ребята и педагоги по желанию могут быть включены в нашу систему Амбассадоров финансового просвещения.
ССТ: По Вашему мнению, такие занятия дают результат?
Л. В.: Мы только начинаем формировать систему, которая поможет изменить отношение детей к финансам и страхованию. Но для этого недостаточно пары уроков — нужна система обучающих мероприятий, где мы сможем говорить о страховании и жилья, и от несчастного случая, о том, как можно управлять своими рисками, чтобы сохранить благополучие семьи и дома. Такая система поможет изменить ситуацию.
Кстати, в начале мая в рамках конференции «Лучшие практики финансового просвещения в России» на базе ДВФУ мы готовим круглый стол, где хотим обобщить лучшие практики, обсудить опыт работы в отдаленных малонаселенных и труднодоступных районах. Надеемся, что к нам приедет губернатор Приморского края и представители Ассоциации развития финансовой грамотности.