• 1 августа, 2022
  • 151

Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС РФ (2021-2022). Часть 2

Юргенс Игорь

Президент Всероссийского союза страховщиков

II. Законодательные инициативы

В отчетный период была завершена работа над:

1. Проектом федерального закона № 987674-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части расширения сферы обмена информацией и документами в электронной форме между сторонами договора страхования), внесенного на рассмотрение Государственной Думы депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, А.Б. Выборным, а также И.Б. Дивинским, А.Н. Изотовым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы седьмого созыва 13.07.2020 года.

Указанный законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении 16.12.2020 г.; во втором чтении – 05.07.2022 г.; в третьем – 06.07.2022 г.

Ранее, 29.06.2022 г. профильный Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендовал Государственной Думе принять указанный проект федерального закона во втором чтении.

Законопроект до его внесения на рассмотрение Государственной Думы прошел обсуждение и получил поддержку членов Президиума ВСС, профессиональных объединений страховщиков и Экспертного совета по законодательству о страховании при Комитете ГД по финансовому рынку 19.06.2020 г.

Проект данного федерального закона был разработан во исполнение подпункта «г» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 09.05.2020 № Пр-795 по итогам состоявшегося 23.04.2020 г. совещания о планах реализации принятых мер по поддержке российской экономики в части, касающейся банковского кредитования, и подпункта «в» пункта 40, подпунктов «б» и «в» пункта 41, пунктов 46 и 50 Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы, утвержденной Указом Президента РФ, рекомендаций по итогам прошедших 20.02.2018 г. парламентских слушаний на тему: «Формирование правовых условий финансирования и развития цифровой экономики» (в части основных направлений развития финансовых технологий).

Законопроект предусматривает следующие комплексные изменения, охватывающие как основные виды обязательного страхования, так и добровольное страхование:

– исключается обязанность потерпевшего предоставлять документы о страховом возмещении только в бумажном виде;

– устанавливается право потерпевшего осуществлять обмен необходимыми документами и информацией в электронной форме (в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг). В ОСАГО осмотр транспортного средства страховщиком допускается путем обмена с потерпевшим фото- и видеоматериалами с использованием мобильного приложения «Помощник ОСАГО», разработанного Банком России совместно с Российским Союзом Автостраховщиков для оформления электронного европротокола;

– в ОСАГО, учитывая массовость данного вида страхования, устанавливается двухлетний переходный период после вступления предлагаемых изменений в силу, когда полностью электронный документооборот может осуществляться только в случае достижения соглашения о таком взаимодействии при заключении договора;

– создаются условия получения страховщиками сведений об обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий и иных страховых случаев из внешних источников в автоматизированном режиме, расширяется состав таких источников (для добровольных видов страхования) и повышается их значимость при рассмотрении вопроса о страховом возмещении;

– Банк России наделяется полномочиями по установлению требований к обмену информацией и документами между потерпевшим и страховщиком в обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика, а также гражданской ответственности владельца опасного объекта (аналогично полномочиям, предоставленным Банку России в ОСАГО).

Принятие законопроекта создаст условия для повышения доступности  страховых услуг и усиления реальной страховой защиты наиболее незащищенных слоев населения, лиц,  проживающих в отдаленных населенных пунктах, а также для повышения компетенции российских страховщиков по полностью электронному взаимодействию с клиентом (онлайн страхование) и возможному осуществлению розничных видов страхования без необходимости наличия множественных точек физического присутствия как на территории Российской Федерации, так и за рубежом.

Кроме того, поправкой, подготовленной ко второму чтению данного проекта федерального закона и поддержанной Комитетом ГД по финансовому рынку 29.06.2022 г., также решается задача продления сроков увеличения уставных капиталов страховых организаций. Срок переносится с 2023 на 2024 год.

Взаимодействие ВСС, РСА и НССО в законопроектной сфере, затрагивающей интересы страхового сообщества, с палатами ФС РФ, федеральными органами исполнительной власти и ЦБ РФ в период осенней сессии 2021 – весенней сессии 2022 гг. работы Госдумы ФС РФ VIII созыва осуществлялось путем участия Юргенса И.Ю., Президента ВСС-РСА-НССОи представителей исполнительных аппаратов союзов в заседаниях профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации, фракций Госдумы, Экспертных советов профильных комитетов палат Федерального Собрания, комитетов и комиссий ТПП РФ, РСПП, парламентских слушаниях, «круглых столах», рабочих группах, совещаниях разного уровня, а также путем проведения различных встреч и переговоров на площадках федеральных министерств и ведомств, профильных подразделений Банка России, постоянного освещения этой работы в СМИ, в написании писем и обращений.

Похожие статьи

Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС…

Продолжилась работа над двумя проектами федерального закона № 155278-8 и № 155316-8.

Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС…

Продолжилась работа над проектом федерального закона № 1134126-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового…

Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС…

Продолжилась работа над проектом федерального закона № 63052-8 «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности…