- 5 апреля, 2018
- 174
Нам нужен рывок!
Как вы думаете, на какое настроение надо настраиваться, когда идешь обсуждать очень "серьёзную" тему: «Повышение мер поддержки МСП и деятельности организаций инфраструктуры»? Конечно на скептически-саркастическое – просто многим предпринимателям уже надоела "лапша" про безумную любовь партии и правительства к малому и среднему бизнесу (МСП).
Из вступительного слова вице-президента палаты мы узнали, что экономика России вышла на устойчивую траекторию роста и родиной поставлены целевые ориентиры к 2024 году довести долю МСП в экономике до 40%.
Дело за малым – нам нужен рывок.
Основной докладчик – директор Департамента Минэк России Максим Викторович Паршин – родился в то самое лето 1976 года, когда я уже начал заниматься предпринимательством. Получив приличное образование, он, кроме министерства, поработал в разных государственных структурах, получил степень МВА и даже написал книгу «Качество государственных услуг: на пути к сервисному государству». В отличие от предыдущего руководителя Натальи Ларионовой (ставшей заместителем Александра Бровермана в Госкорпорации МСП), господин Паршин, как и многие в высшем руководстве страны, полагает, что по приказу сверху можно совершить рывок в развитии предпринимательста. Надо только всё хорошо спланировать. Но жизнь показывает: приказов и хорошего образования не достаточно. Самое ужасное, когда запланированные меры дают обратный результат и начинается сокращение малых и средних компаний, а теневой сектор достигает рекордных показателей. Но если начальство поставило перед Минэк задачу, то любой ценой она должна быть выполнена: «Мы должны консолидировать всю инфраструктуру предпринимательства по трем направлениям: сервисы, знания, формирования сообществ». Если с сервисами и знаниями понятно всё, то с формированием сообществ в голове у директора департамента сложился полный бардак. Он уверен, что это – команда и проекты.
Как человек, посвятивший много лет теме формирования сообществ, убежден, что сталкиваюсь не с искаженным сознанием чиновника, а с целенаправленной политикой, полностью подменяющей понятия. Иногда кажется очевидным, что люди строят очередные симулякры. Он хочет поставить раком инфраструктуру, превратив её в единое сообщество? Тогда почему президент Тульской ТПП упрекает Минэк в формировании новых центров инфраструктуры (за счет денег, выделяемых на поддержку) без учета возможностей региональных ТПП. Результат – закрытие уже через год центра субконтрактации. О неэффективности создаваемых МФЦ говорили и другие руководители региональных палат, призывавшие оставить в покое малый бизнес.
На мой взгляд, развивать надо не консолидацию инфраструктуры, а дать свободы бизнесу, сокращать налоговое бремя и содействовать консолидации предпринимателей в отраслевые сообщества, которые и сформируют необходимую для себя инфраструктуру (при поддержке государства).
В ходе своего выступления, Максим Паршин посетовал на постоянные упреки в их адрес, высказываемые рядом представителей правительства страны: «Зачем вы малый бизнес развиваете? Из-за его низкой производительности тянете экономику назад».
В этом суть сформировавшейся государственно-олигархической модели распределения, сложившейся в России: всё немощное (или от них независимое), мешающее правящему
сословию строить для себя и своих подчиненных светлое будущее, не имеет право на жизнь!
Попытаюсь предположить, кому в правительстве малый бизнес мешает строить светлое будущее – нынешнему крупнейшему землевладельцу и по совместительству министру сельского хозяйства Александру Ткачеву.
В 2017 году представители ряда контролирующих органов Пензенской области настоятельно рекомендовали малым фермерским хозяйствам резать весь скот и продавать свои земли. Не знаком с деталями, но в уже в прошлом году на этих землях появился крупный агрохолдинг. И где теперь те многочисленные малые фермеры? Работают в агрохолдинге или ушли в тень? Схема очень похожа на ту, что была реализована на Кубани (краснодарская).
В порядке обсуждения выступления представителя Минэк, моя коллега-предприниматель посетовала на трудности работы с компаниями среднего бизнеса, нарушающими при производстве технологии, что заставляет её обращаться за сырьем к монополистам. Вывод из этой истории пришлось делать мне. В своем коротком коментарии обратил внимание присутствующих на невозможность производственному МСП создавать качественные продукты. Виной тому государственная политика и безумное налоговое бремя. А те предприниматели, что пытались уклоняться от обязательных платежей или активно откупались, за последние 15-20 лет просто потеряли свой бизнес. Кому он теперь принадлежит? Силовикам, чиновникам и депутатам всех уровней.
Что касается предложений, высказанных директором департамента, то сороколетний опыт работы в предпринимательстве подсказывает мне: нас ждет очень печальная перспектива – окончательное уничтожение (подчинение) и уход в тень независимого малого предпринимательства. Возможно, МСП останится лишь в тех сферах, которые пока не интересуют крупный бизнес. С учетом бегства российских капиталов из-за границы в связи с угрозой санкций, всё больше сфер деятельности МСП может быть захвачена крупными компаниями.
Если завершать сложившуюся неприглядную картину роли государства, то правильнее будет напомнить одну из главных причин массовой гибели посетителей торгового центра – запертые двери (антитеррористические требования ФСБ).
Меня, как и многих моих коллег, уже нельзя обмануть красивыми прожектами. Нас лишь на короткое время можно ввести в заблуждение, но жизнь – хороший учитель…