• 14 апреля, 2009
  • 125

«В ближайшие три года филиалы будут не развиваться, а выживать»


«В ближайшие три года филиалы будут не развиваться, а выживать»
Ситуация на финансовых рынках складывается таким образом, что страховщикам приходится пересматривать даже планы, свёрстанные уже с учётом кризисных явлений. Кажется, страховые компании только сейчас начали ощущать в полной мере последствия удара, ранее пережитого другими участниками финансового рынка. Об этом в интервью нашему журналу рассказал президент ООО «СК «Согласие» Игорь Жук.

«В ближайшие три года филиалы будут не развиваться, а выживать»

Ситуация на финансовых рынках складывается таким образом, что страховщикам приходится пересматривать даже планы, свёрстанные уже с учётом кризисных явлений. Кажется, страховые компании только сейчас начали ощу- щать в полной мере послед- ствия удара, ранее пере- житого другими участниками финансового рынка. Об этом в интервью нашему журналу рассказал президент ООО «СК «Согласие» Игорь Жук.

 

Современные страховые технологии: Игорь Николаевич, как идут дела у ваших филиалов в регионах – вы почувствовали влияние кризиса?
Игорь Жук: Ситуация довольно напряжённая. В настоящее время головная компания вынуждена направлять средства филиалам, чтобы помочь им выполнять обязательства по заключённым договорам. Это нетипично для нашей компании, поскольку наша филиальная сеть в принципе доходна – мы её создавали как бизнес-проект, который в нормальных условиях должен приносить прибыль. Но сейчас стало очевидно: страхование входит в кризис.


ССТ: Только входит?
И. Ж.: Мы, страховщики, в этом погружении в кризис отстаём от других участников финансового рынка примерно на 6-9 месяцев, так как наши проблемы – это следствие их проблем. Например, банки стали выдавать меньше кредитов, люди стали покупать меньше машин, естественно, мы стали меньше страховать. Аналогичная ситуация с ипотекой.
Таким образом, если филиал полностью зависел от одного – банковского – канала продаж, то ситуация в нём очень тяжёлая. Если каналы продаж были  диверсифицированы, филиалу трудно, но он живёт.


ССТ: Несмотря на трудности – есть ли идеи для развития?
И. Ж.: В ближайшие три года филиалы будут не развиваться, а выживать. Рецепт выживания в нынешней ситуации, на мой взгляд, заключается в грамотном сочетании корпоративного бизнеса и розницы. Корпоративный бизнес более инерционен, ведь предприятие не может в одночасье взять и перестать всё страховать. Да, возникают вопросы тарифов, лимитов ответственности, но в любом случае корпоративный бизнес сей-час выгоден для страховой компании. Кроме того, через корпорацию легче выйти на её сотрудников, ведь страховщик, который давно обслуживает компанию, автоматически вызывает большее доверие у её работников, чем "посторонний".
А в рознице необходимо развивать те сегменты, которые ранее практически не были задействованы. Я имею в виду НС, ДМС, страхование жилья. Это страхование для тех, кто понял – ему есть что терять. Таких людей становится всё больше.
Если раньше, например, залил кого-то сосед сверху, так никаких проблем: можно было пойти с зарплаты в магазин, купить обои, потолок побелить заново… А сейчас денег нет, зарплаты нет – на что ремонтировать квартиру? Так постепенно приходит понимание, что относительно небольшой платёж страховой компании избавляет в будущем от многих проблем. То же самое, если поскользнулся, ногу сломал – остаётся человек наедине со своей бедой, если не застрахован.Так что зря говорят, что страхование – только для богатых. Это неправильно. Наоборот: когда дела идут хорошо, надо думать о страховании, когда плохо – надо тем более думать о страховании. Это ведь реальная возможность минимизировать риски в особенно тяжёлое время. И сейчас это понимание постепенно приходит к людям, я вижу уже пока маленький, но явный
рост интереса наших клиентов к таким вещам.


ССТ: Пришлось ли вам пересматривать планы развития вашей региональной сети в связи с кризисом?
И. Ж.: Дело в том, что мы как раз к концу 2008 года сверстали план развития на три года. И в нём отражены наши ожидания 30-процентного роста объёмов в 2009 году – даже на фоне так называемых "кризисных явлений". Но уже январь-февраль текущего года показали, что ситуация сложнее, чем мы думали.
И теперь очевидно, что по завершении первого квартала придётся вносить коррективы.Целый ряд филиалов, которые мы рассчитывали удержать на уровне нулевой убыточности, стали убыточными. Очевидно, от них нам придётся избавляться.


ССТ: Но помимо чисто финансовых показателей есть ещё и интересы присутствия в том или ином регионе…
И. Ж.: Сегментация по регионам, безусловно, есть. И сейчас в нашей компании не может быть такого, чтобы регион был для нас стратегически важен, а у нас там бизнес неразвит настолько, что филиал приходится закрывать. Те регионы, где мы должны быть, обозначены, и в них мы развиваемся по плану.
Сейчас у нас есть планы через три года иметь 10 филиалов, которые будут собирать 800 млн – 1 млрд рублей премии. И у нас есть 12-15 кандидатов, которых будем выращивать, выводить в лидеры. Скажем, в Казани есть филиал, зарабатывающий 100 млн рублей премии, а мы хотим, чтобы он зарабатывал 500 млн. Очевидно, такая задача не решается в один год, но знаковое для компании присутствие в регионе должно быть подкреплено реальным финансовым наполнением. Есть также понимание, что мы должны быть лучше представлены, например, в Ростове-на-Дону, в Екатеринбурге в других крупных региональных центрах.


ССТ: А как себя чувствуют в регионах ваши конкуренты?
И. Ж.: В общем, так же. Но не забывайте о разнице между местными и федеральными компаниями. В одних регионах лучше себя чувствуют филиалы московских компаний,
в других – местные. За первыми стоят мощные финансовые ресурсы центра, вторых зато поддерживает местное бизнессообщество, да и население тоже. Но плохо сейчас и тем, и другим.
У региональных компаний в целом запас прочности меньше. Вообще есть множество регионов, где местных компаний просто не осталось. Это объективный процесс: нет бизнеса, нет ресурсов… Я думаю, что уже в этом году с рынка уйдёт порядка 150 компаний – я имею в виду и федеральные, и региональные.

 

ССТ: Нынешний кризис похож на кризис 1998 года?
И. Ж.: Это две большие разницы. Прежде всего, тогда зона ответственности страховых компаний была в десятки раз меньше, чем сейчас. С тех пор у нас, например, появилось ОСАГО – это более 20 млн полисов в год! И сегмент каско значительно вырос, чуть ли не в сотни раз. Взять хотя бы нашу компанию: в 1998 году у «Согласия» было всего несколько тысяч человек клиентов, а сейчас только по ОСАГО 500 тыс. застрахованных.
То есть наша зона ответственности выросла на порядки! И так у всех. А чем больше зона ответственности, тем сложнее решается любая проблема. Но всё преодолимо, если и власть, и бизнес будут действовать в унисон.


ССТ: Вы ожидаете поддержки, помощи от власти?
И. Ж.: Нам не надо помогать, от государства мы ждём только того, что оно и должно делать: создавать правила игры и жёстко их отслеживать.
Мы хотим, в частности, чтобы власть жёстко боролась с преступниками. Вор должен сидеть в тюрьме! Все страховые компании несут огромные убытки от автомобильного воровства,которое приобрело огромные размеры. Я убеждён, что причина этого – в чрезмерно мягком законодательстве. Наняв опытного адвоката и рассказав трогательную историю о брате, которого надо было срочно отвезти в больницу, у нас любой вор за угон автомобиля получает максимум условный срок. Когда
мы требуем ужесточения наказания, нам отвечают, что тюрьмы переполнены, и сажать преступников некуда. Ну так давайте мы будем строить тюрьмы!
Мне кажется, здесь налицо как раз отсутствие диалога с властью. Вот в Узбекистане 15 лет назад ввели норму уголовного наказания – 5-8 лет тюрьмы за угон автомобиля. Количество угонов упало в 10 раз! А у нас розыском угнанных автомобилей занимаются по остаточному принципу, и злоумышленники остаются безнаказанными.
Ещё раз повторю: нам не надо помогать, достаточно просто не мешать выживанию, не вешать дополнительных гирек на и без того нелёгкий груз.


Беседовала Оксана Рустамова

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

Врач ВСК назвал ограничения по «шашлычному» рациону на праздники

Шашлык – одно из традиционных и любимых блюд россиян весной. Мясо является важной частью повседневного рациона, однако его влияние на организм…

Оператор платежной системы «Мир» признал высочайший уровень киберзащиты клиентов…

АО «НСПК» – оператор платежной системы «Мир» - провела первую конференцию по антифроду «Антифродум 2024». В рамках этой конференции прошло вручение…

«Эксперт РА» повысил кредитный рейтинг АО «Тинькофф Страхование» до…

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг финансовой надежности страховой компании АО «Тинькофф Страхование» до уровня ruАА, прогноз по рейтингу – стабильный.