- 4 апреля, 2015
- 160
ЧЕМУ УЧИТЬСЯ? ОБЗОР ОСНОВНЫХ ТРЕНИНГОВЫХ ТЕМ
В последнее десятилетие бизнес-тренинги стали намного доступнее, зачастую компании заказывают их уже даже не для того, чтобы быть впереди конкурентов, а чтобы, по крайней мере, от них не отставать. К текущему моменту рынок обучения и развития в Москве полнится всевозможными предложениями для сотрудников практически любой сферы.
Егор Гожулян
окончил РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина в 2011 году. Эксперт в области self-менеджмента, управления эмоциями и конфликтами, специалист в области развития продаж и переговоров. Провел более 3000 часов мастер-классов, тренингов, коуч-сессий для физических лиц и корпоративных заказчиков, в том числе для государственных, общественных и некоммерческих организаций.
В последнее десятилетие бизнес-тренинги стали намного доступнее, зачастую компании заказывают их уже даже не для того, чтобы быть впереди конкурентов, а чтобы, по крайней мере, от них не отставать. К текущему моменту рынок обучения и развития в Москве полнится всевозможными предложениями для сотрудников практически любой сферы. Правильно общаться с начальниками и ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ? II–III 2015 /2/49 102 подчиненными, продавать, управлять конфликтами или эмоциями, грамотно распределять время, – вы найдете несколько десятков предложений на каждую из этих тем, а также многих других, более узконаправленных. В этой рубрике мы рассказываем о том, как правильно выстроить свое профессиональное развитие. В прошлом номере мы разобрали несколько тренинговых тем – тренинги по продажам по работе с возражениями и по тайм-менеджменту, в этой статье речь пойдет о тренингах по управлению конфликтами, стресс-менеджменте, тренингах по командообразованию и управленческих тренингах.
Управление конфликтами
Тема довольно негативная по своей природе, но бонусом для участников становится возможность откровенно обсудить свои страхи, злость и прочие переживания, которые вызывает процесс урегулирования конфликта, и, таким образом, освободиться от соответствующего эмоционального багажа. По содержанию чаще всего такой тренинг предполагает обучение методикам недопущения конфликта, превентивного его купирования, различным стратегиям поведения внутри, а также максимально комфортному выходу с наименьшими потерями. Если тренинг делается под конкретную компанию (или хотя бы отрасль), тренер может включить в него методики ведения диалога с различными типами конфликтных клиентов вплоть до скрипта беседы (рекомендуемого текста по ролям).
Учиться/не учиться
Если Ваша работа сопряжена с постоянным негативом со стороны клиентов (урегулирование задолженностей, например) – да, однозначно стоит. Если конфликты возникают в основном внутри компании, а не в процессе взаимодействия с внешней средой, лучше обратить внимание на тренинги по внутрикорпоративной коммуникации или командообразованию. Также крайне редко эта тема подразумевает проработку затяжных межличностных конфликтов или внутриличностных противоречий, – с этим нужно идти к психологу.
Стресс-менеджмент
Эта тема в последнее время набирает обороты. Поскольку по сравнению с остальными она довольно нова, то и «мусора» здесь намного больше. Так что будьте внимательны при прочтении содержания такого тренинга и убедитесь, что вам не предложат на нем почистить чакры (если, конечно, вы не это искали). В хорошем случае на стресс-менеджменте вы будете учиться управлять своими эмоциями, узнаете, как предотвратить стресс, как успокоиться, когда надо, как не дать каждодневным неприятностям повлиять на ваше здоровье, а также некоторым другим техникам работы со своими состояниями. Здесь оглашу основное правило, которое даю на своих тренингах на эту тему: чем больше в вашей жизни определенности относительно действий в различных ситуациях, тем меньше стресса.
Учиться/не учиться
На такой тренинг стоит идти, если ваша жизнь перегружена ответственностью и приходится часто принимать важные решения. Либо не слишком важные, но слишком часто. В противном случае лучше просто заняться спортом. Командообразование Стоит отличать тимбилдинговые мероприятия от тренингов по командообразованию. Если первые направлены на то, чтобы в итоге все участники почувствовали себя единым целым, то есть, командой, то на вторых учат эти команды создавать (или самостоятельно в них объединяться). По результатам тимбилдинга у людей в коллективе появляется «чувство локтя», повышается доверие друг к другу и энтузиазм. Проводится это чаще всего в форме игры и действует месяц-другой, после чего нужна новая «доза». В качестве же результата тренинга по командообразованию у участников появляется общая цель на горизонте, распределяются роли, устанавливаются правила работы, – и вперед. Вот только для этого нужен хороший сильный руководитель, и работа должна предполагать взаимодействие внутри коллектива. Если же эти условия не будут соблюдены, – эффект будет только негативным.
Учиться/не учиться
Помните, что одинаковая цель ваших сотрудников (например, каждый выполняет свой индивидуальный план) не то же самое, что коллективная цель (разработка рекламных мероприятий, где у каждого своя задача). Первый случай не имеет отношения к командообразованию (общей цели нет, роли распределять не нужно), а второй – да. Управленческие тренинги Выделяют четыре основные функции руководителя: анализ и контроль, планирование, организация (управление ресурсами и обеспечение непрерывной работы отдела) и мотивирование (в более общем смысле это любая коммуникация с подчиненными). Некоторые авторы добавляют сюда функцию обучения и развития, но над этим руководитель должен работать в тандеме с тренером. Часто отдельные тренинги посвящены отдельным функциям. Ситуационное руководство, проектный менеджмент, мотивация подчиненных, – из названия сложно определить, каким именно функциям они посвящены. Так что выясняйте, в чем у ваших менеджеров (или у вас самих) пробелы и подбирайте соответствующие тренинги, ориентируясь больше на содержание, чем на название.
Учиться/не учиться
Во многих компаниях руководителями становятся бывшие «передовики» или старшие в коллективе. Это само по себе неплохо, но надо понимать, что сотрудник может уметь хорошо продавать, но быть плохим руководителем, и наоборот. Обычно сложный навык управления не дается в форме единственного тренинга, здесь нужен курс, поэтому приготовьтесь к более долгосрочным затратам.