- 28 апреля, 2018
- 157
«ЧУР МЕНЯ!»
Корни того или иного экономического поведения часто лежат совсем в другой плоскости — в психологии. Разобраться, почему россияне так не любят страховаться, но при этом истово верят в предрассудки, приметы и ритуалы, нам помогла Вероника Пирогова, врач-психотерапевт, к.м.н.
Современные страховые технологии: Откуда берутся предрассудки?
Вероника Пирогова: Прежде всего, из глубины истории, когда люди жили в первобытном мире. У них не было знаний, не было информации. Природа была для них полна сверхъестественными явлениями. Дождь, гроза, сильный ветер пугали. Чтобы защититься, люди стали придумывать ритуалы. Само выполнение ритуальных действий уже действует успокаивающе, позволяет перевести неуправляемые процессы в управляемые. Заходя в квартиру, мы закрываем дверь и поворачиваем ключ: все, мы — в безопасности. Так и через ритуал мы переводим неопределенности в «определенности»: плюнул через левое плечо — все будет хорошо.
ССТ: Как вы сами относитесь к ритуалам?
В. П.: Исполняя ритуалы, человек успокаивает свой страх, но опасность, вызвавшая этот страх, не исчезает. Возникает более опасная ситуация, когда опасность есть, а реакции на нее нет. Вместо того, чтобы разобраться в причине страха, мы, соблюдая ритуалы, пытаемся эти причины не замечать. Это очень похоже на реакцию человека на боль, когда он решает принять обезболивающие таблетки и не ходить к врачу, потому что боится, что найдут что-то серьезное. В основе этого решения лежит страх смерти.
ССТ: Такое иррациональное поведение характерно только для россиян?
В. П.: Психологические установки россиян, действительно, отличаются от психологических установок жителей Западной Европы. Мы не привыкли думать о себе, долгое время нас приучали думать о Родине и о партии. И мужчины, и женщины, и дети должны были быть готовы к самопожертвованию, интересы общества необходимо было ставить выше личных. Это формирует заниженную самооценку. А если самооценка у человека невысока, если его жизнь неважна для общества, то ему не надо о себе заботиться. То есть, он не должен сам оценивать риски и принимать решения. Формируется отношение к возможным рискам с позиции ребенка. Когда человек рождается, он своего рождения не помнит. Но тело ребенка помнит, что когда оно испытывало голод, то откуда-то извне приходило что-то большое, теплое, нежное. Оно согревало и кормило ребенка. Маленький человек еще не может понимать, кто такая мама — все происходит на уровне ощущений. Когда мама кормит ребенка, он снова слышит ритмы ее сердца. Ему тепло, сытно и спокойно. Ему хорошо. Так в течение первого года жизни человек телесно запоминает, что когда плохо, то что-то большое и хорошее извне его спасет. Такие стереотипы поведения при низкой самооценке сохраняются всю жизнь, доминируют в обществе, отражаются в необходимости патерналистской позиции государства. Мы ждем, что кто-то придет и спасет, поможет с деньгами, даст новую квартиру вместо сгоревшей и так далее. Но мы сами не будем и не должны принимать действия для самоспасения. А чтобы было не очень страшно, постараемся избегать черных кошек и рассчитывать на «авось».