• 12 августа, 2024
  • 98

«Цифровые дрожжи»: почему растет страхование грузов?

Ефимов Артем

генеральный директор ИТ-компании «Инносети»

По данным Центробанка РФ, рынок страхования грузов в I квартале 2024 года увеличился на 25,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 10,9 млрд рублей. Росту взносов способствовали изменение логистических цепочек и увеличение средней стоимости перевозимых грузов на фоне инфляции. Одновременно с этим «фундаментом» и драйвером роста страхования в логистике становятся ИТ-технологии. О том, как цифровизация способствует проникновению страхования в логистические процессы и трансформирует отрасль, рассказали эксперты.

По словам директора департамента по массовому страхованию грузов «Группы Ренессанс Страхование» Светланы Вьялковой, в последние годы на российском рынке наблюдается положительный тренд на рост страхования сборных грузоперевозок. По данным компании, при отправлениях сборных грузов, курьерской и экспресс-доставке, число застрахованных перевозок достигает 80%. Кроме того, активно растет страхование в сегменте автотранспорта, в первую очередь при перевозке дорогостоящих и хрупких грузов.

В «Ренессанс Страхование» также отмечают активный интерес рынка к росту проникновения страхования в сегмент FTL перевозок. За счет цифровизации логистики и экологичного встраивания страхования в бизнес-процессы клиентов, это будет один из самых быстрорастущих рынков.

Светлана Вьялкова:

«Грузоперевозки — это очень динамичная отрасль, поэтому и страхование должно быть быстрым и бесшовным. Мы уверены, что цифровизация полностью изменит этот рынок в ближайшие годы. К примеру, технология массового страхования грузоперевозок на основе блокчейн позволила нам реализовать проект страхования грузов с миллионами транзакций ежедневно, что абсолютно невозможно сделать по классической схеме, с использованием бордеро. ИТ-технологии позволили автоматизировать существующие процессы, включая принятие на страхование и выплаты, при этом полностью исключив вероятность ошибок из-за человеческого фактора».

Вместе с тем, самострахование — то есть буквально формирование фонда собственных средств для компенсации ущерба при грузоперевозках — до сих пор встречается на российском рынке. В условиях высокой стоимости кредитных ресурсов и несмотря на то, что стоимость такого самострахования несопоставима с возможным убытком, а размер ущерба часто непредсказуем, экспедиторы все еще прибегают к этому инструменту.

Артем Ефимов, генеральный директор компании «Инносети» — разработчика цифровой платформы сопровождения страхования логистики Zunami:

«Небольшие грузоперевозчики сегодня активно пользуются самострахованием. В основном потому, что их отталкивает потеря контроля над выплатами и передача коммуникаций с клиентами страховщикам».

Крупные логистические компании и грузовладельцы практически в полной массе страхуются через страховые компании, понимая, что профессиональные игроки обладают более качественными сервисами по работе с ущербом, а использование ИТ-инструментов — еще и объективные инструменты оценки качества работы логистического партнера и управления возможными и неочевидными рисками.

К примеру, использование технологии блокчейн в страховании грузов позволяет выпускать полис с конкретными параметрами отправления. А значит, клиент получает гарантию, что груз застрахован, зафиксированы обязательства по доставке в сохранности и в определенные сроки и ни одна из сторон не сможет внести изменения в полис задним числом. Кроме того, т.к. все данные о страховке записываются в смарт-контракты сети блокчейн, исключается вероятность потери данных (например, из-за случайной утраты документов при передаче в бумажном виде). А для клиента потеря данных — это риск того, что груз окажется незастрахованным и в случае, например, ДТП или пожара ему придется самостоятельно пытаться урегулировать ситуацию. Эксперты отмечают, что стоимость одного груза при этом может достигать 150-200 млн рублей — существенная сумма в масштабах бизнеса.

Еще одним фактором в пользу цифровизации выступает использование многопараметрической калькуляции, которая учитывает большой перечень факторов, в том числе такие важные как величину риска, убыточность и уровень надежности контрагентов. Благодаря цифровизации бизнес-процессов страховые компании аккумулируют огромные массивы Big Data, что позволяет создавать точные модели для расчета справедливых страховых тарифов.

По словам обоих экспертов, рынок проходит через изменения, которые стимулируют всех игроков держать страховые процессы под контролем, уделять больше внимания цифровым решениям, повышению прозрачности и межотраслевой кооперации. Цифровизация страхования в логистике позволяет снизить отраслевые риски и обеспечить прозрачность процессов между всеми участниками: грузовладельцами, грузоперевозчиками, страховыми компаниями. Технологические решения в этом случае выступают в роли независимого медиатора, который обеспечит соблюдение всех условий и контроль качества услуг.

Похожие статьи

Naumen занял 1 место рейтинга TAdviser ITSM 2024

Naumen признан абсолютным лидером среди крупнейших поставщиков систем ITSM/Service Desk в России, по данным рейтинга TAdviser ITSM 2024.

Россияне в 2024 стали чаще ездить в ОАЭ и…

Страны шенгена в 2024 году вновь стали самым популярным зарубежным направлением среди российских туристов, выяснила Группа Ренессанс Страхование (MOEX: RENI), проанализировав…

75% российских компаний не могут преодолеть барьеры цифровой трансформации

В условиях активной цифровизации российского бизнеса компании столкнулись с серьезными препятствиями: 75% организаций не могут эффективно проводить цифровую трансформацию из-за технических…