• 16 ноября, 2023
  • 50

Доставку грузов из Казахстана в Россию пока тормозит экспортный контроль — Вадим Филатов

По данным ПЭК, за апрель-октябрь 2023 года из-за дополнительных досмотров срок пересечения границы увеличился от нескольких часов до 1-7 дней, в зависимости от направления и загруженности пунктов пропуска.

Более 95% грузов, которые следуют из Казахстана в Россию, проходят экспортный контроль, рассказал Вадим Филатов, совладелец и заместитель директора ПЭК на Транспортной неделе, которая проходит в эти дни в Москве.

Из-за дополнительных таможенных досмотров срок пересечения границы со стороны Казахстана за апрель-октябрь увеличился от 7-10 часов до 1-7 дней, в зависимости от загруженности пунктов пропуска. В итоге, например, транзитное время доставки из Алматы в Москву за апрель-октябрь выросло с 5-6 до 7-8 дней.

Напомним, с 1 апреля Казахстан ввел обязательное оформление юридическими и физическими лицами сопроводительных накладных на товары (СНТ) во взаимной торговле со всеми странами ЕАЭС. Разработан перечень товарных групп, для экспорта которых требуются специальные разрешения от Министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) или Комитета государственных доходов Минфина РК. По информации ПЭК, срок выдачи этих документов может доходить до двух недель.

«Товары, на которые нужно получать дополнительные разрешения, регулярно пересматривают, а бизнес об этом не информируют. Причем каждое министерство может самостоятельно внести ограничение на отдельную товарную категорию», — подчеркнул Вадим Филатов.

По его словам, чаще всего с этой проблемой сталкиваются перевозчики сборных грузов, которые доставляют в одном прицепе отправления 60-70 клиентов.

«Когда отправляли машину, сопроводительные документы могли быть оформлены верно. На следующий день на погранпереходе нам сообщают, что еще несколько грузов попали в перечень товарных групп, для экспорта которых нужны специальные разрешения», — пояснил совладелец и заместитель директора ПЭК.

Таможенная служба республики дает возможность оформить и отправить дополнительные документы в течение 1-7 часов. Если не получается — грузовик разворачивают обратно.

По словам Вадима Филатова, чтобы сократить простои на границе Казахстана и России, важно запустить процесс информирования участников ВЭД об изменении списка товаров, для перевозки которых нужны специальные разрешения. Кроме того, необходимо создать выделенный коридор для сборных грузов с отдельной очередью и оборудованием для досмотра.

Экспортный контроль при пересечении границы действует также со стороны России. С 9 марта наша страна ввела разрешительный порядок вывоза в ЕАЭС определенных категорий товаров.

По состоянию на ноябрь, пересечение границы России и Казахстана занимает в среднем 2-3 дня, электронная очередь на МАПП «Бугристое» пока не помогает ускорить этот процесс.

«ПЭК перестал использовать этот погранпереход, несмотря на то, что пункт пропуска оптимально подходит для наших логистических маршрутов. Место в очереди можно забронировать только за 10 дней до пересечения границы, а свободные слоты разбирают в первые минуты после того, как на портале появляется возможность их оформить», — подчеркнул Вадим Филатов.

Пилотный проект по внедрению электронной очереди, который Казахстан запустил со своей стороны на пункте пропуска «Бидаик» с 1 ноября, может упорядочить пересечение границы, но в существующем исполнении вряд ли ускорит этот процесс.

«Согласование даты в мобильном приложении CarGoRuqsat занимает 2-3 дня. При этом не обязательно дата согласования будет подходить под желаемую дату пересечения границы», — рассказал Вадим Филатов. «Российская и казахстанская системы электронных очередей практически идентичны, и по итогам окончания тестового периода изменения должны быть внесены с обеих сторон», — отметил он.

Между Казахстаном и странами ЕАЭС действует не только экспортный, но и транзитный контроль. По информации ПЭК, больше всего из-за дополнительных досмотров увеличился срок пересечения границы с Киргизией — от нескольких часов до суток. По состоянию на ноябрь, перевозка из Москвы в Бишкек занимает 8-10 дней.

Вадим Филатов уточнил, что законодательство обеих стран позволяет перегружать товары из одного грузовика в другой при транзите, но на практике возникают сложности. Перевозчик не может изменить информацию о транспортном средстве в транзитной СНТ на платформе Управления государственных доходов (УГД) Казахстана. Важно доработать этот момент, чтобы у компаний появилась такая возможность.

За полтора года ПЭК открыл 11 новых отделений в странах СНГ.  На территории Казахстана компания представлена филиалами в Алматы, Астане, Костанае, Петропавловске и Шымкенте, у ПЭК есть собственный филиал в столице Киргизии — Бишкеке. Во всех странах СНГ компания развивает внутренние маршрутные сети, чтобы упростить и ускорить доставку.

«Россия — один из основных торговых партнеров Казахстана. Товарооборот между нашими странами увеличился на 8,7%, до $10,5 млрд, за январь-май 2023 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, согласно данным Бюро национальной статистики Казахстана. Чтобы логистика не тормозила развитие делового сотрудничества между нашими странами, необходимо наладить диалог с государственными органами Казахстана для обсуждения и совместной разработки изменений в таможенном регулировании, с учетом потребностей бизнеса», — резюмировал совладелец и заместитель директора ПЭК.

Похожие статьи

«Согласие» выплатило более 8 млн. за кофе и конфеты

Страховая компания «Согласие» выплатила более 8 млн. рублей международному перевозчику грузов за продукцию, утраченную по причине пожара во время транспортировки.

Зарплаты водителей грузовиков показали самый высокий годовой прирост на…

Водители грузовых автомобилей оказались лидерами по темпам роста зарплат в первом полугодии: за январь-июнь 2024 года медианный уровень оплаты их труда…

Большинство автоперевозчиков России работают неофициально — «АвтоГрузЭкс»

В России зарегистрировано более 6,7 млн грузовых автомобилей, которые принадлежат более 300 тыс. собственникам. При этом официально в сегменте грузоперевозок работают…