• 16 ноября, 2023
  • 26

Доставку грузов из Казахстана в Россию пока тормозит экспортный контроль — Вадим Филатов

По данным ПЭК, за апрель-октябрь 2023 года из-за дополнительных досмотров срок пересечения границы увеличился от нескольких часов до 1-7 дней, в зависимости от направления и загруженности пунктов пропуска.

Более 95% грузов, которые следуют из Казахстана в Россию, проходят экспортный контроль, рассказал Вадим Филатов, совладелец и заместитель директора ПЭК на Транспортной неделе, которая проходит в эти дни в Москве.

Из-за дополнительных таможенных досмотров срок пересечения границы со стороны Казахстана за апрель-октябрь увеличился от 7-10 часов до 1-7 дней, в зависимости от загруженности пунктов пропуска. В итоге, например, транзитное время доставки из Алматы в Москву за апрель-октябрь выросло с 5-6 до 7-8 дней.

Напомним, с 1 апреля Казахстан ввел обязательное оформление юридическими и физическими лицами сопроводительных накладных на товары (СНТ) во взаимной торговле со всеми странами ЕАЭС. Разработан перечень товарных групп, для экспорта которых требуются специальные разрешения от Министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) или Комитета государственных доходов Минфина РК. По информации ПЭК, срок выдачи этих документов может доходить до двух недель.

«Товары, на которые нужно получать дополнительные разрешения, регулярно пересматривают, а бизнес об этом не информируют. Причем каждое министерство может самостоятельно внести ограничение на отдельную товарную категорию», — подчеркнул Вадим Филатов.

По его словам, чаще всего с этой проблемой сталкиваются перевозчики сборных грузов, которые доставляют в одном прицепе отправления 60-70 клиентов.

«Когда отправляли машину, сопроводительные документы могли быть оформлены верно. На следующий день на погранпереходе нам сообщают, что еще несколько грузов попали в перечень товарных групп, для экспорта которых нужны специальные разрешения», — пояснил совладелец и заместитель директора ПЭК.

Таможенная служба республики дает возможность оформить и отправить дополнительные документы в течение 1-7 часов. Если не получается — грузовик разворачивают обратно.

По словам Вадима Филатова, чтобы сократить простои на границе Казахстана и России, важно запустить процесс информирования участников ВЭД об изменении списка товаров, для перевозки которых нужны специальные разрешения. Кроме того, необходимо создать выделенный коридор для сборных грузов с отдельной очередью и оборудованием для досмотра.

Экспортный контроль при пересечении границы действует также со стороны России. С 9 марта наша страна ввела разрешительный порядок вывоза в ЕАЭС определенных категорий товаров.

По состоянию на ноябрь, пересечение границы России и Казахстана занимает в среднем 2-3 дня, электронная очередь на МАПП «Бугристое» пока не помогает ускорить этот процесс.

«ПЭК перестал использовать этот погранпереход, несмотря на то, что пункт пропуска оптимально подходит для наших логистических маршрутов. Место в очереди можно забронировать только за 10 дней до пересечения границы, а свободные слоты разбирают в первые минуты после того, как на портале появляется возможность их оформить», — подчеркнул Вадим Филатов.

Пилотный проект по внедрению электронной очереди, который Казахстан запустил со своей стороны на пункте пропуска «Бидаик» с 1 ноября, может упорядочить пересечение границы, но в существующем исполнении вряд ли ускорит этот процесс.

«Согласование даты в мобильном приложении CarGoRuqsat занимает 2-3 дня. При этом не обязательно дата согласования будет подходить под желаемую дату пересечения границы», — рассказал Вадим Филатов. «Российская и казахстанская системы электронных очередей практически идентичны, и по итогам окончания тестового периода изменения должны быть внесены с обеих сторон», — отметил он.

Между Казахстаном и странами ЕАЭС действует не только экспортный, но и транзитный контроль. По информации ПЭК, больше всего из-за дополнительных досмотров увеличился срок пересечения границы с Киргизией — от нескольких часов до суток. По состоянию на ноябрь, перевозка из Москвы в Бишкек занимает 8-10 дней.

Вадим Филатов уточнил, что законодательство обеих стран позволяет перегружать товары из одного грузовика в другой при транзите, но на практике возникают сложности. Перевозчик не может изменить информацию о транспортном средстве в транзитной СНТ на платформе Управления государственных доходов (УГД) Казахстана. Важно доработать этот момент, чтобы у компаний появилась такая возможность.

За полтора года ПЭК открыл 11 новых отделений в странах СНГ.  На территории Казахстана компания представлена филиалами в Алматы, Астане, Костанае, Петропавловске и Шымкенте, у ПЭК есть собственный филиал в столице Киргизии — Бишкеке. Во всех странах СНГ компания развивает внутренние маршрутные сети, чтобы упростить и ускорить доставку.

«Россия — один из основных торговых партнеров Казахстана. Товарооборот между нашими странами увеличился на 8,7%, до $10,5 млрд, за январь-май 2023 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, согласно данным Бюро национальной статистики Казахстана. Чтобы логистика не тормозила развитие делового сотрудничества между нашими странами, необходимо наладить диалог с государственными органами Казахстана для обсуждения и совместной разработки изменений в таможенном регулировании, с учетом потребностей бизнеса», — резюмировал совладелец и заместитель директора ПЭК.

Похожие статьи

Зарплаты водителей грузовиков в первом квартале превысили среднерыночные более…

Заработные платы у водителей категории «СЕ» в январе-марте росли вдвое быстрее, чем в целом по рынку труда.
Дефицит кадров и рост издержек: в ГК Альфа-Лизинг рассказали об основных проблемах рынка автомобильных грузоперевозок

Дефицит кадров и рост издержек: в ГК Альфа-Лизинг рассказали…

По итогам 2023 года объемы грузовых автоперевозок на российском увеличились на 12%. Но главные проблемы логистической отрасли – дефицит кадров и…

«АльфаСтрахование» рассказала об опыте страхования в транспортной отрасли на…

«АльфаСтрахование» стала участником первой межрегиональной конференции «Транспортная отрасль Большого Урала: Практические решения. Стратегии и инновации в развитии транспортных компаний на 2024–2025…