- 10 июля, 2019
- 157
ЕДИНАЯ ЭКОСИСТЕМА
Один из глобальных вопросов страхового рынка – текущее состояние сегмента моторного страхования. В России большинство страховщиков не получают прибыль от этих видов. Изменить ситуацию может внедрение технологий, позволяющих автоматизировать ресурсозатратные операции при урегулировании убытков и исключить риски, связанные с автоюристами или мошенниками. Об этом рассказывает директор по развитию интернет- решений в финансовом секторе ООО «Аудатэкс» Максим Алекбашев.
Современные страховые технологии: Для многих страховщиков каско является прибыльным видом. Почему при этом говорят об убыточности моторного портфеля?
Максим Алекбашев: Прибыльности в каско достигают не все компании. Процесс урегулирования убытков достаточно сложен. При этом идет падение сборов, число заключаемых договоров сократилось.
ССТ: Можно ли моторное страхование сделать безубыточным?
М. А.: Да, безусловно. Есть два пути: повышать тарифную ставку и больше продавать, либо сокращать затраты. Наращивать стоимость полиса очень сложно. Портфели очень плотно распределены. Компании — лидеры рынка очень внимательно следят за пролонгациями договоров. Они активно занимаются разработкой новых продуктов и предложений. Вместе с тем, спрос снижается: клиент не готов платить большую страховую премию, а стоимость урегулирования убытка постоянно растет.
ССТ: С чем связан рост?
М. А.: Станции техобслуживания не всегда хотят брать машины по расценкам и нормативам, предусмотренным ОСАГО. Для страховщиков это создает серьезную проблему. Небольшие игроки уходят с рынка, а крупные пытаются объединять усилия. Например, одна страховая компания продает свой моторный бизнес другой страховой компании. В ситуации, когда продавать больше невозможно, страховые компании начинают смотреть в сторону автоматизации. Модель, действовавшая годами, когда дешевле было нанять персонал, чтобы тот разбирал каждый убыток руками, сейчас перестает быть эффективной. Параллельно мы ведем 17 пилотных проектов. Крупные страховщики — наши партнеры, которые раньше действовали по сложившейся модели урегулирования убытка, начали пилотировать новые проекты автоматизации. Теперь они готовы активнее использовать IT-решения в тех процессах, где раньше они вообще не применялись, например, в оплате счетов. Сейчас никто не будет задерживать оплату СТОА до получения бумажных документов, как было еще недавно. В противном случае можно потерять партнера: ремонт ОСАГО и без того не очень интересен станции, а ремонтировать машины клиентов где-то надо!
ССТ: До недавнего времени страховщиков упрекали, что они неохотно отправляют машины по ОСАГО на ремонт, а предпочитают оплачивать ущерб деньгами. Сейчас ситуация изменилась?
М. А.: Сказать, что ситуация изменилась коренным образом, нельзя. Но при этом доля натурального возмещения быстро растет. Натуральное возмещение, особенно в токсичных регионах, менее убыточно для страховщиков — на ремонт направляют 25-30 %, ранее показатель не превышал 10 %. Кроме того, для снижения риска мошенничества важно знать, как было отремонтировано транспортное средство и было ли оно отремонтировано вообще. Ведь возможно, что клиент с этими же повреждениями придет в компанию через два месяца и снова будет требовать денег. Есть и второй аспект — автоюристы. Когда человек получает компенсацию ущерба деньгами, то всегда есть риск оспаривания размера суммы выплаты. Если клиент настаивает на выплате по ОСАГО деньгами, то это может быть сигналом, что возможен риск злоупотребления правом. Эти риски не реализуются, если компания проводит ремонт автомашины.