- 17 сентября, 2025
Евгений Уфимцев: реформа натурального возмещения по ОСАГО существенно увеличит возможности автовладельцев
16 сентября в штаб-квартире Народного фронта в Москве состоялся круглый стол, посвященный грядущим изменениям в сфере ОСАГО. Участники мероприятия, среди которых были представители Банка России и страховых компаний, обсудили вопросы и предложения по реформированию системы возмещения по ОСАГО, в частности в натуральной форме, а также поделились своими взглядами по возможности увеличения лимитов выплат по ОСАГО и предотвращению недобросовестных практик.
Говоря вступительное слово, президент Российского Союза Автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев сообщил, что доля натурального возмещения в ОСАГО за последние три года не превышает в среднем 6%, в то время как в 2019 году данный показатель составлял 15%. Это привело как к новым видам жалоб, связанных с тем, что у страховщика нет возможности организовать ремонт в каких-то случаях, так и к новой, достаточно, негативной судебной практике – взысканию со страховых компаний сумм выплата в размере, превышающем лимит по ОСАГО, зачастую в несколько раз.
Для решения данной проблемы предлагается скорректировать систему возмещения по ОСАГО, изменив подход к организации возмещения с учетом введения дополнительной возможности для потребителя получить компенсацию за «самостоятельный» ремонт.
Согласно подготовленным предложениям, автовладельцы, чей автомобиль поврежден в ДТП, смогут получить от страховой компании компенсацию в пределах величины износа в дополнение к первичной выплате, осуществленной на основании независимой технической экспертизы, в случае самостоятельного ремонта автомобиля. Такая возможность предполагается в случае, если потерпевший после получения страховой выплаты отремонтировал автомобиль в любом автосервисе и этот ремонт состоялся в течение 9 месяцев после первой выплаты. После ремонта пострадавший предоставляет подтверждение о ремонте в страховую компанию и, если стоимость ремонта превысила размер полученного страхового возмещения, страховщик возмещает сумму износа, которая вычитается при первоначальной выплате по условиям закона.
Следует отметить, что средний возраст российского автопарка растет и в большинстве случаев размер износа превышает 50% в стоимости подлежащих замене запчастей. Таким образом, в случае, если потерпевший принял решение ремонтировать повреждения после получения от страховой компании выплаты и ремонт состоялся, то он сможет получить вычтенную стоимость износа запасных частей.
«Конечно, хотелось бы, чтобы страховая компания оказывала помощь с осуществлением ремонта по ОСАГО. Со своей стороны, мы постарались сделать простой и прозрачный порядок и учесть нюансы, которые не прописаны в законе, но при этом существуют и о них должно быть известно страхователю – в частности, необходимость уведомить страховую компанию в случае выявления скрытых повреждений, которые не видны при первичном осмотре. Уведомление страховщика об этом позволит получить доплату в том числе и за скрытые повреждения, которые выявлены в ходе ремонта. Считаем, что реформа натурального возмещения по ОСАГО существенно увеличит возможности автовладельцев», – добавил Уфимцев.
С мнением главы РСА согласились и представители страховых компаний.
«Натуральная форма возмещения действительно требует корректировки. Необходимо обозначить все этапы процедуры и установить четкие сроки – в этом случае от реализации законопроекта стоит ожидать исключительно положительного эффекта. Баланс интересов клиента и страховщика будет намного лучше, чем раньше», – прокомментировал потенциальное нововведение вице-президент, директор департамента по взаимодействию с органами государственной власти АО «АльфаСтрахование» Алексей Артамонов. Он также призвал к принятию активных мер против дефицита автозапчастей на рынке в рамках инициативы: «Человек приезжает на сервис, а пока он доехал – запчасть уже ушла, ее поставили на другой автомобиль, поскольку она одна на весь регион».
Помимо более четкого и прозрачного описания механизма возмещения вреда по ОСАГО и применения натуральной формы, у реформы есть и другие преимущества.
Так, по мнению генерального директора группы «Зетта Страхование» Игоря Фатьянова, любая правовая четкость и определенность снижает угрозу мошенничества:
«Мы анализируем любые инициативы на предмет противостояния недобросовестным практикам. Предлагаемая версия законопроекта позволит объяснить клиентам, как получить компенсацию после ДТП, не прибегая к помощи сомнительных лиц».
Фатьянов добавил, что за последние несколько лет сфера авторемонта в России претерпела множество изменений.
По словам руководителя рабочей группы Народного фронта «Защита прав автомобилистов» Петра Шкуматова, компенсация стоимости износа при ремонте по ОСАГО – одно из самых ожидаемых изменений:
«92% автовладельцев считают, что амортизация должна вообще уйти из ОСАГО, а 63% готовы доплачивать за это в разумных пределах. Оценки, что после реформы доля ремонта может вернуться к 15%, как в 2019 году, даже излишне осторожные – в реальности этот показатель может быть намного выше».
Кроме того, 93% автовладельцев выступают за повышение лимитов выплат по «железу», а 84% – по жизни и здоровью. Для решения вопроса с возможным ростом стоимости полиса ОСАГО эксперт предложил сделать несколько его версий, чтобы каждый водитель подобрал для себя подходящую: «Условно говоря, ОСАГО-лайт, ОСАГО-плюс, ОСАГО-премиум, ОСАГО-комфорт. Мы уже давно подошли к тому, чтобы улучшить этот продукт».
Ожидается, что 6 октября пройдут парламентские слушания, на которых обсудят реформу натурального возмещения по ОСАГО.
«Мы надеемся, что инициатива будет рассмотрена в осеннюю сессию Госдумы», – подытожил Евгений Уфимцев.