• 7 июля, 2023
  • 86

ИГРА НА СТОРОНЕ СТРАХОВАТЕЛЯ

Иосифов Андрей

Директор департамента корпоративных рисков СК «ГАРДИЯ»

ИГРА НА СТОРОНЕ СТРАХОВАТЕЛЯ

О значении системного подхода к управлению рисками и о том, какие стратегии выбирают страхователи в зависимости от размеров и специфики бизнеса, рассказывает Андрей Иосифов, директор департамента корпоративных рисков СК «ГАРДИЯ».

ССТ: Что входит в понятие «управление корпоративными рисками»?

Андрей Иосифов: Управление риска­ми — непрерывный процесс, направлен­ный на выявление событий, возникнове­ние которых может помешать компании достигнуть бизнес-целей. Процесс состоит из четырех последовательных этапов: идентификация риска — анализ и оцен­ка — определение и реализация стратегии работы с риском — мониторинг эффек­тивности, за которым следуют возврат к этапу анализа и оценки остаточного риска. У процесса управления риском нет завершения, т. к. избежать всех рисков невозможно.

В идеальном мире в риск-менеджмент как процесс должны быть вовлечены все сотрудники компан

ии, каждый из которых владеет наиболее полной информацией о рисках, присущих его деятельности. Зада­чей же риск-менеджера является развитие культуры управления риском и системати­зация всей получаемой информации.

ССТ: Можно ли ранжировать риски на категории по вероятности, по послед­ствиям и др.?

А. И.: Ранжировать риски не только мож­но, но и нужно. Чтобы управлять риском, нужен системный подход, предполагаю­щий классификацию рисков и оценку, как качественную, так и количественную — в зависимости от вида деятельности, структуры компании и от задач, которые стоят перед риск-менеджерами. Например, выделяют политические и регуляторные риски, макроэкономические и рыночные риски, производственные и репутационные риски и др.

Каждая из этих категорий может подраз­деляться на подкатегории: в группу произ­водственных могут входить риски повреж­дения и гибели основных средств, риски поставщиков, риски недоступности техни­ческого обслуживания, которые, кстати, в связи с существующими ограничениями на экспорт технологий в Россию со стороны «недружественных» стран существенно выросли. Детализация классификации вплоть до рисков каждой конкретной единицы оборудования зависит от уровня рассмотрения стратегии риск-менеджмента и количественной оценки рисков.

Количественная оценка подразумевает оценку как вероятности, так и разруши­тельности, а именно — финансовых послед­ствий наступления события. Существует множество методов количественной оцен­ки: от грубой экспертной, до оценки с по­мощью математического моделирования и специальных компьютерных программ. Но не все риски поддаются максимально точной количественной оценке.

По результатам оценки вероятности и раз­рушительности обычно составляют карту рисков — инструмент наглядный и понят­ный менеджменту компаний, но не учи­тывающий, что один и тот же риск может иметь разные сочетания вероятности и разрушительности.

ССТ: Как выбирают способы сниже­ния последствий от реализации риска и строят план мероприятий? Кто за него отвечает?

А. И.: Выделяют несколько основных стра­тегий управления риском: отказ от риска (не подходит для рисков текущей деятель­ности), принятие риска (преимущественно для рисков с низкой разрушительностью), минимизация риска (меры и мероприятия, направленные на снижение вероятности наступления или минимизацию послед­ствий наступления риска) и передача риска, например, в страховую компанию. Как пра­вило, применяется комбинация стратегий.

Варианты стратегий прорабатываются риск-менеджером, общую стратегию по ри­скам и предел допустимости риска (аппетит к риску) задает высший менеджмент компа­нии, а реализация стратегии производится на каждом уровне компании.

ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

Способы минимизации рисков подби­раются индивидуально под каждый риск, при этом меры могут быть направлены как на снижение вероятности, так и на сниже­ние последствий от реализации риска до его наступления, конечно. Обычно детально прорабатываются планы по наиболее ката­строфическим и ключевым рискам.

Результаты всего сказанного ранее отра­жаются в политике компании по страхо­ванию, а также в планах непрерывности бизнеса, который по сути является ин­струкцией для всей компании о том, что делать при реализации конкретного или группы рисков.

ССТ: Где место страховой защиты? Как выбираются страховые программы и как правильно расставлять приоритеты?

А. И.: Конкретные риски, подлежащие страхованию, выбираются компаниями в соответствии со своими стратегическими целями, финансовым положением и ап­петитом к риску. Как правило, в крупных и средних компаниях риски, подлежащие страхованию, и параметры соответству­ющих программ определяются самими компаниями, и уже сформированное верхнеуровневое понимание параметров программ выносится на страховой рынок для поиска максимально соответствующего страхового покрытия.

В небольших компаниях чаще ориентиру­ются на готовые решения, которые может предложить страховой рынок. Что касается приоритетов, то, очевидно, в первую оче­редь нужно защищать основные производ­ственные активы компаний — например, производственную площадку для промыш­ленной компании или склад с продукцией, если речь идет о дистрибьюторе. Во вто­рую очередь, страхованием обеспечивают активы, которые в меньшей степени или косвенно влияют на финансовое положение компании.

Помимо этого, есть страховые программы, предусмотренные договорами с контраген­тами компании, которые налагают обязан­ность застраховать тот или иной объект или деятельность.

Правильно расставить акценты и опре­делить требуемые параметры страховой защиты может штатная служба риск-ме­неджмента. Если размер компании не позволяет содержать отдельный штат для выполнения этой функции, то задачу может решить и страховой посредник — брокер. Он поможет оценить основные риски клиента, сформировать требуемые параметры страховой защиты и найти тре­буемое покрытие у участников страхового рынка. Справиться с этой задачей может и страховая компания, но, как правило, в рамках одного отдельного продукта, сформировав предложение, максимально учитывающее потребности и особенности бизнеса клиента.

ССТ: Можно ли привести примеры пра­вильных и ошибочных решений по управ­лению корпоративными рисками через страхование?

А. И.: О правильности решений в отно­шении конкретных рисков конкретной компании довольно сложно говорить: кто-то 10 лет не страховал объект и с ним ничего не случалось, и считает это правиль­ным, а когда еще через 10 лет объект сгорел в результате пожара и бизнес обанкротил­ся, то это признается ошибкой. Другими словами, осознание ошибки чаще приходит уже после происшествия.

К ошибочным решениям можно отне­сти, например, страхование имущества на неполную восстановительную стоимость в попытке сэкономить. Или страхование без франшизы при высокой частоте небольших убытков. В последнем случае мелкими убыт­ками занимаются как сотрудники компании-страхователя, так и сотрудники стра­ховщика, и последний, конечно, закладывает это в стоимость страхования. В итоге допол­нительная страховая премия для покрытия таких трудозатрат и мелких выплат может заметно превысить размер убытков.

Правильнее и экономически эффектив­нее будет «отсечь» совсем мелкие убытки, не влияющие на финансовую устойчивость компании, франшизой и оставить на удер­жании страхователя, а на страхование вы­носить более крупные случаи, что оптими­зирует стоимость страхования. В примере выше как раз и сможет помочь страховая компания, подобрав оптимальный размер франшизы и (или) покрытия.

Применяя клиентоориентированный подход, нацеленный на долгосрочное сотрудничество, проводим тщательный анализ риска, а также потребностей клиента.

ССТ: Какую помощь в управлении ри­сками оказывает ваша страховая компа­ния?

А. И.: Прежде всего, мы опираемся на свою многолетнюю экспертизу на рос­сийском и международном страховых рынках и эффективно делимся знаниями и опытом с нашими клиентами. Применяя клиентоориентированный подход, нацелен­ный на долгосрочное сотрудничество, про­водим тщательный анализ риска, а также потребностей клиента. И уже на этой базе не только формируем страховое решение, но и оказываем помощь в минимизации убыточности и оптимизации процессов, если в ходе анализа риска мы видим зоны риска или неэффективный подход.

Мы играем на стороне страхователя и счи­таем такой подход основой для долгосроч­ного и взаимовыгодного сотрудничества.

ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ

Похожие статьи

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг АО «ГАРДИЯ» на уровне…

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг финансовой надежности АО «ГАРДИЯ» на уровне ruAА, прогноз по рейтингу стабильный.
В рамках XIX Международной Конференции ВСС по страхованию впервые состоялась питч-сессия проектов в сфере цифровых решений для страховой отрасли

В рамках XIX Международной Конференции ВСС по страхованию впервые…

Победила компания CraftTalk, участник «Сколково». Организовали мероприятия Всероссийский Союз Страховщиков и Sk Финтех Хаб.
Страховая компания «СОГАЗ-Мед» приняла участие в XIX Международной конференции ВСС по страхованию

Страховая компания «СОГАЗ-Мед» приняла участие в XIX Международной конференции…

28 мая в Москве прошло ключевое мероприятие в страховой отрасли, на котором участники обсудили актуальные вопросы ее развития — XIX Международная…