- 10 ноября, 2023
- 89
Исследование Домклик: 40% россиян не знают о льготной ипотеке
По данным о заключённых ипотечных сделках Сбера доля сделок по льготным программам стабильно растёт: в третьем квартале 2023 года она приблизилась к 51%. В связи с этим Аналитический центр Домклик впервые провел опрос пользователей сервиса на тему знания льготного ипотечного кредитования и исследовал связь между осведомленностью жителей региона и проникновением льготной ипотеки.
Проникновение льготной ипотеки
На основе данных Сбера за 2023 год аналитики Домклик для каждого федерального округа РФ рассчитали коэффициент проникновения льготной ипотеки, то есть отношение количества выдач по всем льготным программам к общему количеству выдач (%). Результаты расчётов представлены на карте.
Высокий коэффициент проникновения льготной ипотеки отмечается в двух группах регионов. Во-первых, это дальневосточные регионы: Республика Саха (Якутия) — 67,3%, Амурская область — 60,3%, Магаданская область — 58,9%. Процент льготных выдач в них высок в силу реализации «Дальневосточной ипотеки», которая позволяет получить жилищный кредит под 2%. Во-вторых, это крупнейшие регионы с городами-миллионниками: Краснодарский край — 55,2%, Санкт-Петербург – 53,2%, Новосибирская область — 51,0%, Москва — 50,5%.
Уровень востребованности льготных программ отстаёт от общероссийских показателей в регионах с невысокими доходами населения. Это прежде всего субъекты Северо-Кавказского федерального округа: Чеченская Республика (сделки по льготным ипотечным программам составляют 1,7%), Республика Дагестан (16,5%), Кабардино-Балкарская Республика (19,0%), Карачаево-Черкесская Республика (23,3%). По данным РИА за 2023 год доля работников с зарплатой выше среднего по РФ в этих регионах находится в пределах 10–13%.
К таким регионам также относятся субъекты Центрального федерального округа, в которых отсутствуют мегаполисы, например Ивановская (коэффициент проникновения льготных программ — 26,5%) и Тамбовская (27,0%) области. Согласно рейтингу РИА процент работников с зарплатой выше среднего в этих субъектах РФ составляет 11,5% и 15,6% соответственно.
Отдельно стоит выделить Мурманскую область, где низкий уровень проникновения льготной ипотеки (21,7%) связан с низким объёмом предложения на первичном рынке. По данным витрины Домклик, в регионе представлено меньше 100 предложений о продаже квартир на первичном рынке, что связано со сложностями строительства в арктической зоне и логистическими трудностями. Это также подтверждается данными ДОМ.РФ, согласно которым Мурманская область входит в пятёрку субъектов РФ с наименьшим объёмом ввода жилья в 2023 году.
Низкий спрос на льготное ипотечное кредитование также отмечается в регионах с достаточным уровнем заработных плат: Саратовской (19,9%), Кемеровской (22,4%) и Омской (26,7%) областях, Республике Калмыкия (27,3%) и Самарской области (28,7%), что может быть связано с низкой информированностью населения.
Поэтому эксперты решили выяснить, насколько россияне знакомы с темой льготного ипотечного кредитования, и сравнить осведомлённость жителей в отстающих и лидирующих регионах.
Осведомлённость о льготной ипотеке
В исследовании приняли участие 8,3 тыс. посетителей сайта Домклик из различных регионов страны с разной востребованностью льготной ипотеки. В каждом регионе опрошено не менее 100 пользователей.
Как показал опрос, в Москве и Санкт-Петербурге около 75% опрошенных знают о существовании льготных ипотечных программ. В группе отстающих регионов осведомлённость находится на уровне 52–56%, в остальных — в среднем 61%.
Около половины опрошенных из двух столиц знакомы с полным списком льготных ипотечных программ. В отстающих регионах — лишь 33–34%, в остальных — 40%.
Алексей Лейпи, директор дивизиона «Домклик» Сбербанка:
«Для всех игроков рынка недвижимости важно не только понимать уровень осведомленности граждан в теме льготного ипотечного кредитования, но и уметь оценивать их восприимчивость к различным расширениям и нововведениям.
Исследование показало, что даже в таких крупных регионах, как, например, Омская и Самарская области, менее трети опрошенных знают о возможности строительства дома по льготной программе. Примерно такой же процент знает о том, что «Семейная ипотека» распространяется на семьи с одним ребенком. Мы считаем, что необходима дальнейшая проработка мер для своевременного информирования граждан о возможности получения ипотечного кредита на льготных условиях
Мы, со своей стороны, активно рассказываем о возможностях льготного кредитования и работаем над созданием новых способов повышения информированности россиян о программах господдержки».
Осведомлённость о дополнительных возможностях льготной ипотеки
Эксперты Домклик также выяснили, насколько хорошо пользователи Домклик осведомлены о нововведениях в льготных программах. А именно о том, что: 1) льготная ипотека распространяется на индивидуальное жилищное строительство (ИЖС); 2) «Семейная ипотека» доступна семьям с одним ребёнком, если он родился после 2017 года; 3) есть отдельная программа для IT-специалистов.
Опрос показал, что россияне ориентируются в нововведениях не очень хорошо. Даже в Москве и Санкт-Петербурге — регионах с наибольшим проникновением льготной ипотеки — только 40% опрошенных знают, что льготные программы распространяются на индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). Примерно столько же (42–44%) знают о распространении «Семейной ипотеки» на семьи с одним ребёнком. О существовании IT-ипотеки жители двух столиц осведомлены значительно лучше: 58% в Москве и 53% в Санкт-Петербурге.
В остальных регионах РФ осведомлённость намного ниже. В большинстве субъектов РФ доля опрошенных, которые знают о возможности строительства дома по льготной ипотеке, не превышает 33%. С IT-ипотекой в среднем знакомы 40%, а в отстающих регионах (Самарская и Кемеровская области) — 32–33%. По «Семейной ипотеке» разрыв в осведомлённости между столичными и остальными регионами выражен меньше: о ней знают 30–40%.