• 13 октября, 2022
  • 167

Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС РФ (2021-2022). Часть 12 (2)

Юргенс Игорь

Президент Всероссийского союза страховщиков

Не менее важной задачей является урегулирование вопроса об ответственности службы заказа легкового такси за реальный ущерб, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия при перевозке пассажиров и багажа легковым такси жизни или здоровью пассажира, его багажу, ручной клади, если заказ был принят через службу заказа легкового такси.

В настоящее время службы заказа легкового такси настаивают на исключительно информационно-посредническом характере отношений между службой заказа легкового такси, перевозчиком легковым такси и пассажиром, что позволяет считать службу заказа легкового такси лишь площадкой для совершения сделок (в данном случае – для заключения договора фрахтования) и не включает его в число лиц, ответственных за качество такой перевозки и (или) причиненный при ее осуществлении вред.

Вместе с тем, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.01.2018 г. по делу № 5-КГ17-220 предлагается установить ответственность службы заказа легкового такси перед пассажиром за причиненный в процессе перевозки вред, если он заключил договор фрахтования от своего имени либо из обстоятельств заключения договора у добросовестного гражданина-пассажира могло сложиться мнение, что договор фрахтования заключается непосредственно с ним.

Росту рынка такси сопутствует увеличение количества водителей, осуществляющих перевозку пассажиров и багажа легковыми такси, что в отсутствии современных механизмов контроля приводит к снижению безопасности перевозок и создает необходимость для адаптации механизмов обеспечения контроля, в том числе с использованием цифровых технологий.

Действующая модель государственного регулирования рынка такси требует изменений, обусловленных указанными реалиями развития этого рынка и необходимостью законодательно зафиксировать права и обязанности служб заказа легкового такси в сформировавшихся условиях.

Подпунктом 12 пункта 2 статьи 263 Федерального закона от 06.11.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» ответственность за организацию перевозок легковым такси в регионе возложена на органы власти субъекта Российской Федерации.

В настоящее время допуск к деятельности по осуществлению перевозок пассажиров и багажа легковыми такси, а также государственный контроль (надзор) за такими перевозками осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Установление норм, относящих допуск к деятельности по осуществлению перевозок пассажиров и багажа легковыми такси, а также государственный контроль (надзор) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси к полномочиям Российской Федерации, представляется нецелесообразным с учетом ограничения действия разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа территорией субъекта Российской Федерации, в котором получено разрешение, и граничащего с ним субъекта Российской Федерации с высшим исполнительным органом государственной власти которого заключено соответствующее соглашение.

В целях урегулирования правовой коллизии между НК РФ и отраслевым законодательством проектом федерального закона предусмотрено установление возможности получения разрешения самозанятыми физическими лицами (применяющими специальный налоговый режим “Налог на профессиональный доход” и не являющимися индивидуальными предпринимателями) при условии заключения предусмотренного статьей 20 проекта федерального закона договора со службой заказа легкового такси, которая осуществляет деятельность службы заказа легкового такси с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», то есть проектируется схема обязательной работы самозанятых перевозчиков через службу заказа, что позволит контролировать деятельность таких перевозчиков через сведения, предоставляемые службами заказа в региональную информационную систему.

Учитывая, что в настоящее время большинство перевозчиков легковым такси владеют легковыми такси на праве аренды и достаточно часто осуществляют смену транспортных средств, установленная сейчас в статье 9 Федерального закона № 69-ФЗ обязанность указания в разрешение на перевозки пассажиров и багажа легковым такси сведений о транспортных средствах фактически способствует нарушению перевозчиками законодательства в случаях замены транспортного средства, в том числе в связи с дорожно-транспортными происшествиями, произошедшими по вине иных участников дорожного движения.

Проектом федерального закона предлагается установить 2 отдельных реестра:

1) региональный реестр перевозчиков легковыми такси (статья 6 проекта федерального закона).

В региональный реестр перевозчиков легковыми такси будут включены сведения о перевозчиках легковым такси, в том числе номера записей из регионального реестра легковых такси о легковых такси, используемых перевозчиком легковым такси.

Включение, изменение из реестра перевозчиков легковых такси осуществляется владельцем транспортного средства в разрешительном порядке, в то время как внесение изменений в такой реестр в разрешительном (часть 1 статьи 7 проекта федерального закона) или уведомительном порядке (часть 8 статьи 7 проекта федерального закона).

Исключение сведений из реестра перевозчиков легковых такси осуществляется в уведомительном порядке.

Проектом федерального закона предусмотрены основания для приостановления, возобновления и аннулирования действия разрешения (статья 8 проекта федерального закона);

2) региональный реестр легковых такси (статья 10 проекта федерального закона).

В региональный реестр легковых такси будут включены сведения о транспортных средствах, которые перевозчик легковыми такси вправе использовать.

Важным отличием от действующей схемы является то, что аннулирование разрешения не влечет исключения сведений из реестра легкового такси.

Включение, изменение и исключение сведений из реестра легковых такси осуществляется владельцем транспортного средства в уведомительном порядке (пункты 5 – 7 части 5 статьи 10 проекта федерального закона).

Также проектом федерального закона устанавливаются обязательные требования к:

1) перевозчикам легковыми такси (статья 11 проекта федерального закона), в том числе о том, что нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации к перевозчику легковым такси могут быть установлены требования о передаче таким перевозчиком легковым такси органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в региональную или муниципальную информационную систему сведений о перевозках пассажиров и багажа легковыми такси;

2) легковому такси (статья 9 проекта федерального закона), в том числе к наличию устройства контроля за вниманием и усталостью (сонливостью) водителя легкового такси и таксометра.

Также предусматривается, что законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные требования к экологическому классу транспортного средства, используемого в качестве легкового такси;

3) водителю легкового такси (статья 12 проекта федерального закона), в том числе перечень оснований для запрета для допуска лица к управлению легковым такси.

К таким основаниям в том числе отнесены установление запрета для допуска к управлению легковым такси лицам, имеющим более трех неуплаченных административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения; отсутствие аттестации на знание расположения на территории субъекта РФ объектов транспортной инфраструктуры, объектов культурного наследия, объектов здравоохранения, образования, спорта, а также путей подъезда к ним, действий в чрезвычайной ситуации, правил перевозки пассажиров и багажа легковым такси в случае, если порядок проведения такой аттестации и требования к указанным знаниям установлены законом и (или) иным нормативным правовым актом субъекта РФ.

Кроме того, проект федерального закона предусматривает полномочия Правительства РФ по установлению составов административных правонарушений, при совершении определенного количества которых за последний год также будет запрещено управлять легковым такси.

Взаимодействие ВСС, РСА и НССО в законопроектной сфере, затрагивающей интересы страхового сообщества, с палатами ФС РФ, федеральными органами исполнительной власти и ЦБ РФ в период осенней сессии 2021 – весенней сессии 2022 гг. работы Госдумы ФС РФ VIII созыва осуществлялось путем участия Юргенса И.Ю., Президента ВСС-РСА-НССОи представителей исполнительных аппаратов союзов в заседаниях профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации, фракций Госдумы, Экспертных советов профильных комитетов палат Федерального Собрания, комитетов и комиссий ТПП РФ, РСПП, парламентских слушаниях, «круглых столах», рабочих группах, совещаниях разного уровня, а также путем проведения различных встреч и переговоров на площадках федеральных министерств и ведомств, профильных подразделений Банка России, постоянного освещения этой работы в СМИ, в написании писем и обращений.

Похожие статьи

Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС…

Продолжилась работа над двумя проектами федерального закона № 155278-8 и № 155316-8.

Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС…

Продолжилась работа над проектом федерального закона № 1134126-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового…

Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС…

Продолжилась работа над проектом федерального закона № 63052-8 «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности…