- 22 ноября, 2022
- 160
Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС РФ (2021-2022). Часть 16
Продолжилась работа над проектом федерального закона № 155863-8 «О частной охранной деятельности», внесенного депутатами ГД А.Е. Хинштейном, А.Б. Выборным, Э.А. Валеевым и проектом федерального закона – спутником № 155871-8 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», внесенного депутатами ГД А.Е. Хинштейном, А.Б. Выборным, Э.А. Валеевым.
Предпринят давно ожидаемый шаг по совершенствованию законодательства в сфере охранной и детективной деятельности, связанный с законодательным разделением двух этих видов самостоятельной деятельности.
В частности, законопроект № 155863-8 «О ЧОД» направлен на совершенствование нормативно-правового регулирования негосударственной (частной) охранной деятельности в Российской Федерации, усиление контроля за оборотом оружия и специальных средств, а также на дальнейшее развитие механизмов государственно-частного партнерства в обеспечении общественной безопасности, в том числе постоянного и эффективного взаимодействия частных охранных организаций с правоохранительными органами.
Законопроект разработан в целях:
– разграничения двух самостоятельных, различных по своему содержанию видов деятельности (частной детективной и охранной);
– дальнейшего совершенствования законодательства в сфере охраны;
– ужесточение требований к учредителям (участникам) частных охранных организаций и к частным охранникам, а также к обороту оружия и специальных средств;
– наиболее полного и отвечающего потребностям современной практике урегулирования правоотношений, возникающих в процессе осуществления частной охранной деятельности;
– определения порядка взаимодействия частных охранных организаций с государственными органами и силовыми структурами в вопросах обеспечения общественной безопасности и охраны общественного порядка.
В настоящее время в РФ функционирует около 17,5 тысяч частных охранных структур, в которых работает более 670 тыс. квалифицированных охранников. Ими обеспечивается охрана свыше 1,4 млн. объектов различной формы собственности. Специфика их деятельности связана в том числе с ограничением конституционных прав граждан, а также с оборотом оружия и специальных средств, что непосредственно влияет на состояние правопорядка и безопасность государства. Сложившаяся за 30 лет практика работы негосударственных структур безопасности показала, что они являются неотъемлемой частью сложившейся в стране системы общественной безопасности.
Между тем, до настоящего времени базовым законом, регулирующим правоотношения в сфере частной охранной деятельности, остается Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11.03.1992 № 2487-1. Однако за 30 лет, прошедших с момента его принятия, актуальность ряда положений закона уже утратила силу. Внесение точечных изменений в указанный закон не позволяет в должной мере актуализировать его содержание и структуру применительно к фактически сложившимся правоотношениям. Так, частная охранная деятельность по-прежнему регулируется в одном законе с частной детективной деятельностью, несмотря на то, что представляет собой отдельный, самостоятельный вид деятельности, различный по своему содержанию, характеру, оказываемым услугам, правовой природе. Важно и то, что действующее законодательство запрещает одному лицу заниматься детективной и охранной деятельностями одновременно. Предлагаемый законопроект решает указанную проблему путем законодательного разделения двух этих видов самостоятельной деятельности.
В свою очередь проект федерального закона № 155871-8 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» – спутник к законопроекту «О ЧОД» направлен на приведение в соответствие законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О частной охранной деятельности». Законопроект разработан в целях исключения из текста Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11.03.1992 № 2487-1 положений, регламентирующих частную охранную деятельность, и сохранения в нем статей, касающихся исключительно вопросов осуществления частной детективной деятельности. Также внесены изменения в статьи, касающиеся нового реестрового порядка предоставления лицензий.
Сроки вступления в силу соответствуют аналогичным срокам основного проекта федерального закона «О частной охранной деятельности».
По имеющейся информации из Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции, на очереди для внесения в Государственную Думу находится отдельный законопроект «О частной детективной деятельности», по которому ВСС предоставлял свои замечания и предложения (В.Б. Шестаков и А.Б. Выборный).
Взаимодействие ВСС, РСА и НССО в законопроектной сфере, затрагивающей интересы страхового сообщества, с палатами ФС РФ, федеральными органами исполнительной власти и ЦБ РФ в период осенней сессии 2021 – весенней сессии 2022 гг. работы Госдумы ФС РФ VIII созыва осуществлялось путем участия Юргенса И.Ю., Президента ВСС-РСА-НССОи представителей исполнительных аппаратов союзов в заседаниях профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации, фракций Госдумы, Экспертных советов профильных комитетов палат Федерального Собрания, комитетов и комиссий ТПП РФ, РСПП, парламентских слушаниях, «круглых столах», рабочих группах, совещаниях разного уровня, а также путем проведения различных встреч и переговоров на площадках федеральных министерств и ведомств, профильных подразделений Банка России, постоянного освещения этой работы в СМИ, в написании писем и обращений.