- 3 мая, 2018
- 142
Экономить хватит, покупать!
При этом значительно сократилось число россиян, которые признаются в продолжающейся экономии по тем или иным статьям расходов. По-прежнему больше всего респондентов экономят на еде (17%), но этот показатель сократился более чем вдвое по сравнению с прошлым годом. Каждый восьмой (12%) заявил об экономии на путешествиях против 30% аналогичных ответов годом ранее. О продолжающейся экономии на других статьях расходов заявили менее чем по 10% россиян. Продолжают с осторожностью покупать новую одежду и обувь 9% респондентов, на развлечениях и деликатесах экономят по 6% опрошенных, на алкоголе и сигаретах – 5%, на ресторанах – 4%. По остальным возможным тратам доля экономящих снизилась до 1-3%. Таковым результаты покупательских стратегий россиян в предшествовавшем опросу году. То есть уже в 2017 году по сравнению с 2016-м потребительская ситуация значительно улучшилась. Можно говорить о том, что самые тяжелые времена для потребителей остались позади.
В марте текущего года исследовательский холдинг Ромир в ходе очередного всероссийского опроса* попросил россиян рассказать, на каких статьях расходов они экономили в течение последнего года. Аналогичные опросы проводились в 2016 и 2017 годах, а в 2015 году респондентам было предложено ответить на вопрос о планах на экономию. Таким образом, была получена картина того, как менялось потребительское поведение наших соотечественников в течение непростого экономического периода.
Согласно полученным результатам, можно отметить две положительные новости. Во-первых, за год заметно увеличилась доля россиян, которые ни на чем не экономят. Если в 2016 году такой ответ давали 11% опрошенных, в 2017 году – 18%, то при нынешнем опросе об этом заявили 24% россиян. Чаще, чем в среднем по выборке такой ответ давали мужчины, нежели женщины, россияне 18-24 лет, респонденты с высоким доходом.
Таким образом, при увеличении числа не экономящих сократилась и доля тех, кто продолжает экономить – с 82% в прошлом году до 76% в текущем. При этом число россиян, которые признаются в продолжающейся экономии по тем или иным статьям расходов, значительно сократилось, а по некоторым – практически сошло на нет.
Итак, в течение всех предыдущих аналогичных опросов наибольшая доля россиян признавалась в экономии на еде в целом. Вот и на данный момент этот показатель остается самым высоким по сравнению с другими статьями расходов. Однако если в прошлом году на еде экономили 39% россиян, то в этом году такой ответ дали только 17%. Чаще такой ответ звучал от женщин, россиян старше 60 лет и респондентов с низким доходом.
На второе место по объемам экономии, хотя и в значительно меньших масштабах, чем годом ранее, вышла такая статья как отдых и путешествия. Об экономии на такого рода тратах заявили 12% опрошенных, тогда как годом ранее аналогичный показатель равнялся 30% и даже превосходил уровень 2016 года в 21%.
О продолжающейся экономии на других статьях расходов заявили менее чем по 10% россиян. В частности, с 33% населения, которые с осторожностью позволяли себе покупку одежды и обуви в прошлом году, в нынешнем году подобной же стратегии продолжают придерживаться только 9% россиян. Если в прошлом году на деликатесах экономили 30% респондентов, то в этом году такой ответ дали только 6% участников исследования. На развлечениях экономят 6% опрошенных, хотя еще в прошлом году такой ответ указывали 30% россиян. На алкоголе и сигаретах продолжают экономить 5% россиян, тогда как в прошлом году доля таких ответов составляла 21%.
По ряду других расходов, об экономии на которых в прошлом году заявляли от 10 до 20% россиян, доля аналогичных ответов в текущем году снизилась до 1-4% или вообще оказалась равна нулю. Так, на сегодняшний день об экономии на ресторанах заявили 4% россиян при 20% аналогичных ответов годом ранее. На бытовых услугах продолжают экономить 3% наших соотечественников (13% в прошлом году). Об экономии на покупке различных гаджетов в рамках опроса заявили 2% респондентов (15% в прошлом году). По 1% россиян признаются в экономии на косметике, медицинских услугах, оплате транспорта и занятиях спортом. А вот об экономии на услугах мобильной связи не заявил ни один респондент.
Источник: Ромир, март 2018
Подводя итоги исследования, президент исследовательского холдинга Ромир Андрей Милехин поясняет: «Судя по всему, для большинства наших соотечественников трудные времена, связанные с тотальной экономией, остались позади. Цены стабилизировались, доходы начали потихоньку расти. Многие россияне наконец-то вздохнули в прошлом году с облегчением, т.к. долгосрочно жить в напряжении невозможно. Жизнь продолжается, хочется надеяться на лучшее. Судя же по оценкам 2017 года, полученным в том числе, и через характеристики покупательских настроений, можно говорить о том, что кризис отступил».
*Во всероссийском опросе приняли участие 1500 человек в возрасте от 18 лет старше, проживающие в городах и сельской местности, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое население России.
Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 50 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью в ключевых регионах и бывших союзных республиках.