• 9 июля, 2025

Объем хищений у россиян по схеме NFC Gate снизился за месяц в 7 раз

Еженедельный объем хищений у россиян по мошеннической схеме с использованием технологии NFC Gate удалось снизить с 3,3 млрд рублей до 0,5 млрд рублей ― то есть почти в 7 раз за один месяц. Добиться снижения объема хищений удалось благодаря быстрым и слаженным действиям банков и регуляторов, НСПК, правоохранительных органов и компаний-вендоров в сфере информационной безопасности.

Сбер и НСПК разработали и тиражировали онлайн-модель выявления мошеннической схемы с NFC Gate, в рамках которой НСПК прямо в транзакционном потоке подсвечивает подозрительные и потенциально мошеннические операции.  Банки со своей стороны совместно отработали подход по блокировке дропов по данной схеме, ЦБ сформулировал и тиражировал на финансовый рынок рекомендации и указания по борьбе со схемой. В целом были разработаны совместные механизмы защиты, ряд важных шагов по противодействию предприняли также правоохранительные органы и вендоры, работающие в сфере кибербезопасности.

Сбер считает, что подобное объединение усилий участников рынка должно быть системными и с более активным привлечением операторов связи, которые должны передавать необходимую для противодействия мошенничеству информацию своевременно, в полном объеме и безвозмездно.

Станислав Кузнецов, заместитель Председателя Правления Сбера:

«Схема с NFC Gate активизировалась с начала года и Сбер уже предупреждал об её опасности. Однако одними предупреждениями мы не ограничились. Сбер и другие ответственные представители профильного сообщества предприняли ряд конкретных и эффективных шагов для защиты россиян. Снижение объёма хищений в 7 раз за месяц ― хороший и показательный результат, который говорит о том, что координация всех заинтересованных участников рынка необходима и дает конкретные плоды. Однако, по-прежнему не все готовы работать системно. Более того, эта схема ― лишь часть глобальной мошеннической угрозы, которой противостоит наша страна. Существует ряд проблем, которые мешают максимально эффективно защищать людей от мошенников. Одна из них ― недостаточная вовлеченность операторов связи в процесс информационного обмена с заинтересованными сторонами.  Информацию, которая необходима для защиты людей от мошенничества, операторы связи представляют за деньги, что недопустимо в контексте безопасности и сохранности средств россиян».

Суть схемы заключается в том, что телефонные мошенники предлагали установить специальное приложение на Android-смартфон. После этого жертву просят приложить свою банковскую карту к телефону и ввести PIN-код. При этом мошенники успокаивают жертву: карта остаётся у неё на руках, поэтому PIN-код вводить не опасно. На самом деле приложение считывает данные карты через NFC и передаёт их мошенникам, которые в этот момент находятся у банкомата в любой точке мира. Злоумышленники прикладывает своё устройство с таким же приложением к терминалу банкомата, после ввода PIN-кода преступник получает доступ к её личному кабинету и может снять средства со счетов.

Также активно распространяется обратная схема, когда на телефон жертвы устанавливается вредоносное ПО, которое ретранслирует сигнал с карты мошенника на его устройство. В этом случае жертву с заранее снятыми наличными направляют к банкомату. Там она прикладывает устройство к терминалу и вносит деньги, думая, что средства идут на якобы «безопасный счет, а на самом деле они уходят на карту злоумышленника.

В настоящий момент в рамках Государственной информационной системы «Антифрод» запущен пилотный проект по оперативному взаимодействию госорганов, банков, операторов связи и других организаций для борьбы с кибермошенничеством. Во время пилота планируется определить категории данных, необходимых для эффективного противодействия киберпреступлениям, выработать унифицированные форматы их предоставления.

Сбер считает целесообразным обязать операторов связи безвозмездно и своевременно передавать в ГИС «Антифрод» информацию о:
  • факте и дате прекращения оказания услуг;
  • факте, дате и времени замены SIM-карты;
  • факте включения или отключения услуги переадресации звонков;
  • данных о смене устройства абонента (номер IMEI);
  • выпуске дополнительных SIM-карт на имя гражданина.

Также необходимо ввести финансовую ответственность операторов перед гражданами за ущерб, причинённый неполучением или несвоевременным предоставлением этой информации. В случае же своевременного и полного предоставления этой информации операторами, ответственность целесообразно возлагать на банки.

Похожие статьи

СберНПФ начислил первую господдержку по ПДС

29 августа СберНПФ завершил начисление первого государственного софинансирования (господдержки) по программе долгосрочных сбережений (ПДС) за взносы, сделанные клиентами в программу в…

Семейный банкинг в действии: привилегии и для себя, и…

Клиенты Сбера с премиальным обслуживанием от 6 млн рублей на счетах, вкладах и инвестициях теперь могут поделиться привилегиями с одним из…

Lada Granta и Ford Focus возглавили топ онлайн-продаж авто…

Сегмент автомобилей стоимостью до миллиона рублей остаётся одним из самых массовых и востребованных на российском рынке.