- 11 февраля, 2019
- 144
НБКИ и АВТОСТАТ: во второй половине 2018 года в сегменте автокредитования наступила стагнация
По информации 4 200 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), во 2 полугодии 2018 года, впервые за несколько лет, рост выдачи автокредитов, фактически, прекратился. Во многом это было связано с сокращением объемов господдержки льготного кредитования.
Так, во второй половине 2018 года в кредит было продано 420,0 тыс. автомобилей, что на 0,1% меньше, чем было выдано за аналогичный период 2017 года (420,5 тыс. ед.). При этом в 1 полугодии 2018 года картина была совершенно иной – рост выдачи автокредитов в этом периоде по сравнению с 1 полугодием 2017 года составлял 26,5%.
Также необходимо отметить, что согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», темпы продаж новых легковых автомобилей во 2 полугодии 2018 года также снизились. Так, если в 1 полугодии 2018 года темпы роста авторынка были на уровне 16,6% (по сравнению с аналогичным периодом 2017 года), то во 2 полугодии динамика продаж новых автомобилей снизилась до 8,4%.
На фоне сокращения объемов господдержки льготного кредитования впервые за последние годы снизилась и доля «кредитных» автомобилей в структуре продаж. На это указывает сопоставление данных НБКИ об автокредитах и аналитического агентства «АВТОСТАТ» о динамике объемов авторынка (Таблица 1). Так, доля всех автомобилей, проданных в кредит во 2 полугодии 2018 года, отнесенная к рынку новых машин, составила 47,46%, существенно снизившись по сравнению с аналогичным периодом предыдущим годом – на 4,07 процентных пункта (во 2 полугодии 2017 года – 51,53%).
Таблица 1. Динамика рынка новых автомобилей, выдачи автокредитов и доли автомобилей, купленных в кредит
Период |
Выдачи автокредитов*, тыс. ед. |
Объем рынка** автомобилей, тыс. ед. |
Доля всех кредитных автомобилей*** к объему рынка новых |
2 полугодие 2017 года |
420,53 |
816,03 |
51,53% |
2 полугодие 2018 года |
420,01 |
884,92 |
47,46% |
Детализированная информация о показателях авторынка и рынка автокредитования предоставляется подписчикам аналитических материалов агентства «АВТОСТАТ» и Национального бюро кредитных историй (НБКИ)
Во 2 полугодии 2018 года самые серьезные темпы сокращения автокредитования по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (среди 20 регионов РФ – лидеров по количеству выданных кредитов данного типа) были зафиксированы в Удмуртской Республике (-10,8%), Самарской области (-9,6%), Республике Татарстан (-7,8%), Нижегородской области (-6,0%) и Пермском крае (-4,6%). При этом в другой половине регионов РФ выдача автокредитов во 2 полугодии 2018 года росла, в т.ч. в Кемеровской (+30,8%) и Свердловской (+14,2%) областях, Ханты-Мансийском АО (+11,4%), а также Воронежской (+7,9%) и Оренбургской (+7,6%) областях (Таблица 2).
«Несмотря на то, что в 2018 году автокредитование выросло и, по сути, вернулось на «докризисные» уровни 2014 года, вторая половина ушедшего года свидетельствует о наметившейся стагнации данного сегмента розничного кредитования, – комментирует генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – В первую очередь, это связано с окончанием ряда госпрограмм льготного автокредитования, которое оказывало высокий уровень поддержки автомобильной отрасли, стимулируя рост продаж. В результате, впервые за несколько лет доля «кредитных» автомашин в структуре продаж «упала» во 2 полугодии прошлого года ниже 50%. Первый квартал 2019 года покажет, насколько стойкой окажется тенденция по сокращению темпов автокредитования».
«Российский авторынок растет второй год подряд, причем демонстрируя двузначный рост, – говорит исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов. – Однако во втором полугодии 2018 года его темпы заметно снизились и составили менее 10%. Одной из причин снижения темпов рыночного роста является сокращение объемов господдержки льготного кредитования. При этом, несмотря на замедление темпов роста выдачи автокредитов, их доля в структуре продаж остается весьма значительной. Иными словами, роль кредитования в автомобильной отрасли по-прежнему велика».
Таблица 2. Динамика выдачи автокредитов во 2 полугодии 2018 года по сравнению с аналогичным периодом 2017 года (среди 20 регионов РФ с наибольшими объемами автокредитования), в ед.
|
По регионам |
2 полугодие 2017 года |
2 полугодие 2018 года |
Изменение, в % |
1 |
Удмуртская Республика |
7 958 |
7 100 |
-10,8% |
2 |
Самарская область |
13 949 |
12 603 |
-9,6% |
3 |
Республика Татарстан |
24 330 |
22 432 |
-7,8% |
4 |
Нижегородская область |
12 643 |
11 885 |
-6,0% |
5 |
Пермский край |
13 154 |
12 544 |
-4,6% |
6 |
Ленинградская область |
8 139 |
7 774 |
-4,5% |
7 |
Ростовская область |
11 848 |
11 510 |
-2,9% |
8 |
г. Санкт-Петербург |
27 131 |
26 477 |
-2,4% |
9 |
Ставропольский край |
7 240 |
7 153 |
-1,2% |
10 |
Волгоградская область |
6 844 |
6 832 |
-0,2% |
11 |
Московская область |
25 014 |
25 341 |
1,3% |
12 |
Республика Башкортостан |
20 199 |
20 796 |
3,0% |
13 |
Краснодарский край |
14 664 |
15 217 |
3,8% |
14 |
г. Москва |
32 083 |
33 393 |
4,1% |
15 |
Челябинская область |
13 797 |
14 639 |
6,1% |
16 |
Оренбургская область |
6 567 |
7 066 |
7,6% |
17 |
Воронежская область |
7 223 |
7 796 |
7,9% |
18 |
Ханты-Мансийский АО – Югра |
6 629 |
7 384 |
11,4% |
19 |
Свердловская область |
13 728 |
15 673 |
14,2% |
20 |
Кемеровская область |
5 762 |
7 536 |
30,8% |
Национальное бюро кредитных историй (АО «НБКИ») предоставляет десятки современных высокотехнологичных решений в области контроля и оценки кредитных рисков, прогнозной аналитики. По состоянию на 1 января 2019 года Бюро консолидирует информацию о кредитах более 96 млн заемщиков, предоставляемую свыше 4 200 кредиторами, сотрудничающими с НБКИ.