• 7 сентября, 2023
  • 131

КАК АДАПТИРОВАТЬ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО К ИЗМЕНЕНИЮ КЛИМАТА

Майоров Алексей

Председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

КАК АДАПТИРОВАТЬ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО К ИЗМЕНЕНИЮ КЛИМАТА

Изменение климата — один из наиболее серьезных вызовов, с которыми сталкивается сельское хозяйство в мире и в России. Продовольственная безопасность страны в долгосрочной перспективе зависит от того, насколько успешно удастся адаптировать сельскохозяйственные системы к климатическим и погодным явлениям. Один из важных инструментов, способных обеспечить защиту сельхозпроизводителей в таких условиях — агрострахование, считает Алексей Майоров, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

ССТ: Сегодня много говорят о нарастании климатической нестабильности, которая в первую очередь отражается на АПК. Поступают ли вам запросы из регионов, от госорганов или отраслевых ассоциаций на новые меры по противодействию климатическим рискам?

Алексей Майоров: Вопросы, связанные с последствиями и прогнозами изменения климата, регулярно присутствуют в повестке Совета Федерации, в том числе Комитета по аграрно-продовольственной политике.

Актуальность темы была затронута в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию еще в 2021 году.

Было отмечено, что надо ответить на вызовы изменений климата, адаптировать к ним сельское хозяйство, промышленность, ЖКХ, всю инфраструктуру, создать отрасль по утилизации углеродных выбросов.

Согласно имеющимся экспертным заключениям, социально-экономические последствия изменения климата для сельского хозяйства России могут иметь положительные и отрицательные последствия. Положительные последствия связаны с предполагаемым увеличением продолжительности вегетационного периода, увеличением в 1,5 раза площадей, пригодных для земледелия, и возможностью освоения северных территорий. Но есть и отрицательные факторы, которые связаны с возможным увеличением засушливости в ряде регионов и возможным массовым распространением сорных растений, болезней и вредителей сельхозкультур.

Последнее аграрный комитет СФ непосредственно ощущает в своей работе: в комитет практически каждый год поступают обращения от регионов, отраслевых организаций аграриев в связи с различными природными бедствиями.

ССТ: Агрострахование с государственной поддержкой постоянно находится в фокусе внимания Комитета по аграрно-продовольственной политике и Совета Федерации. В чем состоит государственное значение развития системы агрострахования на современном этапе?

А. М.: Агрострахование, как механизм обеспечения стабильности сельхозпроизводства, одна из неотъемлемых составляющих современной организации сельского хозяйства. Сельскохозяйственное производство зависит не только от усилий сельхозтоваропроизводителей, но и от погодных условий — практически больше, чем какая-либо другая отрасль экономики.

В условиях актуальных угроз особенно важно, чтобы природные ЧС не ставили под угрозу развитие секторов агропроизводства на региональном уровне. Для государства принципиально, чтобы механизм агрострахования работал эффективно, снимая необходимость принятия точечных решений о выделении и организации компенсаций сельхозпроизводителям.

Можно отметить, что Национальный план мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата до 2025 года предусматривает такой пункт, как совершенствование механизма страхования с учетом рисков стихийных бедствий. Для сельского хозяйства такой механизм, по сути, уже создан — теперь предстоит только его дальнейшее отлаживание и масштабирование.

ССТ: Аграрный Комитет СФ был одним из инициаторов включения в систему агрострахования с 2022 года новой программы — страхование на случай ЧС. Как Вы оцениваете первые результаты этой инновации?

А. М.: Действительно, наш Комитет выступил одним из инициаторов принятия соответствующих изменений в закон о господдержке страхования урожая.

Закон расширил систему агрострахования с господдержкой за счет включения в нее страхования на случай чрезвычайных ситуаций. Это принципиально новый вид, интегрирующий систему страховой защиты с организацией помощи сельскому хозяйству при ЧС. Кроме того, была предусмотрена возможность включения в систему агрострахования с господдержкой дополнительных программ, разрабатываемых с учетом региональной специфики.

Сейчас Комитет уделит особое внимание главному аспекту новой программы — тому, как по ней совершаются выплаты. 2022 год был исключительно благоприятным для сельского хозяйства, режим ЧС практически нигде не был объявлен до конца уборки зерновых. В этом году мы видим широкий спектр опасных явлений и объявленных ситуаций ЧС в связи с заморозками, засухой, ураганами, тайфунами в целом ряде регионов от Калининградской области до Приморья, выплаты по этим ЧС уже начались. По итогам года будет проведен дополнительный анализ того, как сработала программа, совместно с Национальным союзом агростраховщиков, Минсельхозом России, субъектами РФ.

ССТ: В 2022 году закон № 260-ФЗ был снова изменен, в частности установлено постоянное льготное субсидирование страхования на случай ЧС для аграриев — малых предприятий Дальнего Востока. Теперь бюджет всегда будет для них оплачивать 80 % стоимости полиса. С чем было связано такое решение?

А. М.: Такое решение было принято в порядке исполнения поручений Президента России Владимира Путина по итогам совещания, посвященного ситуации на Дальнем Востоке. Это регион, где изменения климата проявляются, возможно, наиболее ярко. В последние пять лет основные аграрные регионы Дальневосточного федерального округа практически ежегодно становятся ареной бедствий, связанных с муссонным климатом. К сожалению, события лета 2023 года это тоже подтверждают.

ССТ: На Ваш взгляд, что нужно сделать, чтобы расширить охват страхованием сельхозрисков? Как можно привлечь к агрострахованию регионы, которые еще не в полной мере используют его возможности?

А. М.: Сегодня эта проблема относится преимущественно к растениеводству.

В животноводстве охват промышленного поголовья страховой защитой приближается к 40 %. При этом стоит отметить, что в 2022 году не принимали участия в системе агрострахования с господдержкой ни по одному из направлений только группа регионов Крайнего Севера и приравненных к ним, а также Северная Осетия — Алания.

Перед принятием закона о внедрении страхования на случай ЧС наш Комитет совместно с Национальным союзом агростраховщиков, Минсельхозом, Минфином и Банком России провел обширную серию совещаний во всех 8 федеральных округах, где приняли участие практически все субъекты РФ — и органы управления АПК, и аграрии, и страховщики. Был собран и проанализирован большой объем информации о факторах, которые удерживали аграриев ряда регионов от использования инструментов страховой защиты в формате мультирисковой программы. Все они были учтены при введении программы страхования на случай ЧС: процедуры урегулирования убытков упрощены и ускорены, снято требование о подтверждении опасного явления сетью Росгидромета, у которого на местах часто не хватает станций, и это создавало проблемы, а к оценке ущерба подключены органы местного самоуправления, что снимает вопросы о доверии к страховщикам.

При этом стоимость полиса существенно снижена для агрария. Например, при страховании озимых в прошлом году она была на уровне около 100 руб. за 1 га, а выплата осуществляется в пределах прямых затрат на каждый списанный при ЧС гектар погибших посевов. Таким образом, созданы

все условия, чтобы агрострахование стало максимально доступным и по стоимости, и по процедурам для сельхозпроизводителей всех категорий.

Более того, Минсельхоз России ввел систему стимулирующих коэффициентов для расчета иных субсидий, которая учитывает наличие страхования урожая. Теперь остается только повышать информированность и аграриев, и региональных органов управления АПК о том, что именно система агрострахования становится основным механизмом по компенсации ущерба от утраты урожая.

ССТ: Что стоит в планах Совета Федерации до конца этого года и в следующем году по направлению агрострахования?

А. М.: Основной акцент будет сделан на анализе работы программы по страхованию на случай ЧС в части страховых выплат в пострадавших в этом году регионах.

На особом контроле — Арктическая зона и республики Северного Кавказа.

Сейчас реализуется еще одна рекомендация нашего Комитета, данная в 2021 году: НСА с отраслевыми организациями разработали программу страхования рисков интенсивного садоводства с учетом риска утраты качества плодов, Краснодарский край выступил с инициативой ее включения в систему агрострахования с господдержкой, и сейчас идет ведомственное согласование. Это первый случай применения заложенной в закон новой нормы о внедрении дополнительных программ страхования с учетом региональной специфики.

Кроме того, в АПК в целом происходит важный процесс трансформации. Сегодня проходит согласование нормативной базы для создания информационной платформы Минсельхоза России. Развитие цифровизации может существенно упростить применение страховых механизмов за счет перевода ряда процедур в электронную форму. Этот процесс также может потребовать внимания.

Похожие статьи

ЗА КОНКУРЕНЦИЮ НУЖНО БИТЬСЯ

ЗА КОНКУРЕНЦИЮ НУЖНО БИТЬСЯ

Высокая конкуренция, цифровизация, фокус на человека, эффективное саморегулирование рынка, сбалансированное развитие практически по всем видам страхования — это те серьезные достижения,…
КЛЮЧЕВЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ В СФЕРЕ СТРАХОВАНИЯ ВЗГЛЯД СТРАХОВЩИКА

КЛЮЧЕВЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ В СФЕРЕ СТРАХОВАНИЯ ВЗГЛЯД СТРАХОВЩИКА

 Залогом успешного решения задач и преодоления вызовов, с которыми сталкивается страховой рынок, является профессиональное и системное взаимодействие страхового сообщества с профильными…
РИСКОМ НАДО УПРАВЛЯТЬ

РИСКОМ НАДО УПРАВЛЯТЬ

Главным результатом последнего года в перестраховании стало осознание клиентами и страховщиками необходимости более внимательного управления рисками. Руководитель инженерного центра АО «Российская…