• 25 декабря, 2023

Как рынок запчастей влияет на ОСАГО – страховщики подводят итоги 2023 года в этом направлении

ОСАГО: общественная экспертиза

Информационный проект

Еще в конце ноября 2023 года страховщики прогнозировали дальнейший рост стоимости запасных частей в новых справочниках средней стоимости запчастей, материалов и нормо-часа работ Российского Союза Автостраховщиков (РСА). Согласно им рассчитываются выплаты по полису обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО).

Как рассказал президент РСА Евгений Уфимцев, в новых справочниках от 19 декабря 2023 года стоимость запчастей в среднем по стране повысилась на 9,8% по сравнению с предыдущей версией от 19 сентября. На этот показатель, как считает Евгений Уфимцев, могло оказать влияние несколько факторов, среди которых – колебание курсов валют в середине 2023 года, проблемы с поставкой комплектующих, увеличение стоимости на отдельные марки автомобилей. Однако, при этом, ситуация на рынке комплектующих стабилизируется.

«Стабилизация цен на запчасти, безусловно, оказывает влияние на тарифы по обязательной «автогражданке». Благодаря этому, а также индивидуализации тарифов и конкуренции страховщиков за безубыточных клиентов возможно сдерживание средней премии, которая, например, за 11 месяцев этого года составила 7 812 рублей. Это ниже показателя января 2023 года на 3%», – уточнил глава РСА.

Об этом говорит и вице-президент РЕСО-Гарантия Игорь Иванов, который считает, что ситуация, в целом, улучшилась, однако сроки поставки комплектующих по-прежнему остаются долгими. Эксперт называет проблемными такие марки, как Cadillac, Chevrolet, Genesis, Honda, Infiniti, Isuzu, Jeep, Porsche. Тем не менее компаниям в большинстве случаев удается производить ремонт, но по ряду деталей ситуация остается напряженной. Среди них – сложные электронные компоненты, детали обивки и интерьера, агрегаты в сборе, например, АКП. Но при этом ситуация каждый раз меняется и нельзя сказать, что в ближайшем будущем будет в дефиците – ряд позиций становится доступным к заказу, а другие, наоборот, пропадают из наличия или доставки.

В свою очередь, заместитель руководителя расчетно-экспертного отдела по автострахованию Департамента урегулирования убытков ООО «Абсолют Страхование» Альберт Усманов считает, что кризис с поставкой запасных частей еще существует. А по причине санкций, которые были введены недружественными государствами, была разрушена прямая логистика, выстраиваемая поставщиками/импортерами годами. По его словам, запасные части поступают на российский рынок в недостаточном объеме, а ввиду сложной логистики сроки поставок увеличились в несколько раз, и существенно выросли цены на поставляемые запчасти.

«Государство, конечно, может поддержать отрасль, развивая и стимулируя производство на территории РФ наиболее ходовых автокомпонентов/запасных частей для массовых автомобилей, которые уже не находятся на гарантийном сроке. Это наиболее ходовые кузовные запасные части (крылья, капоты, двери), пластиковые детали (передние и задние бампера), оптика (передние фары и задние фонари)», – рассказал эксперт.

Как уточнили страховщики, проблемы с поставкой запчастей имеются практически по всем автомобилям иностранного производства. Те запчасти, которые ранее постоянно находились на складах импортеров в РФ и поставлялись на станции сроком не более 2 недель, теперь могут идти до станции несколько месяцев.

Как говорят в РЕСО-Гарантия, для того чтобы поддержать отрасль ОСАГО, важно пересмотреть требование закона производить ремонт с использованием только новых запчастей, а для машин на гарантии – еще и оригинальных. «Мы неоднократно говорили о том, что нужны государственные решения в установлении норм износа деталей и утверждении системы их оценки. Законодатели могли бы разрешить ремонт автомобилей б/у деталями, а также пересмотреть сроки ремонта и штрафы за их несоблюдение в ОСАГО», – прокомментировал Игорь Иванов.

В Зетта Страхование считают целесообразной поддержку инициативы по урегулированию ремонта б/у запчастями. При этом, в Российском Союзе Автостраховщиков говорят, что это позволит существенно сократить сроки ремонта, а также снизить его стоимость.

Похожие статьи

НСИС подводит итоги деятельности АИС страхования за 10 месяцев…

За 10 месяцев 2025 года заключено 42,685 млн договоров ОСАГО со средней страховой премией 6,287 тыс. руб.
Натуральный ремонт не работает: рынок настаивает на модернизации автострахового законодательства

Натуральный ремонт не работает: рынок настаивает на модернизации автострахового…

На первом транспортно-страховом форуме «Автострахование–2025», который 13-14 ноября проходит в Сочи, представители страхового рынка, транспортных компаний и эксперты пришли к общему…

НСИС: Почти 99% полисов в структуре краткосрочных ОСАГО –…

"Национальная страховая информационная система" (НСИС) проанализировала полисы 2025 года по продолжительности и по покупателям коротких полисов, ведь в общем количестве коротких…