• 16 декабря, 2023
  • 110

КОРИДОР БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ

Васильев Евгений

Вице-президент ВСС

КОРИДОР БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ

ОСАГО как социально значимый вид страхования остается в центре внимания государства и страховщиков. Вице-президент ВСС Евгений Васильев ответил на вопросы нашего журнала о том, как будет меняться стоимость запчастей, и каких изменений нужно ожидать водителям в следующем году.

ССТ: Как изменится стоимость запча­стей в связи со вступлением в силу нового справочника с 19 декабря?

Евгений Васильев: Рост стоимости запча­стей ожидается около 10 %. Единая мето­дика пока не менялась. Сейчас действует правило: собрать цены на запчасти в мо­сковском регионе и на их основе рассчитать базовые цены, к которым затем применя­ются региональные коэффициенты.

Как правило, в регионах запчасти доро­же. Вопрос стоимости во многом завязан на логистику. Основные центры поставки запчастей, если не брать праворульные ма­шины, — это московский регион. Запчасти изначально приходят сюда, а потом распре­деляются по России. В регионах, располо­женных недалеко от Москвы, могут быть более низкие цены именно потому, что это регион, а не столица. Комбинация этих двух факторов влияет на региональный коэффициент.

В ОКТЯБРЕ 2023 ГОДА (данные РСА)

Мы подготовили предложения по вне­сению изменений в Единую методику и направили на рассмотрение регулятору.

Сейчас происходит внутреннее согласо­вание этого документа в Банке России, затем документ будет направлен в Минюст. Надеемся, что к 19 марта 2024 года наши пожелания будут учтены при составлении нового справочника.

ПО ИТОГАМ 10 МЕСЯЦЕВ 2023 ГОДА

ССТ: Как сделать стоимость полиса более доступной для высокоубыточных сегментов?

Е. В.: Средняя премия в октябре 2023 года составила 7901 руб. — она снизи­лась на 0,7 % или 55 руб. по сравнению со средней премией в сентябре 2023 года, а по сравнению с январем 2023 года — на 1,7 % или 134 руб.

Безусловно, есть сегменты, для которых тариф недооценен. Это молодые водители, такси, некоторые регионы и т. д. Для обе­спечения доступности договоров и вырав­нивания влияния этих убыточных догово­ров был создан перестраховочный пул. Это возможность для страховщика передать договоры, которые потенциально могут принести убыток, и перераспределить убыток между всеми страховыми компани­ями. При этом, если страховая компания считает, что данный страхователь потенци­ально принесет убыток, его можно стра­ховать только по максимальному тарифу. Такой подход убирает клиентов, которые недооценены.

ССТ: Какую долю от общего числа договоров сейчас составляет размер этой недооцененной группы?

Е. В.: По нашим последним данным этот сегмент составляет порядка 13 % от общего числа договоров ОСАГО — именно такая доля договоров передается в перестра­ховочный пул. Это не так уж мало: у нас порядка 40 млн заключенных по ОСАГО договоров, а 13 % — это порядка 5 млн полисов.


Новые запчасти для праворульных автомоби- лей стоят очень дорого

Новые запчасти для праворульных автомоби­лей стоят очень дорого, ремонты в боль­шинстве случаев проводятся б/у запчастями, а разницу в цене автовладельцы кладут себе в карман. При этом формирование таким образом средних цен в справочнике на зап­части для праворульных автомобилей дает, как правило, неверные, завышенные цены, поскольку такие запчасти в Центральной России не востребованы, и рынок по ним не сформирован.

Если нам предоставят право собирать базо­вые цены на Дальнем Востоке, это позволит включить в справочник ряд новых запчастей, которые сейчас для Москвы не актуальны. И региональные коэффициенты будут рассчи­тываться исходя из того, как фактически про­исходит доставка таких запчастей — со скла­дов на Дальнем Востоке, а не из Москвы, это исключит завышение цен.


ССТ: Есть ли какие-то точки контроля, которые выявляют водителей без полиса и стимулируют их к покупке ОСАГО?

Е. В.: Первая точка контроля — это про­верки на дорогах. Вторая — наличие полиса контролируется при регистрации транс­портного средства. Но сейчас в первом чтении был принят законопроект, который предлагает это требование устранить. Воз­можно, такая законодательная инициатива связана с оптимизацией процессов реги­страции ТС.

Мы занимаем такую позицию, если госу­дарство ввело обязательное страхование, то оно должно предложить инструменты контроля исполнения закона. Так как у нас разрабатывается много цифровых государственных сервисов, то возможен одновременный запуск камер фото- и виде­офиксации, которые будут контролировать наличие полиса ОСАГО. В этом случае можно согласиться, что полис не обяза­телен при регистрации транспортного средства.

ССТ: Будет ли меняться тарифный ко­ридор?

Е. В.: За тарифный коридор у нас отвечает Банк России. На сегодняшний день регу­лятор имеет все компетенции по расчету тарифов и их мониторингу. Мы ежеме­сячно передаем в ЦБ РФ копию нашей информационной системы — они видят, как развивается тарификация, насколько она соответствует или не соответствует действительности.

Почему физические лица должны спонси­ровать таксистов, для меня очень большой вопрос. Такси — это бизнес. Если вы ге­нерите убыточность, если вы не умеете водить машину, если вы постоянно попа­даете в ДТП, за это нужно платить. Цена на страховку на такси должна вырасти!

Предполагаю, что без каких-то серьезных потрясений, без изменения нормативной базы говорить о расширении тарифного коридора вряд ли будут. Если вырастет дол­лар, вырастут цены на запчасти, то тогда тариф опять может меняться. А тот рост цен на запчасти, который мы видим сейчас, вполне переживаем.


Банк России создал рабочую группу с участи­ем ВСС и Минфина по поверкам камерами наличия полиса ОСАГО. В рамках этой группы сейчас вырабатывается перечень организаци­онных юридических мероприятий.

По линии МВД необходимо изменить КоАП. Если человек без полиса сейчас будет в течение дня проезжать в поле действия не­скольких камер, то все они формируют штраф. Все понимают, что такой подход вызывает серьезный негативный эффект, но изменить такую ситуацию у МВД нет права, так как это не предусмотрено КоАП.

Появилось предложение: внести в КоАП при­мечание о том, что штраф будет выставляться один раз в сутки. Также необходимо дорабо­тать информационные системы.

У нас огромное количество транспортных средств, которые используются как такси, а застрахованы по ОСАГО как личный авто­мобиль. Это приводит к тому, что страховщик не платит по таким убыткам, так как его ввели в заблуждение, а страховые премии в этом случае могут вырасти.

Сейчас Минтранс создает информационную систему по такси. Если страховым компаниям удастся подключиться к этой информацион­ной системе, они смогут проверять статус ис­пользования автомобиля (такси или не такси).


ССТ: Какие новации ожидают нас в сле­дующем году?

Е. В.: К марту у страховщиков появится возможность оформлять полисы ОСАГО на срок от 1 до 30 дней. Пока мы не пони­маем, насколько это будет востребовано. Основная масса автовладельцев использует транспортное средство постоянно. А для тех, кто не использует автомобиль в зимнее время, есть специальная годовая програм­ма с ограничением времени использования автомобиля.

Одним из инициаторов этих изменений было сообщество такси. Возможно, для так­систов дорого заплатить сразу за годовой полис. Время покажет.

Мы предусмотрели некоторые меры защиты от действий потенциальных мошенников. В эти программы введена трехдневная франшиза: если человек хочет купить краткосрочный полис, он должен его оформить минимум за 3 дня до начала срока действия страхования.

Также мы будем готовиться ко второму этапу внедрения электронного урегулиро­вания убытков. Первый этап был реализо­ван 15 июля 2023 года, однако электронное урегулирование распространяется только на часть убытков. С 1 января 2025 года перечень ситуаций, при которых можно подавать убыток в электронном виде, будет расширен. Опыт нарабатывается!

Похожие статьи

На сайте РСА начата публичная проверка новых справочников запчастей

На сайте РСА начата публичная проверка новых справочников запчастей

На сайте Российского Союза Автостраховщиков (РСА) начата публичная проверка проектов актуализированной версии справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормо-часа работ.
Готовятся поправки в Закон о финансовом уполномоченном

Готовятся поправки в Закон о финансовом уполномоченном

ВСС рассчитывает, что будут учтены предложения страхового сообщества по внесению изменений в Закон о финансовом уполномоченном.
ВСС: Экспертиза страховых компаний является наиболее релевантным методом для замера качества оказываемой медпомощи

ВСС: Экспертиза страховых компаний является наиболее релевантным методом для…

По данным СМИ, частным клиникам в России начнут присуждать звезды в зависимости от качества и безопасности предлагаемых услуг — по принципу…