• 16 декабря, 2023
  • 42

КОРИДОР БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ

Васильев Евгений

Вице-президент ВСС

КОРИДОР БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ

ОСАГО как социально значимый вид страхования остается в центре внимания государства и страховщиков. Вице-президент ВСС Евгений Васильев ответил на вопросы нашего журнала о том, как будет меняться стоимость запчастей, и каких изменений нужно ожидать водителям в следующем году.

ССТ: Как изменится стоимость запча­стей в связи со вступлением в силу нового справочника с 19 декабря?

Евгений Васильев: Рост стоимости запча­стей ожидается около 10 %. Единая мето­дика пока не менялась. Сейчас действует правило: собрать цены на запчасти в мо­сковском регионе и на их основе рассчитать базовые цены, к которым затем применя­ются региональные коэффициенты.

Как правило, в регионах запчасти доро­же. Вопрос стоимости во многом завязан на логистику. Основные центры поставки запчастей, если не брать праворульные ма­шины, — это московский регион. Запчасти изначально приходят сюда, а потом распре­деляются по России. В регионах, располо­женных недалеко от Москвы, могут быть более низкие цены именно потому, что это регион, а не столица. Комбинация этих двух факторов влияет на региональный коэффициент.

В ОКТЯБРЕ 2023 ГОДА (данные РСА)

Мы подготовили предложения по вне­сению изменений в Единую методику и направили на рассмотрение регулятору.

Сейчас происходит внутреннее согласо­вание этого документа в Банке России, затем документ будет направлен в Минюст. Надеемся, что к 19 марта 2024 года наши пожелания будут учтены при составлении нового справочника.

ПО ИТОГАМ 10 МЕСЯЦЕВ 2023 ГОДА

ССТ: Как сделать стоимость полиса более доступной для высокоубыточных сегментов?

Е. В.: Средняя премия в октябре 2023 года составила 7901 руб. — она снизи­лась на 0,7 % или 55 руб. по сравнению со средней премией в сентябре 2023 года, а по сравнению с январем 2023 года — на 1,7 % или 134 руб.

Безусловно, есть сегменты, для которых тариф недооценен. Это молодые водители, такси, некоторые регионы и т. д. Для обе­спечения доступности договоров и вырав­нивания влияния этих убыточных догово­ров был создан перестраховочный пул. Это возможность для страховщика передать договоры, которые потенциально могут принести убыток, и перераспределить убыток между всеми страховыми компани­ями. При этом, если страховая компания считает, что данный страхователь потенци­ально принесет убыток, его можно стра­ховать только по максимальному тарифу. Такой подход убирает клиентов, которые недооценены.

ССТ: Какую долю от общего числа договоров сейчас составляет размер этой недооцененной группы?

Е. В.: По нашим последним данным этот сегмент составляет порядка 13 % от общего числа договоров ОСАГО — именно такая доля договоров передается в перестра­ховочный пул. Это не так уж мало: у нас порядка 40 млн заключенных по ОСАГО договоров, а 13 % — это порядка 5 млн полисов.


Новые запчасти для праворульных автомоби- лей стоят очень дорого

Новые запчасти для праворульных автомоби­лей стоят очень дорого, ремонты в боль­шинстве случаев проводятся б/у запчастями, а разницу в цене автовладельцы кладут себе в карман. При этом формирование таким образом средних цен в справочнике на зап­части для праворульных автомобилей дает, как правило, неверные, завышенные цены, поскольку такие запчасти в Центральной России не востребованы, и рынок по ним не сформирован.

Если нам предоставят право собирать базо­вые цены на Дальнем Востоке, это позволит включить в справочник ряд новых запчастей, которые сейчас для Москвы не актуальны. И региональные коэффициенты будут рассчи­тываться исходя из того, как фактически про­исходит доставка таких запчастей — со скла­дов на Дальнем Востоке, а не из Москвы, это исключит завышение цен.


ССТ: Есть ли какие-то точки контроля, которые выявляют водителей без полиса и стимулируют их к покупке ОСАГО?

Е. В.: Первая точка контроля — это про­верки на дорогах. Вторая — наличие полиса контролируется при регистрации транс­портного средства. Но сейчас в первом чтении был принят законопроект, который предлагает это требование устранить. Воз­можно, такая законодательная инициатива связана с оптимизацией процессов реги­страции ТС.

Мы занимаем такую позицию, если госу­дарство ввело обязательное страхование, то оно должно предложить инструменты контроля исполнения закона. Так как у нас разрабатывается много цифровых государственных сервисов, то возможен одновременный запуск камер фото- и виде­офиксации, которые будут контролировать наличие полиса ОСАГО. В этом случае можно согласиться, что полис не обяза­телен при регистрации транспортного средства.

ССТ: Будет ли меняться тарифный ко­ридор?

Е. В.: За тарифный коридор у нас отвечает Банк России. На сегодняшний день регу­лятор имеет все компетенции по расчету тарифов и их мониторингу. Мы ежеме­сячно передаем в ЦБ РФ копию нашей информационной системы — они видят, как развивается тарификация, насколько она соответствует или не соответствует действительности.

Почему физические лица должны спонси­ровать таксистов, для меня очень большой вопрос. Такси — это бизнес. Если вы ге­нерите убыточность, если вы не умеете водить машину, если вы постоянно попа­даете в ДТП, за это нужно платить. Цена на страховку на такси должна вырасти!

Предполагаю, что без каких-то серьезных потрясений, без изменения нормативной базы говорить о расширении тарифного коридора вряд ли будут. Если вырастет дол­лар, вырастут цены на запчасти, то тогда тариф опять может меняться. А тот рост цен на запчасти, который мы видим сейчас, вполне переживаем.


Банк России создал рабочую группу с участи­ем ВСС и Минфина по поверкам камерами наличия полиса ОСАГО. В рамках этой группы сейчас вырабатывается перечень организаци­онных юридических мероприятий.

По линии МВД необходимо изменить КоАП. Если человек без полиса сейчас будет в течение дня проезжать в поле действия не­скольких камер, то все они формируют штраф. Все понимают, что такой подход вызывает серьезный негативный эффект, но изменить такую ситуацию у МВД нет права, так как это не предусмотрено КоАП.

Появилось предложение: внести в КоАП при­мечание о том, что штраф будет выставляться один раз в сутки. Также необходимо дорабо­тать информационные системы.

У нас огромное количество транспортных средств, которые используются как такси, а застрахованы по ОСАГО как личный авто­мобиль. Это приводит к тому, что страховщик не платит по таким убыткам, так как его ввели в заблуждение, а страховые премии в этом случае могут вырасти.

Сейчас Минтранс создает информационную систему по такси. Если страховым компаниям удастся подключиться к этой информацион­ной системе, они смогут проверять статус ис­пользования автомобиля (такси или не такси).


ССТ: Какие новации ожидают нас в сле­дующем году?

Е. В.: К марту у страховщиков появится возможность оформлять полисы ОСАГО на срок от 1 до 30 дней. Пока мы не пони­маем, насколько это будет востребовано. Основная масса автовладельцев использует транспортное средство постоянно. А для тех, кто не использует автомобиль в зимнее время, есть специальная годовая програм­ма с ограничением времени использования автомобиля.

Одним из инициаторов этих изменений было сообщество такси. Возможно, для так­систов дорого заплатить сразу за годовой полис. Время покажет.

Мы предусмотрели некоторые меры защиты от действий потенциальных мошенников. В эти программы введена трехдневная франшиза: если человек хочет купить краткосрочный полис, он должен его оформить минимум за 3 дня до начала срока действия страхования.

Также мы будем готовиться ко второму этапу внедрения электронного урегулиро­вания убытков. Первый этап был реализо­ван 15 июля 2023 года, однако электронное урегулирование распространяется только на часть убытков. С 1 января 2025 года перечень ситуаций, при которых можно подавать убыток в электронном виде, будет расширен. Опыт нарабатывается!

Похожие статьи

СКОРОСТЬ СЕГОДНЯ ВАЖНЕЕ

СКОРОСТЬ СЕГОДНЯ ВАЖНЕЕ

Президент ВСС Евгений Уфимцев, понимая всю сложность и широту проблемы, уверен, что вмененное страхование киберрисков нужно запускать как можно скорее: количество…
НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ

НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ

Общество сегодня сталкивается с различными киберугрозами, каждая из которых может иметь серьезные последствия для организаций, государства и граждан, а потому требует…
КИБЕРСТРАХОВАНИЕ: НА РАЗВИЛКЕ

КИБЕРСТРАХОВАНИЕ: НА РАЗВИЛКЕ

Пока направление развития рынка киберстрахования не определено до конца, но страховщики уже хорошо понимают, какие факторы необходимо учитывать, чтобы принимать на…