- 16 декабря, 2023
- 83
С УЧЕТОМ НОВЫХ ТРЕНДОВ
На российском автомобильном рынке всю большую долю занимают китайские марки, поэтому и глобальный поставщик интегрированного программного обеспечения Solera/Audatex сегодня настраивает свою работу с учетом новых трендов. О текущих планах компании рассказал менеджер по работе с ключевыми клиентами Solera/Audatex Евгений Мартынов.
ССТ: Над какими проектами ваша компания работает сейчас?
Евгений Мартынов: Еще до начала СВО на рынке России начал появляться китайский автопром, но для дилеров это был, скорее, эксперимент. Большую долю рынка занимали европейские, корейские и японские марки, но на фоне практически полного запрета поставок европейских, корейских и японских автомобилей в Российскую Федерацию китайские марки начали занимать лидирующую позицию.
Еще до 2022 года мы разработали и разместили в программе информацию по автомобилям марки GEELY, поскольку она активно продавалась в России, начали сотрудничество с CHERY и HAVAL. А после того, как рынок существенно изменился, мы поняли: чтобы соответствовать запросам клиентов, мы должны полностью переквалифицировать свою разработку на те модели, которые нужны российскому рынку.
ССТ: Вашим преимуществом всегда было наличие прямых контактов с автопроизводителями. Удалось наладить контакты с китайскими заводами?
Е. М.: До 80 % автопроизводителей Китая готовы предоставлять свои данные для разработки ПО. Сейчас мы активно работаем с JETOUR, BAIC, KAIYI и др., активно взаимодействуем с «Москвичом».
Для нас, как производителей программного обеспечения, важно прежде всего закрывать массовые сегменты потребления. Но мы работаем и на перспективу — разрабатываем данные для тех автомобилей, по которым есть понимание, что они могут выйти на рынок в ближайшее время.
Автомобили, особенно премиального класса, требуют полного сервиса в ремонте, поэтому у нас есть подразделение коммерческой разработки ПО. Производитель может оплатить нашей компании разработку для своих марок, даже если по стране будет ездить единичный экземпляр. На таких условиях с нами, например, сотрудничает Aston Martin и некоторые бренды китайских электромобилей.
ССТ: Есть ли ограничения для работы вашей компании в России в связи с общей геополитической обстановкой?
Е. М.: Solera/Audatex является ведущим мировым поставщиком интегрированного программного обеспечения, данных и услуг для управления жизненным циклом транспортных средств и автопарков. Наш бизнес представлен в 90 странах, и у нас есть центры разработки, которые находятся в государствах, которые не вводили санкций против России.
Сейчас за разработку моделей отвечает наш офис в Мексике, за технологическую поддержку — офис в Южной Корее, а в России мы готовим договоры с китайскими автопроизводителями. Эти компании предоставляют доступ к своим данным, к нормативам трудоемкости, к каталогу запасных частей, описанию технологии ремонта и др. Китайские партнеры в этом плане очень быстро адаптируются.
ССТ: Возникают ли у вас языковые или культурные барьеры?
Е. М.: В основном мы работаем с россиянами — сотрудниками представительств китайских брендов в России. Когда мы получаем данные от автопроизводителей, то передаем их в наш центр разработки.
Данные китайских автопроизводителей по структуре отличаются от принятых европейских, что создает дополнительные сложности для разработчиков. Но при наличии сложностей в понимании документации разработчики нашего ПО выходят к автопроизводителю со сформированным списком вопросов. Мы передаем эти вопросы партнерам из представительств для получения разъяснений.
ССТ: Насколько активно с вашей информацией работают страховщики?
Е. М.: Страховщики непрерывно работают в нашем ПО. От них нам поступают вопросы, когда будет добавлена та или иная китайская марка или модель. Мы ежемесячно отправляем отчет нашим партнерам о том, что уже разработали и что находится в планах.
Для наших партнеров, в том числе импортеров китайских брендов, эта информация также очень важна. Возможность сделать калькуляцию и урегулировать убыток — это очень важное преимущество при формировании стоимости страхового полиса. Когда у страховщика и рынка нет доступа к технической информации, то никто не понимает, сколько будет стоить ремонт, и страховая компания старается переложить риски на клиента, тем самым увеличив стоимость полиса. А стоимость полиса — это одно из конкурентных преимуществ при продаже автомобиля.
ССТ: Сейчас для расчета стандартных убытков широко используется искусственный интеллект. Применяете ли вы такие технологии для китайских автомобилей?
Е. М.: С точки зрения конструкции кузова все автомобили похожи. Искусственный интеллект считает их на большом объеме данных. На таком объеме наличие или отсутствие каких-то марок уже не влияет на общий результат.
Основная проблема заключается в том, что не у всех китайских автопроизводителей есть полный набор данных, необходимых для разработки нашего ПО. Китайский рынок завязан больше на продажи новых автомобилей, чем на послепродажное обслуживание. Если у европейских, корейских, японских дилеров автосервис — это важный элемент возврата клиента в дилерскую сеть, то у китайских — совершенно другая философия.
ССТ: Электромобили все еще остаются экзотикой или уже становятся приоритетом для вас?
Е. М.: Сейчас мы получаем много запросов от дилерской сети и страховщиков по электромобилям, но пока их доля в парке достаточно мала. Электромобили в ближайшие несколько лет будут занимать не более 2 % автопарка, поэтому мы больше сфокусированы на разработках для автомобилей классического типа.
ССТ: Какие планы у вашей компании на следующий год?
Е. М.: Сейчас для нас выделили отдельные квоты по разработке, поскольку, как мы выяснили, китайские марки не только активно заходят на российский рынок, но и появляются в большом количестве в Европе. Например, Бельгия в прошлом году импортировала более 200 тыс. автомобилей из Китая. Если раньше разработка моделей китайского автопрома была интересна России, Саудовской Аравии и странам Латинской Америки, то теперь подключаются европейские страны.
В следующем году мы также планируем существенно расширить сотрудничество с нашими российскими автопроизводителями, прежде всего — Автовазом, с которым мы подписали стратегическое соглашение на пять лет. Мы планируем разрабатывать сервис VIN-идентификации для автомобилей LADA — для нас это огромный шаг.
У некоторых производителей нет нормативов по крупноузловому кузовному ремонту: китайские производители зачастую просто не задавались этим вопросом.
В таких случаях наш центр разработки вместе с автопроизводителем вырабатывает позицию и определяет подход к разработке норматива.
Если норматив оказывается меньше, чем нужно, в дело вступают официальные дилеры, которые предоставляют нам подробную информацию: как они меняют эту деталь, сколько у них уходит на это времени и т. д. Информация собирается сразу с нескольких дилеров и отправляется в представительство марки для анализа и утверждения.
VIN позволяет правильно определить комплектацию автомобиля при оценке стоимости ремонта. При согласовании стоимости ремонта между дилером и страховщиком у них не будет вопросов про актуальные каталожные номера запасных частей и их стоимость. Это позволит существенно сократить время урегулирования убытка.
Использование VIN-идентификации предоставляет возможность повысить качество статистических данных. Заводы-производители будут более четко понимать, сколько и каких запчастей требуется для ремонта, смогут использовать эти данные для построения своих производственных планов. VIN-идентификация, кроме того, позволяет избегать случаев страхового мошенничества, так как позволяет сразу определить штатную комплектацию конкретного автомобиля.
Одним из новых продуктов, которым мы будем заниматься в ближайшее время, станет сервис по статистике. До недавнего времени такие отчеты страховщикам и другим участникам рынка предоставлялись по запросам. В новом продукте наши партнеры смогут смотреть статистику самостоятельно.