• 16 декабря, 2023
  • 56

РЫНОК СТРАХОВАНИЯ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Ефимов Артем

генеральный директор ИТ-компании «Инносети»

РЫНОК СТРАХОВАНИЯ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Объем российского рынка страхования транспортно-логистических услуг растет. При этом его потенциальная емкость колеблется в диапазоне от 70 до 80 млрд руб. В перспективе до 2030 года она может увеличиться до 120–150 млрд руб. Так считает наш эксперт, генеральный директор ИТ-компании «Инносети» Артем Ефимов.

ССТ: Расскажите о рынке страхования грузоперевозок. Как он меняется в по­следние годы и почему?

Артем Ефимов: В последнее время страхование все больше интегрируется в грузоперевозки, становясь его неотъем­лемой частью. На этот процесс повлияли такие события, как пандемия, закрытие границ, удлинение и изменение маршрутов. Изменились логистические модели, а это привело к росту числа застрахованных перевозок и объемов страховых премий.

Мы также наблюдаем общий рост рын­ка транспортно-логистических услуг. Об этом, в частности, говорят исследования аналитических агентств, одно из которых было представлено на недавней нашей конференции «InnoConf Логистика 2023».

Так, по данным MA Research за девять ме­сяцев 2023 года объем российского рынка транспортно-логистических услуг увели­чился на 17,8 % и составил 5,5 трлн руб. к 4,7 трлн руб. за весь 2022 год. География грузопотоков меняется, растет доля вну­трироссийских перевозок. Мы ожидаем, что все эти факторы будут и дальше стиму­лировать развитие ТЛУ, и, соответственно, проникновение страхования в логистике.

При этом почти ни один логистический сектор не обходится без страхования. Сей­час уже более 80% клиентов логистических компаний оформляют страховые полисы и пользуются страховыми продуктами. Особенно это касается массовых сегментов логистики — сборных грузов (LTL), курьер­ской доставки и экспресс-доставки. Если по итогам 2022 года рынок страхования грузоперевозок составил 31,6 млрд руб., то к концу этого года он может вырасти на 20,8 % и достичь 38,2 млрд руб. Потен­циальная емкость колеблется в диапазоне от 70 до 80 млрд. руб. В перспективе до 2030 года емкость рынка может составить 120- 150 млрд. руб.

ССТ: Что можно сказать о рисках участ­ников этого рынка? Как с ними можно работать?

А. Е.: Отраслевые риски выросли по всем аспектам страхования и для логистиче­ских компаний, и для их клиентов. С 2021 года на рынке грузоперевозок произошли серьезные структурные изменения. В ре­зультате рынок стал развиваться гораздо быстрее, но сформировался дефицит боль­шегрузных средств и складских площадей, не хватает водителей и грузчиков для перевозки и обработки грузов.

За последний год количество ДТП с участием большегрузных транспортных средств увеличилось до 25 %, а количество претензий клиентов на одну перевоз­ку — до 30 %. Средняя сумма претензии клиентов выросла еще сильнее — до 200 %. Такой же рост показало количество выяв­ленных схем страхового мошенничества.

ССТ: Какую роль в этих обстоятельствах играют страховщики, на какие запросы и ожидания клиентов они отвечают?

А. Е.: Результаты исследований гово­рят, что перед страховыми компаниями сегодня стоят серьезные вызовы. На фоне роста аварийности и претензий нужно эффективно управлять урегулированием, продолжать развивать страховые продук­ты, чтобы помочь максимально быстро адаптироваться к новым рискам и сохра­нять стабильность бизнеса.

Грузовладельцы и грузоперевозчики видят эти движения со стороны страхо­вых компаний и понимают, что теперь им становятся доступны цифровые инстру­менты для сопровождения страхования под их потребности. Клиенты логистических компаний считают страхование важным элементом услуги грузоперевозки — это данные нашего собственного исследования. Мы опросили 600 грузовладельцев в сег­менте малого и среднего бизнеса, и более 85 % из них считают страхование базовой услугой при доставке.

Важно отметить, что главными крите­риями при выборе страхового партне­ра грузовладельцы считают простоту, прозрачность и скорость работы — такие параметры выделили 90 % респондентов. Обеспечить все это помогает цифрови­зация рынка страхования. Как и в других сферах, роль технологических инноваций здесь становится все заметнее. Страхов­щики активнее используют современные InsurTech-решения, в том числе с исполь­зованием искусственного интеллекта и ма­тематической статистики. Это позволяет им добиться большей экономии и эффек­тивности бизнеса.

ССТ: Какие решения создает компания «Инносети» и какую роль она играет в сегменте страхования грузоперевозок?

А. Е.: Мы работаем с 2018 года и создаем платформенные решения для крупного бизнеса в сфере страхования грузоперево­зок, и не только. Наша команда преимуще­ственно состоит из людей, которые раньше работали в страховых и логистических компаниях, мы хорошо знакомы с внутрен­ними процессами всех участников рынка, поэтому наша экспертиза помогает нам отслеживать возникающие потребности участников рынка и создавать цифровые решения, которые отвечают этим запросам.

Речь, в частности, о нашем флагманском продукте — платформе сопровождения страхования грузоперевозок «Цунами», с помощью которой процессы страхова­ния и урегулирования можно оцифровать и автоматизировать. Блокчейн-технология обеспечивает неизменность и безопасность данных, искусственный интеллект — ско­рость и отсутствие ошибок из-за человече­ского фактора.

ОБЪЕМ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ

Мы предлагаем страховщикам и логи­стическим компаниям готовую IT-ин­фраструктуру, благодаря которой они перестают тратить время, силы и деньги на непрофильные, но необходимые про­цессы. Появляется возможность оптимизи­ровать затраты, улучшить качество услуги и получить больше доверия на рынке.

С помощью «Цунами» страховая компания может формировать индивидуальные тарифы благодаря накопленной статистике на платфор­ме и расчету вероятности наступле­ния страхового случая. По решению страховой компании урегулирование в обозначенных рамках может проводить робот. Эти же данные используют наши аналитики в работе с модулем «Антифрод», который помогает страховщикам выявлять мошеннические схемы.

С помощью «Цунами» страховая компания может формировать индивидуальные тарифы благо- даря накопленной статистике на платформе и расчету вероятности наступления страхового случая.

ССТ: Как вы планируете развивать про­дукты компании в дальнейшем?

А. Е.: «Цунами» мы будем развивать, отталкиваясь от потребностей клиентов и отрасли. Сейчас есть потенциал для циф­ровизации таких процессов, как страхова­ние дебиторской задолженности, сроков доставки, сроков погрузки или выгрузки. Как показали итоги «InnoConf Логисти­ка2023», востребованность цифровых продуктов для страхования грузоперевозок будет только расти в перспективе следую­щих нескольких лет.

МНЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

«Инносети» работают не только со стра­хованием грузоперевозок. У нас есть еще одно решение, которое мы активно раз­виваем — платформа «О2». Это решение помогает объединять и упрощать взаимо­действие застрахованных по ДМС пациен­тов, страховых компаний и медицинских учреждений.

Также у нас есть амбиции и в развитии финансового направления. Не исклю­чаю, что со временем мы можем стать FinsurTech-компанией, которая делает конвергентные продукты из двух отраслей для одной целевой аудитории.

Похожие статьи

СК «Абсолют Страхование» увеличила емкость морской облигаторной программы

Компания «Абсолют Страхование» возобновила перестраховочную программу морских и грузовых рисков. Программа организована на базе эксцедента убытка.

Число компаний, подключившихся к электронной накладной, за год выросло…

По данным мультисервисного логистического оператора ПЭК и компании «СКБ Контур», в первом квартале 2024 года на ЭДО в грузоперевозках перешли в…

S7 Airlines перевезла более 11 000 партий груза с…

S7 Airlines активно внедряет новые цифровые технологии в грузоперевозки.