• 16 декабря, 2023
  • 105

РЫНОК СТРАХОВАНИЯ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Ефимов Артем

генеральный директор ИТ-компании «Инносети»

РЫНОК СТРАХОВАНИЯ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Объем российского рынка страхования транспортно-логистических услуг растет. При этом его потенциальная емкость колеблется в диапазоне от 70 до 80 млрд руб. В перспективе до 2030 года она может увеличиться до 120–150 млрд руб. Так считает наш эксперт, генеральный директор ИТ-компании «Инносети» Артем Ефимов.

ССТ: Расскажите о рынке страхования грузоперевозок. Как он меняется в по­следние годы и почему?

Артем Ефимов: В последнее время страхование все больше интегрируется в грузоперевозки, становясь его неотъем­лемой частью. На этот процесс повлияли такие события, как пандемия, закрытие границ, удлинение и изменение маршрутов. Изменились логистические модели, а это привело к росту числа застрахованных перевозок и объемов страховых премий.

Мы также наблюдаем общий рост рын­ка транспортно-логистических услуг. Об этом, в частности, говорят исследования аналитических агентств, одно из которых было представлено на недавней нашей конференции «InnoConf Логистика 2023».

Так, по данным MA Research за девять ме­сяцев 2023 года объем российского рынка транспортно-логистических услуг увели­чился на 17,8 % и составил 5,5 трлн руб. к 4,7 трлн руб. за весь 2022 год. География грузопотоков меняется, растет доля вну­трироссийских перевозок. Мы ожидаем, что все эти факторы будут и дальше стиму­лировать развитие ТЛУ, и, соответственно, проникновение страхования в логистике.

При этом почти ни один логистический сектор не обходится без страхования. Сей­час уже более 80% клиентов логистических компаний оформляют страховые полисы и пользуются страховыми продуктами. Особенно это касается массовых сегментов логистики — сборных грузов (LTL), курьер­ской доставки и экспресс-доставки. Если по итогам 2022 года рынок страхования грузоперевозок составил 31,6 млрд руб., то к концу этого года он может вырасти на 20,8 % и достичь 38,2 млрд руб. Потен­циальная емкость колеблется в диапазоне от 70 до 80 млрд. руб. В перспективе до 2030 года емкость рынка может составить 120- 150 млрд. руб.

ССТ: Что можно сказать о рисках участ­ников этого рынка? Как с ними можно работать?

А. Е.: Отраслевые риски выросли по всем аспектам страхования и для логистиче­ских компаний, и для их клиентов. С 2021 года на рынке грузоперевозок произошли серьезные структурные изменения. В ре­зультате рынок стал развиваться гораздо быстрее, но сформировался дефицит боль­шегрузных средств и складских площадей, не хватает водителей и грузчиков для перевозки и обработки грузов.

За последний год количество ДТП с участием большегрузных транспортных средств увеличилось до 25 %, а количество претензий клиентов на одну перевоз­ку — до 30 %. Средняя сумма претензии клиентов выросла еще сильнее — до 200 %. Такой же рост показало количество выяв­ленных схем страхового мошенничества.

ССТ: Какую роль в этих обстоятельствах играют страховщики, на какие запросы и ожидания клиентов они отвечают?

А. Е.: Результаты исследований гово­рят, что перед страховыми компаниями сегодня стоят серьезные вызовы. На фоне роста аварийности и претензий нужно эффективно управлять урегулированием, продолжать развивать страховые продук­ты, чтобы помочь максимально быстро адаптироваться к новым рискам и сохра­нять стабильность бизнеса.

Грузовладельцы и грузоперевозчики видят эти движения со стороны страхо­вых компаний и понимают, что теперь им становятся доступны цифровые инстру­менты для сопровождения страхования под их потребности. Клиенты логистических компаний считают страхование важным элементом услуги грузоперевозки — это данные нашего собственного исследования. Мы опросили 600 грузовладельцев в сег­менте малого и среднего бизнеса, и более 85 % из них считают страхование базовой услугой при доставке.

Важно отметить, что главными крите­риями при выборе страхового партне­ра грузовладельцы считают простоту, прозрачность и скорость работы — такие параметры выделили 90 % респондентов. Обеспечить все это помогает цифрови­зация рынка страхования. Как и в других сферах, роль технологических инноваций здесь становится все заметнее. Страхов­щики активнее используют современные InsurTech-решения, в том числе с исполь­зованием искусственного интеллекта и ма­тематической статистики. Это позволяет им добиться большей экономии и эффек­тивности бизнеса.

ССТ: Какие решения создает компания «Инносети» и какую роль она играет в сегменте страхования грузоперевозок?

А. Е.: Мы работаем с 2018 года и создаем платформенные решения для крупного бизнеса в сфере страхования грузоперево­зок, и не только. Наша команда преимуще­ственно состоит из людей, которые раньше работали в страховых и логистических компаниях, мы хорошо знакомы с внутрен­ними процессами всех участников рынка, поэтому наша экспертиза помогает нам отслеживать возникающие потребности участников рынка и создавать цифровые решения, которые отвечают этим запросам.

Речь, в частности, о нашем флагманском продукте — платформе сопровождения страхования грузоперевозок «Цунами», с помощью которой процессы страхова­ния и урегулирования можно оцифровать и автоматизировать. Блокчейн-технология обеспечивает неизменность и безопасность данных, искусственный интеллект — ско­рость и отсутствие ошибок из-за человече­ского фактора.

ОБЪЕМ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ

Мы предлагаем страховщикам и логи­стическим компаниям готовую IT-ин­фраструктуру, благодаря которой они перестают тратить время, силы и деньги на непрофильные, но необходимые про­цессы. Появляется возможность оптимизи­ровать затраты, улучшить качество услуги и получить больше доверия на рынке.

С помощью «Цунами» страховая компания может формировать индивидуальные тарифы благодаря накопленной статистике на платфор­ме и расчету вероятности наступле­ния страхового случая. По решению страховой компании урегулирование в обозначенных рамках может проводить робот. Эти же данные используют наши аналитики в работе с модулем «Антифрод», который помогает страховщикам выявлять мошеннические схемы.

С помощью «Цунами» страховая компания может формировать индивидуальные тарифы благо- даря накопленной статистике на платформе и расчету вероятности наступления страхового случая.

ССТ: Как вы планируете развивать про­дукты компании в дальнейшем?

А. Е.: «Цунами» мы будем развивать, отталкиваясь от потребностей клиентов и отрасли. Сейчас есть потенциал для циф­ровизации таких процессов, как страхова­ние дебиторской задолженности, сроков доставки, сроков погрузки или выгрузки. Как показали итоги «InnoConf Логисти­ка2023», востребованность цифровых продуктов для страхования грузоперевозок будет только расти в перспективе следую­щих нескольких лет.

МНЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

«Инносети» работают не только со стра­хованием грузоперевозок. У нас есть еще одно решение, которое мы активно раз­виваем — платформа «О2». Это решение помогает объединять и упрощать взаимо­действие застрахованных по ДМС пациен­тов, страховых компаний и медицинских учреждений.

Также у нас есть амбиции и в развитии финансового направления. Не исклю­чаю, что со временем мы можем стать FinsurTech-компанией, которая делает конвергентные продукты из двух отраслей для одной целевой аудитории.

Похожие статьи

ЗА КОНКУРЕНЦИЮ НУЖНО БИТЬСЯ

ЗА КОНКУРЕНЦИЮ НУЖНО БИТЬСЯ

Высокая конкуренция, цифровизация, фокус на человека, эффективное саморегулирование рынка, сбалансированное развитие практически по всем видам страхования — это те серьезные достижения,…
КЛЮЧЕВЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ В СФЕРЕ СТРАХОВАНИЯ ВЗГЛЯД СТРАХОВЩИКА

КЛЮЧЕВЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ В СФЕРЕ СТРАХОВАНИЯ ВЗГЛЯД СТРАХОВЩИКА

 Залогом успешного решения задач и преодоления вызовов, с которыми сталкивается страховой рынок, является профессиональное и системное взаимодействие страхового сообщества с профильными…
РИСКОМ НАДО УПРАВЛЯТЬ

РИСКОМ НАДО УПРАВЛЯТЬ

Главным результатом последнего года в перестраховании стало осознание клиентами и страховщиками необходимости более внимательного управления рисками. Руководитель инженерного центра АО «Российская…