• 31 мая, 2025

Потенциал не исчерпан

Аксаков Анатолий

Председатель комитета Госдумы РФ по финансовому рынку

Потенциал не исчерпан

Динамика, продемонстрированная отраслью за последний год, позволяет констатировать, что страховой рынок не только активно и успешно развивается, но и имеет хороший задел на будущее. В этом убежден председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

ССТ: Итоги 2024 года показали высокий результат по сбору страховых премий. Кроме того, в прошлом году стало очевидно, что благодаря сни­жению количества жалоб, большим выплатам и быстрому урегулированию страховых случаев по чрезвычайным ситуациям страхование действительно играет серьезную роль в защите граж­дан и бизнеса от финансовых потерь. Как вы оцениваете уровень развития страхового рынка и его роль в обеспе­чении экономической стабильности в Российской Федерации? Полностью ли реализован его потенциал?

Анатолий Аксаков: Прошедший 2024 год стал одним из самых успеш­ных для рынка страхования: объем премий вырос на 63 % и составил 3,7 трлн руб., а за два прошедших года сборы страховщиков удвоились. Все ключевые виды страхования, за исклю­чением страхования от несчастных случаев и кредитного страхования жизни показали положительную динамику. Чистая прибыль страхов­щиков увеличилась на 44 %, в том числе за счет улучшения результата от инвестиционной деятельности. Рентабельность активов составила 8 %, рентабельность капитала выросла до 31 %.

В частности, премии страховщиков жизни за год превысили 2 трлн руб. Факторами роста стали высокие значения ключевой ставки и всплеск инвестиционной активности во втором полугодии: премии увеличились более чем в 3 раза по сравнению с первым полугодием. Несмотря на рост доли краткосрочных договоров, по-преж­нему пользовались высоким спросом договоры сроком от 3 до 5 лет. Одно­временно втрое выросли и выплаты по договорам ИСЖ и НСЖ.

Драйверами роста по иным видам страхования остались добровольное медицинское страхование и автокаско. Так, объем премий по ДМС увеличился на 30 %. Росту этого вида страхования как составляющей социального пакета способствует конкуренция за рабо­чую силу на фоне низкого уровня безработицы, а также повышение среднего возраста трудоспособно­го населения.

Динамика премий по автокаско в 4-м квар­тале замедлилась одно­временно со снижением темпов продаж новых автомобилей, но в целом по итогам года прирост премий составил 19 %. Объем пре­мий по ОСАГО вырос на 2 %, однако снизилась маржинальность этого вида страхования за счет роста средней выплаты из-за удорожания запчастей и общего количества выплат.

Все ключевые виды страхования, за исклю­чением страхования от несчастных случаев и кредитного страхо­вания жизни, пока­зали положительную динамику.

Положительную динамику сохранил объем премий по страхованию имуще­ства, хотя темп прироста замедлился из-за сокращения спроса на заемные средства. Сильнее всего это повлияло на страхование имущества граждан: в 2024 году премии выросли всего на 8 % против 39 % в 2023-м. Зато в сегменте страхования имущества юридических лиц премии, напротив, увеличились на 13 % против 4 % годом ранее. А выплаты в этом сегменте вы­росли более чем в два раза из-за урегу­лирования крупных убытков.

ССТ: В октябре прошлого года в стране появилась единая автоматизированная информационная система — АИС Стра­хования. К каким изменениям на рынке приведет ее работа?

А. А.: АИС Страхования ведет сбор и анализ информационного массива по договорам страхования, способ­ствует предотвращению страхового мошенничества, повышению прозрач­ности и доступности страховых услуг за счет централизованной обработки и хранения информации в течение 10 лет. Пройдя процедуру идентифика­ции и аутентификации на сайте НСИС (оператор информационной системы) в разделе «Личный кабинет», пользо­ватель получает доступ к своей страхо­вой истории за долгий период, а также может видеть историю своих страховых случаев. Страховщикам будут предо­ставлены дополнительные возможно­сти для получения данных из государ­ственных информационных систем, что позволит улучшить клиентский сервис и бороться с мошенничеством и недо­бросовестными практиками.

Это не единственное направление внедрения современных технологий на страховой рынок. С 1 января 2025 года в полной мере начало дей­ствовать обязательное электронное урегулирование убытков по ОСАГО. Все страховые компании теперь долж­ны принимать заявления на выплаты в электронном виде. Их прием начался еще в июле 2023 года после вступления в силу изменений в закон об ОСАГО и нормативных актов Банка России.

На первом этапе электронное урегу­лирование убытков было реализова­но только при получении заявления от потерпевшего через портал «Госус­луги», когда ДТП было оформлено по европротоколу. Теперь для страхов­щиков это стало обязательным. Но для клиентов сохранится и возможность урегулировать убыток традиционным способом, посетив офис страховой компании либо направив страховщи­ку заявление по почте. Популярность сервиса растет каждый месяц.

Новым перспективным направлением является и страхование различных рисков в бурно растущей электронной коммерции: повреждение или утрата товара при хранении на складе, транспортировке, порча и др.

ССТ: Какие новые продукты или сервисы получил за последний период потребитель?

А. А.: В этом году стартовали продажи полисов долевого страхования жиз­ни (ДСЖ) — продукта, который должен прийти на смену инвестици­онному страхованию жизни (ИСЖ). Первый полис ДСЖ был продан 24 марта этого года. В 2025 году ИСЖ и ДСЖ пока будут функциони­ровать вместе, но затем можно будет заключать только договоры ДСЖ, предусматривающие две составные части — страховую и инвестиционную, которые будут работать вместе. Что ка­сается страховой части, то минималь­ный набор рисков — это уход из жизни и дожитие до конца срока действия до­говора. Помимо этого, договор может содержать и привычную для многих защиту в случае потери трудоспособ­ности, потери работы, критических заболеваний, а также ДМС (чекапы, телемедицина и др.), долгосрочный уход, освобождение от уплаты взносов в определенных случаях и иные риски.

С 23 апреля текущего года автомоби­листы получили возможность оформ­лять общий полис ОСАГО для России и Республики Беларусь. В целом урегу­лирование по общему полису ОСАГО для России и Беларуси очень похоже на урегулирование по «Синей карте» или «Зеленой карте».

Можно констатировать, что страховой рынок не только активно и успешно развивается, но и имеет хороший задел на будущее.

Возмещение ущерба всегда проис­ходит по законодательству страны, где произошла авария. Например, если ДТП случилось на территории Республики Беларусь по вине во­дителя из России, то возмещение будет производиться Белорусским бюро по транспортному страхова­нию (ББТС). А затем уже страховая виновника аварии компенсирует эти убытки по требованию ББТС. Если же столкновение произошло в Беларуси по вине местного водителя, компен­сировать убытки будет белорусский страховщик виновника. Для этого потерпевшему нужно обратиться в белорусскую компанию, представить документы о ДТП, а также автомо­биль на осмотр. Аналогичный поря­док действует на территории России в отношении белорусских водителей.

Таким образом, можно констатиро­вать, что страховой рынок не толь­ко активно и успешно развивается, но и имеет хороший задел на будущее.

ССТ: Какие направления в страхова­нии при этом требуют развития прежде всего, и почему?

А. А.: Интересным направлением в развитии страхового рынка могло бы стать подключение страховщиков к программе долгосрочных сбереже­ний (ПДС). В настоящее время опе­раторами этой программы являются пенсионные фонды, но у Банка России и Минфина России есть представ­ление, что участие в ней страховых компаний может существенно увели­чить потенциал программы за счет их компетенций и широкой клиентской базы. Многолетний опыт страхов­щиков по формированию программ долгосрочных накоплений может стать одним из драйверов развития и популяризации ПДС среди населе­ния, но для этого требуются законода­тельные изменения.

Другое направление, которое об­ладает потенциалом существенного роста — добровольное медицинское страхование. Вероятно, сохранится тренд на повышение интереса страхователей — физических лиц к продуктам ДМС, защищающим в непростых жизненных ситуациях, связанных со здоровьем, к примеру, страхование на случай критических заболеваний, прежде всего, онкологических.

Продолжат развитие и востребованные у клиентов программы, включающие дистанционные услуги в медицине — телемедицинские консультации, дис­танционные услуги психологов, программы менталь­ного благополучия и др. Кроме того, продуктовая линейка ДМС продолжит расширяться за счет опций, связанных с профилактикой заболеваний.

Новым перспективным направлением является и страхование различных рисков в бурно растущей электронной коммерции: повреждение или утрата товара при хранении на складе, транспортиров­ке и в пунктах выдачи, порча или подмена товара со стороны покупателя, финансовые риски владель­цев пунктов выдачи и др.

В 2025 году продолжается работа по формиро­ванию и расширению перестраховочной емкости с дружественными странами, в том числе в рамках сотрудничества с ЕАЭС и БРИКС. Прорабатываются вопросы использования кредитных рейтингов стра­ховых компаний, присвоенных российскими кредит­ными рейтинговыми агентствами по международной шкале.

Кроме того, актуальным остается вопрос о за­пуске системы проверки наличия полиса ОСАГО у водителей с использованием дорожных камер. По моей информации, планировалось запустить такой эксперимент с 1 марта текущего года, однако позже из-за возникших сложностей запуск эксперимен­та пришлось перенести на 30 июня. Эксперимент планируется в качестве социально значимой иници­ативы, в его рамках не предполагается штрафовать водителей — им будут направляться предупреждения через портал госуслуг.

ССТ: 18 февраля 2025 года Госдума рассмотрела в первом чтении законопроект № 405773-8 «О внесе­нии изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федера­ции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Первоначально этот законопроект был внесен в Думу еще в 2023 году. Какие ключевые задачи он должен решить, почему его рассмотрение сейчас стало наиболее актуальным?

А. А.: Законопроект направлен на со­здание российскими страховщиками эффективной системы корпоративного управления и применения риск-ориен­тированного подхода к оценке финан­совой устойчивости и платежеспособ­ности страховщиков.

В связи с внедрением Банком России риск-ориентированного подхода к оценке финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков, в основу которого заложены меха­низмы, позволяющие своевременно выявлять риски недостаточности активов с учетом объема обязательств, законопроектом предлагается пони­зить требования к размеру минималь­ного уставного капитала страховых организаций.

При обсуждении законопроекта на заседании Комитета в первом чтении была достигнута предваритель­ная договоренность о дополнении его ко второму чтению отдельной нормой, направленной на противодействие страховому мошенничеству. Этот во­прос является актуальным, поскольку в законодательстве Российской Феде­рации отсутствуют какие-либо нормы, наделяющие страховые организации правом проводить проверки по фактам предполагаемого страхового мошен­ничества, которые могли бы придать такого рода проверкам и их результа­там какую-то юридическую силу.

Кроме того, страховщики ограничены в возможностях истребования инфор­мации и документов, необходимых им для принятия решений о страховых выплатах, у лиц, располагающих такой информацией и документами. Более подробное законодательное регулиро­вание аспекта противодействия страхо­вому мошенничеству позволит повы­сить эффективность принимаемых страховщиками мер по борьбе с мошенничеством в страховании, уменьшить объем неправомерно осу­ществляемых страховых выплат, что положительно отразится как на финансовой устойчивости страхов­щиков, так и на улучшении условий страхования для конечных добросовестных потребителей.

ССТ: Какие еще законопроекты вы считаете наибо­лее важными для развития страхового рынка?

А. А.: Все мы помним, как неоднозначно, а порой и негативно отдельными лицами было воспринято внесение в 2017 году в ФЗ об ОСАГО изменений, уста­навливающих приоритет натуральной формы страхо­вого возмещения в отношении личных автомобилей граждан, сколько дискуссий было по этому поводу. Однако после введения в отношении нашего государ­ства многочисленных санкций граждане в должной мере оценили такую форму страхового возмещения.

Вместе с тем в последнее время в Комитет поступа­ют обращения граждан, которые недовольны прак­тикой страховщиков по осуществлению страхового возмещения в натуральной форме. Также Комитет знает о проблемах страховых организаций, у кото­рых в связи с введенными санкциями появились трудности в осуществлении страхового возмещения в натуральной форме.

В Комитете проходили встречи с представителями страховых организаций, ВСС, РСА, которые выска­зали свои предложения по реформированию данного института. Комитет считает, что вопрос наладки механизма страхового возмещения в натуральной форме, в форме организации и оплаты восстанови­тельного ремонта поврежденного транспортного средства, является одним из важнейших и насущ­ных вопросов в направлении изменений страхового законодательства. В настоящее время идет работа по формулированию и согласованию предложений, направленных на реформирование натурального возмещения, результатом которой должен стать эффективный и отвечающий интересам прежде всего потерпевших в ДТП механизм осуществления стра­хового возмещения в натуральной форме.

Также сохраняют свою актуальность вопросы об ис­ключении случаев осуществления страховых выплат по ОСАГО «псевдо-посредникам» и о законности предъявления такими лицами требований к гражда­нам — причинителям вреда уже за рамками страховых отношений. К сожалению, по имеющейся у нас ин­формации, в ряде регионов эта пробле­ма набирает обороты. Комитет в этих вопросах разделяет позицию страхо­вого сообщества, которое оценивает применяемые скрытыми посредниками практики как крайне негативные и на­носящие ущерб не только потребите­лям и страховщикам, но и государству, и работает над их решением.

ССТ: Какие законопроекты, касающи­еся страхового рынка, планируется рас­смотреть в весеннюю сессию и до конца 2025 года?

А. А.: Два законопроекта касаются страхования гражданской ответствен­ности. Первый предлагает изменения в закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевоз­чика за причинение вреда жизни, здоро­вью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненно­го при перевозках пассажиров метро­политеном»: законопроектом предус­матривается возможность заключения краткосрочных договоров ОСГОП лицами, осуществляющими перевозки пассажиров и багажа легковым такси.

Второй законопроект касается изменений в статью 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владель­цев транспортных средств». Он внесен сенаторами Российской Федерации А.В. Кутеповым и В.Н. Васильевым и направлен на реализацию предло­жений страхового сообщества, про­звучавших на совещании в Комитете Совета Федерации по экономической политике 4 апреля 2023 года на тему: «OСAГO: баланс интересов страховых организаций и владельцев транс­портных средств». Законопроектом предлагается продлить максимально допустимый срок ремонта транспорт­ного средства с 30 до 45 рабочих дней.

Комитет знает о пробле­мах страховых органи­заций, у которых в связи с введенными санкци­ями появились трудно­сти в осуществлении страхового возмещения в натуральной форме.

Еще один законопроект предусма­тривает возможность передачи управ­ляющей компанией акционерного инвестиционного фонда или паевого инвестиционного фонда специализи­рованному депозитарию обязанности по осуществлению учета операций с имуществом, составляющим активы акционерного инвестиционного фонда или паевого инвестиционного фонда, по учету денежных средств, ценных бумаг и иного имущества, переданных в оплату инвестиционных паев, а также обязанности по определению стои­мости чистых активов акционерного инвестиционного фонда или паевого инвестиционного фонда и расчетной стоимости инвестиционного пая, сто­имости чистых активов акционерного инвести­ционного фонда в расчете на одну акцию в случае передачи специализиро­ванному депозитарию обязанностей по указан­ному учету.

Такой подход предо­ставляет возможность исключить дублирова­ние выполнения учетных и расчетных функций и снизить издержки, которые несут акционеры акционерных инве­стиционных фондов, владельцы инве­стиционных паев паевых инвестици­онных фондов. Законопроектом также предусматривается возможность пере­дачи управляющей компанией кредит­ным организациям, соответствующим требованиям Банка России, слитков драгоценных металлов, принадлежа­щих акционерному инвестиционному фонду, составляющих закрытый пае­вой инвестиционный фонд. Специали­зированный депозитарий в этом случае обеспечивает сохранность указанных слитков, для чего он наделяется полно­мочиями проводить инвентаризацию слитков и согласовывать кредитным организациям операции с ними по рас­поряжению управляющей компании.

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…