• 31 мая, 2025

Смысл страхования

Смирнов Илья

Директор Департамента страхового рынка Банка России

Смысл страхования

Из выступления Директора Департамента страхового рынка Банка России Ильи Смирнова на конференции «Claims&Pays 2025. Урегулирование убытков в страховании».

Страховщика оценивают не по тому, как он продал полис и какой кофе предложил в процессе продажи, а по тому, как качественно был уре­гулирован страховой случай. Только тогда становится понятен смысл стра­хования. В связи с этим у меня есть несколько мыслей, которые являются важными для страховщиков.

МАССОВЫЕ УБЫТКИ — БЫСТРЫЕ ВЫПЛАТЫ

Первое: с публичной точки зрения урегулирование массовых убытков является крайне важной исто­рией, но, с другой стороны, как правило, и крайне затянутой во времени. Под массовым убытком я имею в виду убыток с очень большим количеством пострадавших и полной неопределенностью по сум­ме убытка. При этом мы понимаем, что фактический ущерб с крайне высокой вероятностью может быть намного больше, чем та страховая сумма, которая указана в договоре.

Нужно, чтобы страховщик максимально быстро выплатил деньги, чтобы они максимально быстро до­шли до пострадавших. Но такие случаи на практике урегулируются, к сожале­нию, крайне долго. Это вызвано в том числе и огромным количеством бумаг, которые нужно собрать пострадавшим. И здесь я полностью согласен, что нам надо становиться более цифровыми. Нам — это не только страховщикам, но и государству в той части, где оно со страховщиками взаимодействует. Обмен информацией в электронном виде «в пакете» — это гораздо более эффективная история, чем когда каж­дый человек должен прийти и получить справку о том, что он, не дай бог, ехал в каком-то транспорте или проживал на какой-то пострадавшей территории. И пока человек получает одну справку, потом другую справку, потом третью, получается, что мы решаем не пробле­му человека, а проблему бюрократии.

Другая сторона этой проблемы за­ключается в том, что когда пострадав­ших много, а денег мало, то появление каждого нового пострадавшего немно­го меняет баланс, требует перераспре­деления средств между ранее заявив­шимися пострадавшими и новыми. Это, очевидно, заставляет страхов­щиков оттягивать урегулирование. И получается, что эта проблема и для граждан, и для страховщиков, и это не то, что называется win-win. Это, скорее, называется lose-lose — прои­гравшими оказываются все. И в этой ситуации, вероятно, надо в кооперации с ВСС, со страховщиками придумать какой-то механизм урегулирования масштабных убытков.

Банк России обычно выходит с гото­выми предложениями. Но это тот слу­чай, когда у нас готовых предложений нет, но есть понимание этой проблемы. Нам всем вместе надо хорошо поду­мать, как организовать урегулирование крупных убытков, чтобы оно осущест­влялось быстрее. Может быть, оно должно проходить через какую-нибудь комиссию при суде или при Ростехнад­зоре? В эту сторону однозначно надо двигаться.

РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА

Вторая мысль, которую я хотел бы донести, касается электронного урегу­лирования и региональной специфики. Мы видим, что при активной работе на местах, при активном использо­вании кругом цифровых технологий, качество урегулирования значительно повышается, скорость урегулирования значительно растет, а жалоб стано­вится меньше. Мы это видим, так как поддерживаем регулярное взаимодей­ствие с рабочими группами в разных регионах.

Из последнего, чем мы можем похва­статься: в Ростове все вместе смогли догово­риться, чтобы страхов­щики получили доступ к дорожным камерам. И теперь там можно про­верять обстоятельства подозрительных ДТП и более эффективно уре­гулировать убытки. Ро­стов — далеко не первый город, в котором налаже­но такое взаимодействие, и, к счастью, число таких городов растет постоянно. Хотя, к сожалению, оно все равно требуется ручное взаимодействие, и сложные договоренности каждый раз, в каждом конкретном городе.

Нужно, чтобы страхов­щик максимально бы­стро выплатил деньги, чтобы они максималь­но быстро дошли до пострадавших. Но такие случаи на практике уре­гулируются, к сожале­нию, крайне долго.

Другой похожий пример — это пред­ставление данных об обстоятельствах смерти человека. Не секрет, что во всех договорах страхования жизни есть ис­ключения: самоубийство, алкоголизм, определенные болезни, инвалидность, известная клиенту до заключения договора, и т.п. В разных договорах делаются разные акценты. Но после того, как человек, к сожалению, умира­ет, получение выгодоприобретателем страховой выплаты становится квестом по сбору документов об обстоятель­ствах этой смерти.

Мы видим значительные возмож­ности по ускорению этого процесса за счет электронного документообо­рота между страховщиками и обла­дателями требуемых данных. Да, для этого придется решить огромные, крайне сложные проблемы с доступом к врачебной тайне, обеспечить, чтобы эта информация не утекла и не стала публичной. Это ведь даже более чувствительные данные, чем просто персональные.

Но мы, особенно в случае смерти гражданина, решаем очень важную задачу — помогаем тем, кому это действительно надо, помогаем его на­следникам, которые и так столкнулись с большим горем в семье. И в значи­тельной степени это не просто горе, но еще и дополнительные финансо­вые сложности. Страховая выплата ведь и предназначена ровно для того, чтобы помочь в тяжелых жизненных обстоятельствах. Если срок урегулиро­вания затянется, то ее получат, когда тяжелые жизненные обстоятельства уже становятся не столь тяжелыми. То есть, в пике проблем человек остается один на один с бедой.

КООПЕРАЦИЯ — РАБОТАЮЩИЙ ПОДХОД

Возвратимся к теме организации работы страховщиков, в том чис­ле в регионах. Мы видим, что в тот момент, когда власти субъекта, когда губернатор или лично вовлекается в эту работу, или дает поручения своему заместителю, когда возника­ет плотная кооперация, то ситуация со страхованием в регионе резко улучшается. Из последних позитив­ных примеров — Дальний Восток, где активное взаимодействие ре­гиональных властей, правоохра­нительных органов, страховщиков и Банка России позволило вывести ситуацию по ОСАГО из «красной зоны» по уровню страхового мошен­ничества на гораздо более спокойный уровень.

Такой подход действительно рабо­тает. Он требует от всех серьезных усилий, но работает. И мы согласны с тем, что регулятору нужно под­талкивать и мотивировать, в том числе региональные власти, давать им правильные сигналы о том, что такое взаимодействие и регули­рование должно быть достаточно эффективным и приносить пользу гражданам.

Также хочу прокомментировать вы­сокую убыточность, высокую частоту аварий, высокие суммы страховых выплат водителям в отдельных реги­онах. В редких случаях мы видим, что выплаты в ряде регионов превышают, а иногда и намного превышают те сбо­ры, которые в этом регионе собирают­ся. Такая ситуация, конечно, означает кросс-дотацию страховщиками этого региона за счет других регионов.

Страховщик ведь обязан исполнить свои обязательства. И, очевидно, он будет платить, но откуда он может взять на это средства? Только из сово­купных сборов по ОСАГО. Использо­вание совокупных сборов по ОСАГО на кросс-дотации не является правиль­ной практикой, и хотелось бы, чтобы таких случаев было минимум, а в пер­спективе — вообще не было.

Мы понимаем, что эффективная совместная работа региональных властей, правоохранительных орга­нов, страховщиков позволит этого избежать. Мы надеемся, что такая ра­бота в регионах будет продолжаться. И регулятор, со своей стороны, готов стимулировать такую работу всеми доступными нам способами.


Claims&Pays 2025. Урегулирование убытков в страховании

8 апреля 2024 года в Москве состоя­лась V конференция «Claims&Pays 2025. Урегулирование убытков в страховании», организованная МИГ «Страхование сегод­ня» при поддержке и участии Всероссий­ского союза страховщиков (ВСС).

В ходе дискуссии собравшиеся обсудили назревшие изменения в нормативной базе и надзорной практике, особенности практической работы по урегулированию, в том числе в регионах, расширение при­менения цифровых технологий, постро­ение работы с судами, противодействие противоправным практикам и повышение клиентской ценности страхования для потребителя.

В работе конференции приняли уча­стие представители Банка России, саморегулируемых организаций про­фессиональных участников страхового рынка, страховых компаний и брокеров, IT-компаний, юридических фирм, научных и консалтинговых организаций, средств массовой информации.

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…