- 31 мая, 2025
- 43
Смысл страхования

Из выступления Директора Департамента страхового рынка Банка России Ильи Смирнова на конференции «Claims&Pays 2025. Урегулирование убытков в страховании».
Страховщика оценивают не по тому, как он продал полис и какой кофе предложил в процессе продажи, а по тому, как качественно был урегулирован страховой случай. Только тогда становится понятен смысл страхования. В связи с этим у меня есть несколько мыслей, которые являются важными для страховщиков.
МАССОВЫЕ УБЫТКИ — БЫСТРЫЕ ВЫПЛАТЫ
Первое: с публичной точки зрения урегулирование массовых убытков является крайне важной историей, но, с другой стороны, как правило, и крайне затянутой во времени. Под массовым убытком я имею в виду убыток с очень большим количеством пострадавших и полной неопределенностью по сумме убытка. При этом мы понимаем, что фактический ущерб с крайне высокой вероятностью может быть намного больше, чем та страховая сумма, которая указана в договоре.
Нужно, чтобы страховщик максимально быстро выплатил деньги, чтобы они максимально быстро дошли до пострадавших. Но такие случаи на практике урегулируются, к сожалению, крайне долго. Это вызвано в том числе и огромным количеством бумаг, которые нужно собрать пострадавшим. И здесь я полностью согласен, что нам надо становиться более цифровыми. Нам — это не только страховщикам, но и государству в той части, где оно со страховщиками взаимодействует. Обмен информацией в электронном виде «в пакете» — это гораздо более эффективная история, чем когда каждый человек должен прийти и получить справку о том, что он, не дай бог, ехал в каком-то транспорте или проживал на какой-то пострадавшей территории. И пока человек получает одну справку, потом другую справку, потом третью, получается, что мы решаем не проблему человека, а проблему бюрократии.
Другая сторона этой проблемы заключается в том, что когда пострадавших много, а денег мало, то появление каждого нового пострадавшего немного меняет баланс, требует перераспределения средств между ранее заявившимися пострадавшими и новыми. Это, очевидно, заставляет страховщиков оттягивать урегулирование. И получается, что эта проблема и для граждан, и для страховщиков, и это не то, что называется win-win. Это, скорее, называется lose-lose — проигравшими оказываются все. И в этой ситуации, вероятно, надо в кооперации с ВСС, со страховщиками придумать какой-то механизм урегулирования масштабных убытков.
Банк России обычно выходит с готовыми предложениями. Но это тот случай, когда у нас готовых предложений нет, но есть понимание этой проблемы. Нам всем вместе надо хорошо подумать, как организовать урегулирование крупных убытков, чтобы оно осуществлялось быстрее. Может быть, оно должно проходить через какую-нибудь комиссию при суде или при Ростехнадзоре? В эту сторону однозначно надо двигаться.
РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА
Вторая мысль, которую я хотел бы донести, касается электронного урегулирования и региональной специфики. Мы видим, что при активной работе на местах, при активном использовании кругом цифровых технологий, качество урегулирования значительно повышается, скорость урегулирования значительно растет, а жалоб становится меньше. Мы это видим, так как поддерживаем регулярное взаимодействие с рабочими группами в разных регионах.
Из последнего, чем мы можем похвастаться: в Ростове все вместе смогли договориться, чтобы страховщики получили доступ к дорожным камерам. И теперь там можно проверять обстоятельства подозрительных ДТП и более эффективно урегулировать убытки. Ростов — далеко не первый город, в котором налажено такое взаимодействие, и, к счастью, число таких городов растет постоянно. Хотя, к сожалению, оно все равно требуется ручное взаимодействие, и сложные договоренности каждый раз, в каждом конкретном городе.
Нужно, чтобы страховщик максимально быстро выплатил деньги, чтобы они максимально быстро дошли до пострадавших. Но такие случаи на практике урегулируются, к сожалению, крайне долго.
Другой похожий пример — это представление данных об обстоятельствах смерти человека. Не секрет, что во всех договорах страхования жизни есть исключения: самоубийство, алкоголизм, определенные болезни, инвалидность, известная клиенту до заключения договора, и т.п. В разных договорах делаются разные акценты. Но после того, как человек, к сожалению, умирает, получение выгодоприобретателем страховой выплаты становится квестом по сбору документов об обстоятельствах этой смерти.
Мы видим значительные возможности по ускорению этого процесса за счет электронного документооборота между страховщиками и обладателями требуемых данных. Да, для этого придется решить огромные, крайне сложные проблемы с доступом к врачебной тайне, обеспечить, чтобы эта информация не утекла и не стала публичной. Это ведь даже более чувствительные данные, чем просто персональные.
Но мы, особенно в случае смерти гражданина, решаем очень важную задачу — помогаем тем, кому это действительно надо, помогаем его наследникам, которые и так столкнулись с большим горем в семье. И в значительной степени это не просто горе, но еще и дополнительные финансовые сложности. Страховая выплата ведь и предназначена ровно для того, чтобы помочь в тяжелых жизненных обстоятельствах. Если срок урегулирования затянется, то ее получат, когда тяжелые жизненные обстоятельства уже становятся не столь тяжелыми. То есть, в пике проблем человек остается один на один с бедой.
КООПЕРАЦИЯ — РАБОТАЮЩИЙ ПОДХОД
Возвратимся к теме организации работы страховщиков, в том числе в регионах. Мы видим, что в тот момент, когда власти субъекта, когда губернатор или лично вовлекается в эту работу, или дает поручения своему заместителю, когда возникает плотная кооперация, то ситуация со страхованием в регионе резко улучшается. Из последних позитивных примеров — Дальний Восток, где активное взаимодействие региональных властей, правоохранительных органов, страховщиков и Банка России позволило вывести ситуацию по ОСАГО из «красной зоны» по уровню страхового мошенничества на гораздо более спокойный уровень.
Такой подход действительно работает. Он требует от всех серьезных усилий, но работает. И мы согласны с тем, что регулятору нужно подталкивать и мотивировать, в том числе региональные власти, давать им правильные сигналы о том, что такое взаимодействие и регулирование должно быть достаточно эффективным и приносить пользу гражданам.
Также хочу прокомментировать высокую убыточность, высокую частоту аварий, высокие суммы страховых выплат водителям в отдельных регионах. В редких случаях мы видим, что выплаты в ряде регионов превышают, а иногда и намного превышают те сборы, которые в этом регионе собираются. Такая ситуация, конечно, означает кросс-дотацию страховщиками этого региона за счет других регионов.
Страховщик ведь обязан исполнить свои обязательства. И, очевидно, он будет платить, но откуда он может взять на это средства? Только из совокупных сборов по ОСАГО. Использование совокупных сборов по ОСАГО на кросс-дотации не является правильной практикой, и хотелось бы, чтобы таких случаев было минимум, а в перспективе — вообще не было.
Мы понимаем, что эффективная совместная работа региональных властей, правоохранительных органов, страховщиков позволит этого избежать. Мы надеемся, что такая работа в регионах будет продолжаться. И регулятор, со своей стороны, готов стимулировать такую работу всеми доступными нам способами.
Claims&Pays 2025. Урегулирование убытков в страховании
8 апреля 2024 года в Москве состоялась V конференция «Claims&Pays 2025. Урегулирование убытков в страховании», организованная МИГ «Страхование сегодня» при поддержке и участии Всероссийского союза страховщиков (ВСС).
В ходе дискуссии собравшиеся обсудили назревшие изменения в нормативной базе и надзорной практике, особенности практической работы по урегулированию, в том числе в регионах, расширение применения цифровых технологий, построение работы с судами, противодействие противоправным практикам и повышение клиентской ценности страхования для потребителя.
В работе конференции приняли участие представители Банка России, саморегулируемых организаций профессиональных участников страхового рынка, страховых компаний и брокеров, IT-компаний, юридических фирм, научных и консалтинговых организаций, средств массовой информации.
- Р Р‡.МессенРТвЂВВВВВВВВжер
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- Telegram