• 16 декабря, 2023
  • 41

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА — СДЕЛАТЬ СТРАХОВАНИЕ ВОСТРЕБОВАННЫМ

Галушин Николай

Генеральный директор АО «НСИС»

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА — СДЕЛАТЬ СТРАХОВАНИЕ ВОСТРЕБОВАННЫМ

На 2024 год запланированы ключевые вехи в развитии Национальной страховой информационной системы. По мнению генерального директора АО «НСИС» Николая Галушина, предстоит большая и серьезная работа, которая в результате поможет решить стратегическую задачу — сделать страховой рынок более востребованным в масштабах страны.

ССТ: Какие задачи ставятся перед Национальной страховой информацион­ной системой?

Николай Галушин: Задачи, которые оператор АИС страхования должен решать в соответствии с законом, сводятся к следующему: обеспечение доступности страховых услуг, борьба со страховым мошенничеством, создание массива данных для повышения качества тарификации страховых рисков.

Уже 1 апреля 2024 года АИС страхования должна заработать на получение данных от страховщиков при заключении догово­ров страхования по четырем видам стра­хования — ОСАГО, каско, ДАГО, жилье.

В полном объеме функционал АИС стра­хования должен быть развернут к 1 октя­бря 2024 года. С этой даты РСА утратит свою функцию оператора АИС ОСАГО, а единственным оператором информаци­онных систем на страховом рынке будет АО «НСИС».

Помимо запуска модулей по всем упомя­нутым видам страхования, АО «НСИС» должно организовать сопряжение инфор­мационной системы с порталом Госуслуг, отладить информационное взаимодействие с федеральными органами исполнитель­ной власти и ведомствами для проверки данных, предоставляемых для заключения договоров ОСАГО, развернуть функционал Бюро страховых историй и организовать личные кабинеты пользователей АИС стра­хования на своем сайте.

ССТ: Как эти технологические решения отразятся на развитии страхового рынка и интересах потребителя?

Н. Г.: За каждым из этих технологических решений стоит большая и серьезная работа. Она позволит учитывать информацию по всем договорам страхования, включая не только сам факт заключения договоров страхования, но и сведения по всем страхо­вым случаям. Так мы сможем обеспечивать защиту интересов добросовестных страхо­вателей и страховщиков, таргетированно применять тарифы, эффективно защищать страховой рынок от мошенничества. Тем самым мы повысим доступность страхо­вых услуг, уровень проникновения и долю страхования в ВВП страны. Стратегическая задача — сделать страховой рынок более востребованным в масштабах страны.

ССТ: Какие данные страховщики смогут получать из государственных систем бла­годаря АИС?

Н. Г.: Оператор АИС страхования дол­жен построить систему информационного взаимодействия с ФОИВами и региональ­ными органами власти. Информационное взаимодействие необходимо, в частности, для проверки данных по заключаемому договору ОСАГО. Таким образом, будет происходить верификация данных, предо­ставляемых потенциальным страхователем потенциальному страховщику перед заклю­чением договоров страхования.

Информация, собираемая оператором АИС страхования, позволит страховщикам строить математические модели, корректи­ровать тарифы, более эффективно бороть­ся за клиентов по добровольным видам страхования, модернизировать страховые продукты, делать более активные прода­жи, увеличивать сборы на основе оценки рисков и скоринга клиентов.

АО «НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАХОВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА»

ССТ: С какими видами будет работать НСИС?

Н. Г.: Наша система будет распространена на все добровольные виды страхования. Для их включения в информационный об­мен с АИС страхования нужны только нор­мативные акты Банка России и готовность соответствующих модулей на стороне АО «НСИС».

При этом, в соответствии с законом, деятельность оператора АИС страхования не распространяется на ОМС и ОГЛСВ (обязательное страхование военнослужа­щих). А для того, чтобы деятельность была распространена на ОСОПО и ОСГОП, необходимы изменения в соответствующие федеральные законы об этих видах обяза­тельного страхования.

ССТ: Сколько это будет стоить для стра­ховщиков?

Н. Г.: В настоящее время начинается процесс обсуждения тарифов с Комитетом пользователей, который сформирован в со­ответствии с требованиями 594-ФЗ.

ССТ: Как АИС защищена от взлома и утечки данных?

Н. Г.: Одна из наших приоритетных це­лей — обеспечение максимального уровня надежности всего массива данных, которые будут храниться в АО «НСИС». Эта инфор­мация очень чувствительна: она затраги­вает как исторические данные по ранее заключенным договорам страхования, так и по текущим договорам с горизонтом ее хранения в течение 10 лет в соответствии с требованиями закона.

ССТ: Как работа НСИС повлияет на уровень мошенничества?

Н. Г.: Сам по себе оператор АИС страхо­вания не может снизить уровень мошен­ничества, но собираемые данные помогут выявить события, обладающие признака­ми страхового мошенничества, для всех страховщиков, и на основе взаимосвязей договоров ОСАГО, каско, жилья и, надеем­ся, в скором времени — и по личным видам страхования. На основании информации, которая будет собираться, обрабатываться, анализироваться в системе, можно будет увидеть повторяемость страховых событий с вовлечением одних и тех же транспорт­ных средств, одних и тех же объектов стра­хования, обнаружить признаки двойного, тройного страхования и т.д.

Анализ таких кейсов должен быть сигна­лом для страховых организаций по при­нятию каких-либо мер по защите своих интересов. Данные из АИС страхования помогут аргументировано защищать интересы страхователей и страховщиков, но решение по обращению в суд или пра­воохрану в случае подозрения на страховое мошенничество принимает не оператор АИС страхования, а страховщик.

ССТ: Смогут ли страховщики благодаря данным НСИС рассчитывать более спра­ведливые тарифы?

Н. Г.: Скоринговые модели, которые мы собираемся запустить, должны способ­ствовать более качественной (прецессион­ной) оценке рисков, а это, в свою очередь, приведет к тому, что для хороших клиентов тарифы начнут падать, а для плохих — ра­сти. Учитывая, что в целом рынок построен на хороших клиентах, скоринговые модели должны способствовать снижению тари­фов, повышению доступности страховых услуг и росту проникновения страхования.

ССТ: Какие изменения заметят страхо­ватели?

Н. Г.: Страхователи — пользователи АИС страхования, лица, информация о которых содержится в договорах страхования — через свои личные кабинеты на портале Госуслуг и на сайте АО «НСИС» смогут получить информацию о своем страховом портфеле, истории страхования, расчете коэффициентов, сведения о выплаченных убытках и страховых случаях, находящихся в процессе урегулирования.

В наших планах — организация возмож­ности заключения договоров страхования непосредственно на сайте АО «НСИС». Таким образом, будут созданы все усло­вия для удобного управления договорами страхования, анализа страховой истории и для заключения новых договоров страхо­вания — все в одном месте.

Сам по себе оператор АИС страхования не может снизить уровень мошенничества, но собираемые данные помогут выявить события, обладающие признаками страхового мошенничества.

ССТ: Есть ли проблемы во взаимодей­ствии со страховщиками?

Н. Г.: Технологические сложности инфор­мационного взаимодействия возможны у тех страховщиков, которые не имеют лицензий на ОСАГО, потому что за основу берется технология, которая уже отрабо­тана при взаимодействии между членами РСА в рамках АИС ОСАГО.

Здесь критично, чтобы со стороны стра­ховщиков было полное понимание необхо­димости доработки собственных ИТ-систем и подписания договора об информационном взаимодействии с АО «НСИС». По этой причине уже сейчас созданы рабочие груп­пы с представителями РСА, ВСС и страхо­вого сообщества для выработки решений наиболее безболезненной, оптимальной интеграции информационных систем стра­ховых компаний и АИС страхования.

Похожие статьи

СКОРОСТЬ СЕГОДНЯ ВАЖНЕЕ

СКОРОСТЬ СЕГОДНЯ ВАЖНЕЕ

Президент ВСС Евгений Уфимцев, понимая всю сложность и широту проблемы, уверен, что вмененное страхование киберрисков нужно запускать как можно скорее: количество…
НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ

НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ

Общество сегодня сталкивается с различными киберугрозами, каждая из которых может иметь серьезные последствия для организаций, государства и граждан, а потому требует…
КИБЕРСТРАХОВАНИЕ: НА РАЗВИЛКЕ

КИБЕРСТРАХОВАНИЕ: НА РАЗВИЛКЕ

Пока направление развития рынка киберстрахования не определено до конца, но страховщики уже хорошо понимают, какие факторы необходимо учитывать, чтобы принимать на…