- 16 декабря, 2023
- 98
ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА — СДЕЛАТЬ СТРАХОВАНИЕ ВОСТРЕБОВАННЫМ
На 2024 год запланированы ключевые вехи в развитии Национальной страховой информационной системы. По мнению генерального директора АО «НСИС» Николая Галушина, предстоит большая и серьезная работа, которая в результате поможет решить стратегическую задачу — сделать страховой рынок более востребованным в масштабах страны.
ССТ: Какие задачи ставятся перед Национальной страховой информационной системой?
Николай Галушин: Задачи, которые оператор АИС страхования должен решать в соответствии с законом, сводятся к следующему: обеспечение доступности страховых услуг, борьба со страховым мошенничеством, создание массива данных для повышения качества тарификации страховых рисков.
Уже 1 апреля 2024 года АИС страхования должна заработать на получение данных от страховщиков при заключении договоров страхования по четырем видам страхования — ОСАГО, каско, ДАГО, жилье.
В полном объеме функционал АИС страхования должен быть развернут к 1 октября 2024 года. С этой даты РСА утратит свою функцию оператора АИС ОСАГО, а единственным оператором информационных систем на страховом рынке будет АО «НСИС».
Помимо запуска модулей по всем упомянутым видам страхования, АО «НСИС» должно организовать сопряжение информационной системы с порталом Госуслуг, отладить информационное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и ведомствами для проверки данных, предоставляемых для заключения договоров ОСАГО, развернуть функционал Бюро страховых историй и организовать личные кабинеты пользователей АИС страхования на своем сайте.
ССТ: Как эти технологические решения отразятся на развитии страхового рынка и интересах потребителя?
Н. Г.: За каждым из этих технологических решений стоит большая и серьезная работа. Она позволит учитывать информацию по всем договорам страхования, включая не только сам факт заключения договоров страхования, но и сведения по всем страховым случаям. Так мы сможем обеспечивать защиту интересов добросовестных страхователей и страховщиков, таргетированно применять тарифы, эффективно защищать страховой рынок от мошенничества. Тем самым мы повысим доступность страховых услуг, уровень проникновения и долю страхования в ВВП страны. Стратегическая задача — сделать страховой рынок более востребованным в масштабах страны.
ССТ: Какие данные страховщики смогут получать из государственных систем благодаря АИС?
Н. Г.: Оператор АИС страхования должен построить систему информационного взаимодействия с ФОИВами и региональными органами власти. Информационное взаимодействие необходимо, в частности, для проверки данных по заключаемому договору ОСАГО. Таким образом, будет происходить верификация данных, предоставляемых потенциальным страхователем потенциальному страховщику перед заключением договоров страхования.
Информация, собираемая оператором АИС страхования, позволит страховщикам строить математические модели, корректировать тарифы, более эффективно бороться за клиентов по добровольным видам страхования, модернизировать страховые продукты, делать более активные продажи, увеличивать сборы на основе оценки рисков и скоринга клиентов.
ССТ: С какими видами будет работать НСИС?
Н. Г.: Наша система будет распространена на все добровольные виды страхования. Для их включения в информационный обмен с АИС страхования нужны только нормативные акты Банка России и готовность соответствующих модулей на стороне АО «НСИС».
При этом, в соответствии с законом, деятельность оператора АИС страхования не распространяется на ОМС и ОГЛСВ (обязательное страхование военнослужащих). А для того, чтобы деятельность была распространена на ОСОПО и ОСГОП, необходимы изменения в соответствующие федеральные законы об этих видах обязательного страхования.
ССТ: Сколько это будет стоить для страховщиков?
Н. Г.: В настоящее время начинается процесс обсуждения тарифов с Комитетом пользователей, который сформирован в соответствии с требованиями 594-ФЗ.
ССТ: Как АИС защищена от взлома и утечки данных?
Н. Г.: Одна из наших приоритетных целей — обеспечение максимального уровня надежности всего массива данных, которые будут храниться в АО «НСИС». Эта информация очень чувствительна: она затрагивает как исторические данные по ранее заключенным договорам страхования, так и по текущим договорам с горизонтом ее хранения в течение 10 лет в соответствии с требованиями закона.
ССТ: Как работа НСИС повлияет на уровень мошенничества?
Н. Г.: Сам по себе оператор АИС страхования не может снизить уровень мошенничества, но собираемые данные помогут выявить события, обладающие признаками страхового мошенничества, для всех страховщиков, и на основе взаимосвязей договоров ОСАГО, каско, жилья и, надеемся, в скором времени — и по личным видам страхования. На основании информации, которая будет собираться, обрабатываться, анализироваться в системе, можно будет увидеть повторяемость страховых событий с вовлечением одних и тех же транспортных средств, одних и тех же объектов страхования, обнаружить признаки двойного, тройного страхования и т.д.
Анализ таких кейсов должен быть сигналом для страховых организаций по принятию каких-либо мер по защите своих интересов. Данные из АИС страхования помогут аргументировано защищать интересы страхователей и страховщиков, но решение по обращению в суд или правоохрану в случае подозрения на страховое мошенничество принимает не оператор АИС страхования, а страховщик.
ССТ: Смогут ли страховщики благодаря данным НСИС рассчитывать более справедливые тарифы?
Н. Г.: Скоринговые модели, которые мы собираемся запустить, должны способствовать более качественной (прецессионной) оценке рисков, а это, в свою очередь, приведет к тому, что для хороших клиентов тарифы начнут падать, а для плохих — расти. Учитывая, что в целом рынок построен на хороших клиентах, скоринговые модели должны способствовать снижению тарифов, повышению доступности страховых услуг и росту проникновения страхования.
ССТ: Какие изменения заметят страхователи?
Н. Г.: Страхователи — пользователи АИС страхования, лица, информация о которых содержится в договорах страхования — через свои личные кабинеты на портале Госуслуг и на сайте АО «НСИС» смогут получить информацию о своем страховом портфеле, истории страхования, расчете коэффициентов, сведения о выплаченных убытках и страховых случаях, находящихся в процессе урегулирования.
В наших планах — организация возможности заключения договоров страхования непосредственно на сайте АО «НСИС». Таким образом, будут созданы все условия для удобного управления договорами страхования, анализа страховой истории и для заключения новых договоров страхования — все в одном месте.
Сам по себе оператор АИС страхования не может снизить уровень мошенничества, но собираемые данные помогут выявить события, обладающие признаками страхового мошенничества.
ССТ: Есть ли проблемы во взаимодействии со страховщиками?
Н. Г.: Технологические сложности информационного взаимодействия возможны у тех страховщиков, которые не имеют лицензий на ОСАГО, потому что за основу берется технология, которая уже отработана при взаимодействии между членами РСА в рамках АИС ОСАГО.
Здесь критично, чтобы со стороны страховщиков было полное понимание необходимости доработки собственных ИТ-систем и подписания договора об информационном взаимодействии с АО «НСИС». По этой причине уже сейчас созданы рабочие группы с представителями РСА, ВСС и страхового сообщества для выработки решений наиболее безболезненной, оптимальной интеграции информационных систем страховых компаний и АИС страхования.