• 16 декабря, 2023
  • 65

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА — СДЕЛАТЬ СТРАХОВАНИЕ ВОСТРЕБОВАННЫМ

Галушин Николай

Генеральный директор АО «НСИС»

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА — СДЕЛАТЬ СТРАХОВАНИЕ ВОСТРЕБОВАННЫМ

На 2024 год запланированы ключевые вехи в развитии Национальной страховой информационной системы. По мнению генерального директора АО «НСИС» Николая Галушина, предстоит большая и серьезная работа, которая в результате поможет решить стратегическую задачу — сделать страховой рынок более востребованным в масштабах страны.

ССТ: Какие задачи ставятся перед Национальной страховой информацион­ной системой?

Николай Галушин: Задачи, которые оператор АИС страхования должен решать в соответствии с законом, сводятся к следующему: обеспечение доступности страховых услуг, борьба со страховым мошенничеством, создание массива данных для повышения качества тарификации страховых рисков.

Уже 1 апреля 2024 года АИС страхования должна заработать на получение данных от страховщиков при заключении догово­ров страхования по четырем видам стра­хования — ОСАГО, каско, ДАГО, жилье.

В полном объеме функционал АИС стра­хования должен быть развернут к 1 октя­бря 2024 года. С этой даты РСА утратит свою функцию оператора АИС ОСАГО, а единственным оператором информаци­онных систем на страховом рынке будет АО «НСИС».

Помимо запуска модулей по всем упомя­нутым видам страхования, АО «НСИС» должно организовать сопряжение инфор­мационной системы с порталом Госуслуг, отладить информационное взаимодействие с федеральными органами исполнитель­ной власти и ведомствами для проверки данных, предоставляемых для заключения договоров ОСАГО, развернуть функционал Бюро страховых историй и организовать личные кабинеты пользователей АИС стра­хования на своем сайте.

ССТ: Как эти технологические решения отразятся на развитии страхового рынка и интересах потребителя?

Н. Г.: За каждым из этих технологических решений стоит большая и серьезная работа. Она позволит учитывать информацию по всем договорам страхования, включая не только сам факт заключения договоров страхования, но и сведения по всем страхо­вым случаям. Так мы сможем обеспечивать защиту интересов добросовестных страхо­вателей и страховщиков, таргетированно применять тарифы, эффективно защищать страховой рынок от мошенничества. Тем самым мы повысим доступность страхо­вых услуг, уровень проникновения и долю страхования в ВВП страны. Стратегическая задача — сделать страховой рынок более востребованным в масштабах страны.

ССТ: Какие данные страховщики смогут получать из государственных систем бла­годаря АИС?

Н. Г.: Оператор АИС страхования дол­жен построить систему информационного взаимодействия с ФОИВами и региональ­ными органами власти. Информационное взаимодействие необходимо, в частности, для проверки данных по заключаемому договору ОСАГО. Таким образом, будет происходить верификация данных, предо­ставляемых потенциальным страхователем потенциальному страховщику перед заклю­чением договоров страхования.

Информация, собираемая оператором АИС страхования, позволит страховщикам строить математические модели, корректи­ровать тарифы, более эффективно бороть­ся за клиентов по добровольным видам страхования, модернизировать страховые продукты, делать более активные прода­жи, увеличивать сборы на основе оценки рисков и скоринга клиентов.

АО «НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАХОВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА»

ССТ: С какими видами будет работать НСИС?

Н. Г.: Наша система будет распространена на все добровольные виды страхования. Для их включения в информационный об­мен с АИС страхования нужны только нор­мативные акты Банка России и готовность соответствующих модулей на стороне АО «НСИС».

При этом, в соответствии с законом, деятельность оператора АИС страхования не распространяется на ОМС и ОГЛСВ (обязательное страхование военнослужа­щих). А для того, чтобы деятельность была распространена на ОСОПО и ОСГОП, необходимы изменения в соответствующие федеральные законы об этих видах обяза­тельного страхования.

ССТ: Сколько это будет стоить для стра­ховщиков?

Н. Г.: В настоящее время начинается процесс обсуждения тарифов с Комитетом пользователей, который сформирован в со­ответствии с требованиями 594-ФЗ.

ССТ: Как АИС защищена от взлома и утечки данных?

Н. Г.: Одна из наших приоритетных це­лей — обеспечение максимального уровня надежности всего массива данных, которые будут храниться в АО «НСИС». Эта инфор­мация очень чувствительна: она затраги­вает как исторические данные по ранее заключенным договорам страхования, так и по текущим договорам с горизонтом ее хранения в течение 10 лет в соответствии с требованиями закона.

ССТ: Как работа НСИС повлияет на уровень мошенничества?

Н. Г.: Сам по себе оператор АИС страхо­вания не может снизить уровень мошен­ничества, но собираемые данные помогут выявить события, обладающие признака­ми страхового мошенничества, для всех страховщиков, и на основе взаимосвязей договоров ОСАГО, каско, жилья и, надеем­ся, в скором времени — и по личным видам страхования. На основании информации, которая будет собираться, обрабатываться, анализироваться в системе, можно будет увидеть повторяемость страховых событий с вовлечением одних и тех же транспорт­ных средств, одних и тех же объектов стра­хования, обнаружить признаки двойного, тройного страхования и т.д.

Анализ таких кейсов должен быть сигна­лом для страховых организаций по при­нятию каких-либо мер по защите своих интересов. Данные из АИС страхования помогут аргументировано защищать интересы страхователей и страховщиков, но решение по обращению в суд или пра­воохрану в случае подозрения на страховое мошенничество принимает не оператор АИС страхования, а страховщик.

ССТ: Смогут ли страховщики благодаря данным НСИС рассчитывать более спра­ведливые тарифы?

Н. Г.: Скоринговые модели, которые мы собираемся запустить, должны способ­ствовать более качественной (прецессион­ной) оценке рисков, а это, в свою очередь, приведет к тому, что для хороших клиентов тарифы начнут падать, а для плохих — ра­сти. Учитывая, что в целом рынок построен на хороших клиентах, скоринговые модели должны способствовать снижению тари­фов, повышению доступности страховых услуг и росту проникновения страхования.

ССТ: Какие изменения заметят страхо­ватели?

Н. Г.: Страхователи — пользователи АИС страхования, лица, информация о которых содержится в договорах страхования — через свои личные кабинеты на портале Госуслуг и на сайте АО «НСИС» смогут получить информацию о своем страховом портфеле, истории страхования, расчете коэффициентов, сведения о выплаченных убытках и страховых случаях, находящихся в процессе урегулирования.

В наших планах — организация возмож­ности заключения договоров страхования непосредственно на сайте АО «НСИС». Таким образом, будут созданы все усло­вия для удобного управления договорами страхования, анализа страховой истории и для заключения новых договоров страхо­вания — все в одном месте.

Сам по себе оператор АИС страхования не может снизить уровень мошенничества, но собираемые данные помогут выявить события, обладающие признаками страхового мошенничества.

ССТ: Есть ли проблемы во взаимодей­ствии со страховщиками?

Н. Г.: Технологические сложности инфор­мационного взаимодействия возможны у тех страховщиков, которые не имеют лицензий на ОСАГО, потому что за основу берется технология, которая уже отрабо­тана при взаимодействии между членами РСА в рамках АИС ОСАГО.

Здесь критично, чтобы со стороны стра­ховщиков было полное понимание необхо­димости доработки собственных ИТ-систем и подписания договора об информационном взаимодействии с АО «НСИС». По этой причине уже сейчас созданы рабочие груп­пы с представителями РСА, ВСС и страхо­вого сообщества для выработки решений наиболее безболезненной, оптимальной интеграции информационных систем стра­ховых компаний и АИС страхования.

Похожие статьи

НСИС реализует план развития инноваций на страховом рынке

«На заседании комитета пользователей Национальной страховой информационной системы (НСИС) 6 июня этого года мы договорились о создании плана развития инноваций, важных…

НСИС запустит систему выявления фактов двойного страхования

АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС, оператор АИС Страхования) запустит систему выявления фактов двойного страхования, осуществляемого для целей мошенничества.
КОМАНДНАЯ РАБОТА

КОМАНДНАЯ РАБОТА

Развитие рынка страхования — это командная работа, где важны роль и вклад каждого: законодателя, регулятора, органов власти и самих страховщиков. Об…