• 16 декабря, 2023
  • 104

ЦИФРОВИЗАЦИЯ СТРАХОВАНИЯ: ЧТО МЕШАЕТ СТРАХОВЩИКАМ И ЧЕМ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ГОСУДАРСТВО

Горяинов Александр

Заместитель генерального директора СК «МАКС»

ЦИФРОВИЗАЦИЯ СТРАХОВАНИЯ: ЧТО МЕШАЕТ СТРАХОВЩИКАМ И ЧЕМ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ГОСУДАРСТВО

Цифровизация — актуальный и неизбежный путь развития экономики и взаимодействия всех участников общественных отношений. Лучше всего поддается цифровизации все, что не имеет материальной природы и, в первую очередь, услуги, к которым, безусловно, относится страхование.

СТРАХОВЩИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Страхование в цифровую эпоху каче­ственно изменяется. Трансформируются классические и возникают новые каналы продаж: прямые продажи из офисов пере­текают на сайты страховщиков, агентские продажи — на сайты маркетплейсов. Стра­ховщики становятся цифровыми постав­щиками услуг и возникает новая сущ­ность — «провайдеры» страховых услуг, которые «упаковывают» их в одну коробку с целевым продуктом клиента. В этом случае повышается клиентская ценность страхования, оно становится понятным.

В функцию провайдеров может входить не только подбор или заключение догово­ров страхования, но и их сопровождение.

По сути, такой провайдер — это новый участник страховых отношений, выпол­няющий функции цифрового брокера. К сожалению, у нас под брокером в боль­шинстве случаев понимается агент — юри­дическое лицо, хотя на самом деле брокер представляет интересы клиента во взаимо­отношениях со страховщиками.

Причем, цифровой провайдер предостав­ляет удобные сервисы, направляет напоми­нания о тех или иных событиях, помогает заявить и зарегистрировать страховой случай, уведомляет о проведении страхо­вой выплаты.

ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ СТРАХОВАНИЯ

Почему же тогда считается, что цифрови­зация страхования находится на невысоком уровне по сравнению с другими участника­ми финансового и других рынков?

Во-первых, само отношение к страхо­ванию зачастую в сознании потребителя сформировано не реальной жизненной потребностью, а обязательностью или вме­ненностью со стороны других участников финансового рынка или государства. Все, что приходится делать по принуждению, априори вызывает неприятие. Да и в от­личие от банков вложение денег в стра­хование не приносит дополнительного дохода. В этом кроется основное различие страхования и прочих финансовых инсти­тутов: классическое страхование не может и не должно приносить дохода, его суть социальна и состоит в поддержании фи­нансовой уверенности и психологического спокойствия клиента — когда клиент за не­большой взнос «покупает» у страховщика свою уверенность, а в обмен передает ему свой «страх».

Вторая причина — следствие первой. Получение важной информации для облег­чения клиентского пути крайне затруднено для страховых компаний, даже по сравне­нию с коммерческими банками, не говоря уже о различных ведомствах и государ­ственных организациях. Усеченный объем клиентских данных, получаемых страхов­щиками из цифрового профиля ЕСИА недостаточен для качественной оценки рисков и предоставления персонального предложения.

В-третьих, в большинстве случаев коли­чество контактов обычного потребителя и страховщика минимально (возможно, за исключением договоров ДМС) и зача­стую связано только с продлением обяза­тельного договора, по которому не было страховых случаев, и создается ощущение ненужности страхования. Таким образом, в отличии от кредитных организаций, в личные кабинеты которых клиенты обращаются по несколько раз в день для проведения платежных операций (перево­дов СБП, оплат услуг и др.), страховщики практически лишены возможности вовле­кать клиента в ежедневное взаимодействие, расширяя, например, свои программы лояльности.

ЧТО СДЕЛАНО СТРАХОВЩИКАМИ И РЫНКОМ В ЦЕЛОМ?

С 2012 года создана и функционирует уникальная система онлайн-скоринга для определения коэффициента бонус-малус по ОСАГО. Причем использование этого сервиса является обязательным для любого страховщика ОСАГО. Такого решения нет ни в одном из секторов финансового рынка.

С июля 2015 года в режиме эксперимен­та, а с 1 января 2017 года полностью все страховщики обеспечили возможность заключения договоров ОСАГО в форме электронного документа.

С 2016 года запущена единая система «Бюро страховых историй» по договорам страхования средств транспорта, доступ к которой также возможен в режиме он­лайн для всех страховщиков.

С января 2023 года страховщики обеспе­чили возможность заключения договоров ДМС для трудовых мигрантов на площадке Госуслуг.

С июля 2023 года стала доступной воз­можность подачи электронного заявления о страховом случае по ОСАГО через лич­ный кабинет клиента на госуслугах.

Большинство этих сервисов — не дости­жения одного или нескольких участников рынка, это не их право, а именно обязан­ность для каждого страховщика.

При этом каждый страховщик шел своим цифровым путем: кто-то внедрял модели машинного обучения, кто-то — системы распознавания документов, автоматизиро­ванную экспертизу счетов по ДМС.

Большинство страховщиков разработали сложные и многофункциональные мобиль­ные приложения, интегрировали их с сер­висом ЕСИА, платежными платформами, обеспечили возможность записи к врачу, регистрации обращений по страховым случаям.

ОТКРЫТЫЕ API В СТРАХОВАНИИ

Страховые компании активно участвуют в цифровой повестке государства и Банка России. Одна из таких тем цифровизации финансового рынка определена в Концеп­ции Банка России по развитию открытых API в частности, и Open Finance в целом, которые, безусловно, относятся и к сфере страхования.

ОТКРЫТЫЕ API, ОПИСАННЫЕ В КОНЦЕПЦИИ БАНКА РОССИИ

Стандартизация Open API на страховом рынке позволит снизить порог входа для провайдеров страховых услуг как уже состоявшихся участников (маркетплейсы банков, финансовые платформы и др.), так и новых участников (производителей това­ров, застройщики и др.), заинтересованных в сочетании своих товаров и услуг со стра­ховыми продуктами. Зачастую страхова­ние может замещать или дополнять собой гарантии от производителей.

Начало практической работы АО «НСИС» с 1 апреля 2024 года как нового профес­сионального участника в сфере цифрови­зации страхования позволит совместно с Всероссийским союзом страховщиков, Банком России и Ассоциацией финансовых технологий выработать как сами стандар­ты открытых API, так и их практическое внедрение в жизнь.

С учетом особенностей рынка страхова­ния — наличие единственной СРО в лице ВСС — утверждение стандартов открытых API возможно или на его площадке, или на уровне Банка России.


5 ПРИОРИТЕТНЫХ ВОПРОСОВ СТРАХОВАНИЯ

5 ПРИОРИТЕТНЫХ ВОПРОСОВ СТРАХОВАНИЯ

  1. Реализация на площадке «Госуслуги» Плат­формы коммерческих согласий
  2. Расширение данных Цифрового профиля физических и юридических лиц, в том числе данными МВД по регистрации транспорт­ных средств, ДТП с их участием, регистра­ции граждан и действительности докумен­тов, удостоверяющих их личность
  3. Регламентация и расширение набора меди­цинских данных, доступных страховщикам по ДМС
  4. Реализация пуш-уведомлений клиентам об изменении статусов по страховому слу­чаю, напоминание об окончании договора страхования и др. через мобильное прило­жение Госуслуг
  5. Подключение к системам фотофиксации, системе «Глонасс» не только в эксперимен­тальном режиме, а продуктивном формате обмена данными

ВОЗМОЖНОСТИ ГОСУДАРСТВА В ЦИФРОВИЗАЦИИ СТРАХОВАНИЯ

Для дальнейшего внедрения цифровых технологий в страховую отрасль страхов­щикам необходимо иметь возможность получения информации из различных видов сведений системы межведомственно­го электронного взаимодействия (СМЭВ), предоставляемых ведомствами по про­филям соответствующей деятельности страховщиков.

Эти данные снизят количество ошибок клиентов, скорость оформления договоров и в традиционном, и в электронном канале продаж, предоставят возможность пер­сонализированной тарификации. Проак­тивное информирование страховщиков из системы «Госуслуги» даст возможность оперативно реагировать на различные

 

Похожие статьи

ЗА КОНКУРЕНЦИЮ НУЖНО БИТЬСЯ

ЗА КОНКУРЕНЦИЮ НУЖНО БИТЬСЯ

Высокая конкуренция, цифровизация, фокус на человека, эффективное саморегулирование рынка, сбалансированное развитие практически по всем видам страхования — это те серьезные достижения,…
КЛЮЧЕВЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ В СФЕРЕ СТРАХОВАНИЯ ВЗГЛЯД СТРАХОВЩИКА

КЛЮЧЕВЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ В СФЕРЕ СТРАХОВАНИЯ ВЗГЛЯД СТРАХОВЩИКА

 Залогом успешного решения задач и преодоления вызовов, с которыми сталкивается страховой рынок, является профессиональное и системное взаимодействие страхового сообщества с профильными…
РИСКОМ НАДО УПРАВЛЯТЬ

РИСКОМ НАДО УПРАВЛЯТЬ

Главным результатом последнего года в перестраховании стало осознание клиентами и страховщиками необходимости более внимательного управления рисками. Руководитель инженерного центра АО «Российская…