• 16 декабря, 2023
  • 109

ПРОСТО РАБОТА

Чернов Максим

Заместитель генерального директора по экономике и финансам Страхового Дома ВСК

ПРОСТО РАБОТА

В чем заключается понятие «надежности» страховщика с точки зрения обычного человека? Заместитель генерального директора по экономике и финансам Страхового Дома ВСК Максим Чернов в своем интервью объяснил, какие задачи стоят сегодня перед финансовой службой современного страховщика.

ССТ: Как Вы оцениваете финансовые результаты года?

Максим Чернов: Финансовые итоги года в целом для страхового рынка будут однозначно лучше, чем в прошлом году. Думаю, что все крупные компании пока­жут положительный финансовый резуль­тат, прибыль будет выше прошлогодней в несколько раз, а объем страховых премий вырастет в пределах 15–20 %. Основное влияние на рост рынка в этом году оказы­вает страхование жизни, в то время как по другим видам темпы роста несколько скромнее. Также, по наблюдениям, можно отметить, что крупные компании в этом году растут более высокими темпами, чем остальные.

ССТ: Какие каналы продаж наиболее прибыльны для страховщика?

М. Ч.: Безусловно, для страховой компа­нии самым прибыльным каналом является прямой канал продаж, где нет посредников. В корпоративных прямых продажах и роз­ничных офисных продажах маржиналь­ность наиболее высокая.

В интернет-продажах посредник как тако­вой часто отсутствует, но нам приходится привлекать интернет-площадки, которые осуществляют маршрутизацию клиентов на наш сайт, и нести расходы по интер­нет-эквайрингу, и которые являются одними из самых весомых среди всех каналов продаж. Мы довольны результатами интер­нет-канала — пусть объем продаж там не та­кой большой, как в других каналах продаж, но для нас он маржинальный — уровень маржинальности здесь доходит до 30 %.

Эти направления обеспечивают наиболь­шую маржинальность и занимают чуть менее половины всей страховой премии компании.

Страхование через партнеров, включая ипотеку и иное залоговое страхование, предполагает комиссию для партнера, кото­рая достаточно весома в структуре тариф­ной ставки, но сильно дифференцирована по видам страхования. Этот канал продаж у нас занимает наибольшую долю, хотя и его маржинальность не самая высокая.

Агентский канал по уровню маржиналь­ности постоянно соперничает с партнер­ским страхованием. С учетом всех сопут­ствующих расходов на рекрутинг, обучение и обслуживание агентов маржинальность этого канала испытывает соответствую­щее давление. Сама по себе работа агента достаточно тяжелая, и каждый новый агент может быть успешен как для себя, так и для компании. Для нас развитие агентского канала — это одна из стратегических ини­циатив, мы предлагаем агентам конкурент­ный уровень вознаграждения, бесплатное обучение, ИТ-сопровождение, включая сервисы личного кабинета и онлайн-про­даж, кураторство и повсеместную заботу. Помимо этого мы расширяем набор соци­ального пакета агента не только на льготы по страхованию и корпоративный ДМС, но и даем успешным агентам возможность компенсировать ряд расходов, например, проезд и отдых.

В этом году ВСК перешагнул планку

ССТ: Как обычный человек может опре­делить, что компания надежна? И нужно ли задаваться этим вопросом, если Банк России все контролирует?

М. Ч.: Я думаю, что для обычного чело­века «надежность» — это не вопрос стра­ховых резервов и их размещения, прибы­ли, собственных средств и иного набора показателей. Это вопрос того, насколько он доволен или недоволен обслуживанием, как страховщик урегулирует убытки, как общается с человеком на этапе заключения и обслуживания договора. Скорей всего, мы мало найдем людей, кто обратится на сайт страховой компании в целях изуче­ния ее отчетности перед тем, как заключить договор каско, ОСАГО или застраховать дачу — скорее он будет реагировать на уз­наваемость бренда компании, может быть, изучит отзывы в интернете или попросит совета у своих знакомых.

Совсем другая ситуация — при работе с юридическими лицами. На предприятиях работают квалифицированные специали­сты, которые изучают нашу отчетность, анализируют платежеспособность и даже уровень перестраховочной защиты. И это понятно: когда речь идет о страховании физических лиц, то там практически не бывает особенно крупных страховых сумм, а при страховании юрлиц убытки могут достигать сотен миллионов рублей. Именно поэтому клиенты — юридические лица внимательнейшим образом изучают финансовую надежность страховщика.

ССТ: Как сочетать надежность и при­быльность бизнеса?

М. Ч.: Я думаю, что эти понятия невоз­можны друг без друга. Как минимум, если речь идет о компании, которая работает давно и имеет адекватные планы дальней­шего развития. Мы знаем случаи, когда компании бравировали своим высоким уровнем выплат, намекая таким образом на высокую клиенториентированность — прямо скажем, долго такие компании не живут, хотя на определенном этапе у них все может быть очень хорошо с по­казателями платежеспособности. Про­фессиональные страховщики понимают, что страховые портфели должны быть сбалансированными, а это означает, что нельзя привлекать только тех клиентов, кто наиболее подвержен риску. Особенно важно уметь оценивать риски: предпо­ложим, клиент хочет застраховать склад, в котором нет системы пожаротушения, или на предприятии сварочные работы проходят рядом с канистрами с бензи­ном — таких клиентов мы вряд ли сможем принять на страхование, т.к. когда уровень риска запредельный, никакой тариф не по­кроет вероятного ущерба.

ССТ: Какие задачи стоят перед вашей компанией в части финансового управле­ния?

М. Ч.: С начала 2022 года ВСК перешел на систему налогового мониторинга. Мы подключены к Налоговой службе, кото­рая может в онлайн-режиме отслеживать все наши операции и присылать запросы. Это позволяет не проводить камеральные проверки. Мы можем назвать этот новый опыт положительным, т.к. буквально в начале декабря мы получили инфор­мацию о закрытии 2022 налогового года без замечаний. Бесшовная интеграция с налоговой потребовала от нас больше года времени и скрупулезного внимания. Теперь мы этим гордимся: далеко не все страховые компании перешли на налого­вый мониторинг. Это добавляет прозрач­ности к деятельности нашей компании, что опять-таки важно с точки зрения надежности ее работы.

Значимую часть нашей работы занимает инвестирование средств, и по ее результа­там, в том числе, оценивают нашу эффек­тивность — зачастую мы работаем более эффективно, чем некоторые другие компа­нии, и доходность нашего инвестиционно­го портфеля чуть выше среднерыночных показателей. Но в этом нет сверхуспеха, т. к. это просто наша работа.

В этом году вместе с ИТ-блоком и блоком развития бизнеса мы успешно внедрили технологию оплаты страховых услуг через СБП — это и добавляет удобства клиен­там, и экономит наши издержки на прием входящих платежей — по итогам года объем экономии превысит 60 млн руб. Одновременно с этим с августа этого года мы участвуем в пилоте Банка России по цифровому рублю, и эта технология у нас уже работает.

Я лично очень люблю агентский канал продаж и считаю, что чем больше у страховой компании агентов, тем больше она защищена, потому что хорошая агентская сеть — это всегда устойчивый надежный бизнес.

У нашей финансовой службы есть мно­го внутренних проектов, большинство из которых направлены на улучшение процессов, ведь каждый день мы должны становиться лучше, чем вчера. Например, мы сократили сроки подготовки управ­ленческой отчетности в полтора раза. ВСК — большая компания, но каждый месяц мы закрываем как год, с полноцен­ным раскрытием всех фактов в широком наборе разрезов. Является ли это дости­жением? Да! Но тоже наша работа. Хотя если мы сделаем закрытие каждого месяца на 5-й календарный день, то я скажу, что это прям круто.

Сейчас мы готовимся к переходу на новый стандарт МСФО-17, ориенти­рованный на финансовую устойчивость компании. Это потребует дополнительной адаптации не только в части расчетов и выпуска отчетности, но и для менеджмента компании, чтобы научиться эту отчетность правильно читать. Помимо этого российские отраслевые стандарты бухучета также будут переведены на этот стандарт, а это значит, что потребуется большая совместная методологическая работа, включая работу блока IT.

Похожие статьи

ЗА КОНКУРЕНЦИЮ НУЖНО БИТЬСЯ

ЗА КОНКУРЕНЦИЮ НУЖНО БИТЬСЯ

Высокая конкуренция, цифровизация, фокус на человека, эффективное саморегулирование рынка, сбалансированное развитие практически по всем видам страхования — это те серьезные достижения,…
КЛЮЧЕВЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ В СФЕРЕ СТРАХОВАНИЯ ВЗГЛЯД СТРАХОВЩИКА

КЛЮЧЕВЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ В СФЕРЕ СТРАХОВАНИЯ ВЗГЛЯД СТРАХОВЩИКА

 Залогом успешного решения задач и преодоления вызовов, с которыми сталкивается страховой рынок, является профессиональное и системное взаимодействие страхового сообщества с профильными…
РИСКОМ НАДО УПРАВЛЯТЬ

РИСКОМ НАДО УПРАВЛЯТЬ

Главным результатом последнего года в перестраховании стало осознание клиентами и страховщиками необходимости более внимательного управления рисками. Руководитель инженерного центра АО «Российская…