• 16 декабря, 2023

РНПК: МОНОПОЛИСТ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРОЗРАЧНЫМИ

Карпова Наталья

Президент — Председатель Правления АО РНПК

РНПК: МОНОПОЛИСТ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРОЗРАЧНЫМИ

За последнее время из доминирующего игрока на рынке перестрахования РНПК стала фактическим монополистом. К каким изменениям парадигмы развития это привело, и какие стратегические задачи стоят сейчас перед компанией, в своем интервью рассказала Президент — Председатель Правления РНПК Наталья Карпова.

ССТ: Как изменилась роль РНПК на рос­сийском рынке?

Наталья Карпова: До недавнего времени страховщики могли обращаться за пе­рестрахованием как к российскому, так и к зарубежному рынку. Сейчас фактиче­ски осталась одна РНПК. Ранее мы были свободны в принятии решений, в том числе по рискам, теперь такой подход практи­чески невозможен. По сути, сначала у нас было доминирующее положение на рынке, а теперь оно стало монопольным.

В момент, когда рынок это осознал, мы по­лучили предложение регламентировать все условия перестрахования и сделать их одинаковыми для всех. Идея правильная, однако имеет свои ограничения. Одинако­вые условия по облигаторам страховщикам, у которых абсолютно разные портфели, давать невозможно.

ССТ: Как сейчас разрешается это проти­воречие?

Н. К.: В рамках факультативного пе­рестрахования для всех страховщиков мы даем одинаковые условия покрытия. Это всегда оценка конкретного риска, например, торгового центра или склад­ского комплекса. По конкретному объекту не может быть разных условий для разных компаний.

Конкуренция на страховом рынке про­исходит в основном за счет облигаторного перестрахования. У всех страховщиков в портфелях находятся разные совокуп­ности рисков: у кого-то больше энерге­тических объектов, у кого-то — жилые комплексы, склады, трубопроводы и др. Поэтому каждый облигаторный договор индивидуален. При этом мы пытаемся вычленить элементы, которые можно регламентировать, и те, которые останут­ся индивидуальными. Страховой рынок согласился с таким подходом.

В момент, когда РНПК заняла монопольное положение, появилась необходимость в общих правилах. Например, уведомлять об изменениях (требованиях, оговорках, условиях) как минимум за 4 месяца, чтобы рынок мог дать обратную связь и адаптироваться под вводимые изменения.

ССТ: Когда вы прорабатываете измене­ния, вы советуетесь со страховщиками?

Н. К.: Конечно, мы всегда стараемся слушать всех, кому есть что сказать. Наша целевая аудитория не ограничивается толь­ко страховщиками. Внедряя новую концеп­цию, мы должны также думать о клиентах.

Иногда страховщики специально при­глашают клиентов к нам, чтобы подробно обсудить риски и наши требования к ним. Есть другие случаи, когда клиенты обраща­ются к нам сами, чтобы разобраться в ситу­ации, перепроверить, насколько правдивую информацию предоставляет ему страховая компания.

Однако далеко не все страховщики одобряют такие контакты. В случае, когда клиент знает цену перестрахования, он аб­солютно четко понимает, сколько добавляет к цене перестрахования прямой страховщик, и это может послужить осно­ванием для дополнительного торга.

Мы сами никогда не инициируем встречи с клиентами, однако, если ему необходима наша консультация, мы ее предоставляем.

ССТ: Есть ли шанс застраховать свои риски у клиента, которого не хотят брать страховщики?

Н. К.: Когда у клиента плохой риск, нужно четко донести проблему до его понимания. Здесь необходимо отметить важность кор­ректной работы риск-менеджеров самого предприятия: они должны понимать, о чем говорят страховщики, что влияет на стои­мость договора и как лучше организовать страховую защиту.

В таких ситуациях РНПК, в первую оче­редь, выступает как эксперт. На мой взгляд, за эти два года нам удалось стать своего рода авторитетным третейским судьей для рынка и клиентов, к кому можно обратить­ся и получить исчерпывающую консульта­цию. Став монополистом, мы должны быть еще более прозрачными и объективными. Ни у кого не должно быть сомнений в том, что мы принимаем решения независимо, максимально дистанцируясь от поддержки интересов той или другой стороны.

ССТ: Учитывая, что перестрахование ранее в основном строилось на зару­бежной юридической базе, могут ли при урегулировании убытков возникнуть расхождения в терминологии и подходах?

Н. К.: Частично эту проблему мы уже решаем, однако, полностью этот вопрос, скорее всего, решится не ранее 2025 года. Нам важно не только привести требо­вания к российскому законодательству, но и договориться со страховщиками. Один из вариантов решения — полностью отойти от западных канонов и перейти на российское законодательство. Но есть опасения, что при возврате к междуна­родному перестрахованию мы не сможем перестроиться обратно. Кроме того, есть требования международных конвенций, которые базируются на зарубежном праве.

ССТ: Чем можно похвастаться по итогам этого года?

Н. К.: Рекордные убытки 2022 года показали страховому рынку, как нужно относиться к рискам. Особенно ярко это видно в страховании складского сегмента. Многие страховщики пересмотрели свое отношение к оценке объектов и понимают, каковы будут последствия, если принимать все на страхование без должной осмотри­тельности.

Все новации, внедренные нами для склад­ских комплексов, в 2023 году дали свои плоды. Мы продвигаем качество оценки риска и ответственный, цивилизованный подход к страхованию. Не столь важно, сколько за этот риск нам заплатят премии, от крупного убытка никакая премия не спа­сет. Нам важнее качество риска и то, как к нему относятся клиенты.

ССТ: Какие задачи определены как пер­спективные на следующий год?

Н. К.: В этом году мы разрабатываем но­вую стратегию на 2024–2026 годы. Однако кардинальных перемен не будет: РНПК по-прежнему будет идти по пути прозрач­ности, систематизации и структурирова­ния своих подходов к рынку.

Очевидно, что любое наше нововведение существенно влияет на рынок. Мы должны учитывать интересы клиентов, требования Центрального Банка и ФАС. Сегодня у нас есть понимание, как РНПК должна рабо­тать и выстраивать отношения со страхов­щиками.

Еще одной новацией станет наше реше­ние о переходе на единую дату пролон­гации облигаторных договоров для всех страховщиков. Допустим, с 1 января все пролонгируют облигатор по имуществу, с 1 мая — море, с 1 июля — авиация и др. Тогда любые наши изменения не будут столь болезненными для рынка.

Еще один важный аспект, который требу­ет систематизации — это размер собствен­ного удержания страховщика. Мы крайне заинтересованы в его увеличении у многих страховщиков. Этому будет посвящена часть наших усилий в 2024 году.

Также в следующем году мы начнем реа­лизацию новой международной стратегии РНПК. Нам нужно заново оценить пер­спективы рынков дружественных стран.

Изоляция для страхования и перестрахования — не самый лучший вариант. Нам нужно международное распределение риска. Мы должны встроиться в общегосударственную стратегию взаимодействия с другими дружественными нам странами мира.

ССТ: Какие сложности в развитии меж­дународного сотрудничества?

Н. К.: Исходящее перестрахование от рос­сийских страховщиков наши зарубежные коллеги боятся брать из-за санкций. Даже дружественные страны не готовы массово перестраховывать наши риски. Есть и вто­рая причина — это расчеты. Как перевести деньги перестраховщику и получить их обратно в случае убытка — ответ на этот вопрос не всегда прост, и при этом непред­сказуем. Ситуация постоянно меняется, так что гарантировать проведение расчетов практически невозможно. А перестрахова­ние — это бизнес в долгую.

Дополнительная, кроме тех же санкций и расчетов, проблема входящего пере­страхования связана с регулированием перестрахования. Дело в том, что для большинства зарубежных регуляторов перестраховщик без минимального меж­дународного рейтинга не очень надежен. Как результат — такое перестрахование либо не учитывается вовсе, либо требует дополнительного капитала. А из-за санк­ций Россия и российские компании свои международные рейтинги потеряли, так что иностранным коллегам проще отдать риск куда угодно.

ССТ: Может быть, нам достаточно вну­треннего перестрахования?

Н. К.: Изоляция для страхования и пере­страхования — не самый лучший вариант. Нам нужно международное распределение риска, мы должны встроиться в общего­сударственную стратегию взаимодействия с другими дружественными нам страна­ми мира. Россия вполне способна стать таким же мощным финансовым центром, как и западный перестраховочный рынок. Мы сможем работать с СНГ, сблизиться с Китаем и Индией, установить отношения с Африкой и Латинской Америкой, но эта задача требует времени, наработки практи­ки и компетенций.

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…