• 22 мая, 2024
  • 124

ЛИЦОМ К ЛИЦУ

Платонова Элла

Вице-президент ВСС

ЛИЦОМ К ЛИЦУ

Агенты являются важным связующим звеном между страховщиком и клиентом, выступая буквально «лицом» страхового рынка. До недавнего времени это «лицо» скрывалось в тени, так как консолидированной информации об агентском корпусе страховщиков практически не было. Вице-президент ВСС Элла Платонова представила нашему журналу результаты специального исследования, проведенного среди страховых агентов.

ССТ: Всероссийский союз страховщиков недавно завершил исследование деятель­ности страховых агентов — физических лиц. Почему сейчас возникла необходи­мость такого исследования?

Элла Платонова: Страховой рынок обла­дает определенной спецификой ландшафта продаж страховых услуг. Основную долю в общем объеме страховых премий фор­мируют страховые посредники. Среди них самым массовым каналом по количеству субъектов посреднической деятельности являются страховые агенты, работающие в статусе физического лица или зареги­стрированные в качестве индивидуального предпринимателя.

Действующим законодательством не уста­новлено ограничений по взаимодействию страхового агента с несколькими страхов­щиками, в связи с чем количество уникаль­ных субъектов, по экспертным оценкам, может составлять от 120 до 150 тыс. человек.

Агенты занимают значительную часть рынка посреднических услуг в страховании и являются важным связующим звеном между страховщиком и клиентом, предо­ставляя большой объем информацион­но-сервисных услуг.

Каждая страховая компания, осуществля­ющая взаимодействие со страховыми аген­тами, вырабатывает собственные подходы по администрированию и управлению данным каналом продаж, реализует корпо­ративные программы обучения и профес­сионального развития агентов. При этом какой-либо консолидированной информа­ции о сводных характеристиках агентского корпуса страховщиков в информацион­ном пространстве достаточно мало, что и простимулировало ВСС в партнерстве с Финансовым университетом при Прави­тельстве Российской Федерации провести отдельное исследование среди страховых агентов путем анонимного добровольного анкетирования.

ССТ: Страховой агент сегодня — кто он?

Э. П.: По итогам анализа полученной информации мы определили типичный портрет страхового агента — это женщина в возрасте 45 лет с высшим образованием, опыт агентской работы которой превышает 10 лет, а срок сотрудничества со страховой компанией — более пяти лет. Средний ме­дианный доход страхового агента составля­ет 40 тыс. руб. в месяц.

В портфеле страхового агента в среднем около 500 клиентов с действующими дого­ворами страхования. Большинство агентов работают по нескольким видам страхова­ния — от 3 до 6.


По статистике Банка России средняя численность страховых агентов ФЛ, в том числе ИП, в 2023 году превысила 190 тыс. человек.
При этом каждый год наблюдается положительная динамика по увеличению агентского корпуса.

ССТ: Позволило ли исследование полу­чить какую-то информацию, полезную для развития бизнеса страховщиков?

Э. П.: Важным элементом повышения качества страховых услуг является обрат­ная связь от посредников по направле­ниям возможных улучшений со стороны страховой компании. Опрошенные агенты обратили внимание на необходимость до­работки программного обеспечения, более широкого внедрения электронного доку­ментооборота, а также ускорения процесса согласования договоров страхования. В ча­сти приоритетных пожеланий отмечено совершенствование программ мотивации, а также повышение качества и удобства взаимодействия со страховщиком.

Наиболее частая причина отказа от со­трудничества со страховым агентом — пе­реход клиента в другую страховую компа­нию, что, с одной стороны, свидетельствует о стабильности страхового интереса у по­требителей, а с другой — о конкурентной среде в розничном сегменте страхования.

Одним из направлений исследования была оценка критериев выбора страховой компании для сотрудничества по важно­сти по 5-балльной шкале. И тут можно сказать, что получился достаточно любо­пытный вывод: бренд страховой компании и качество страховых продуктов, а также качество урегулирования убытков являют­ся приоритетами страховых агентов при выборе страховщика для сотрудничества.


1679 респондентов
приняло участие в исследовании, что составляет около 1 % от общего количества страховых агентов. Выборка включает агентов из всех федеральных округов, работающих в 67 регионах РФ.

ССТ: Как будут использоваться резуль­таты исследования?

Э. П.: Результаты исследования могут быть приняты во внимание страховыми компаниями, активно развивающими свои агентские сети. Полученные замеры позволили отследить уровень самооценки профессиональных компетенций и знаний в сфере финансов различных возрастных категорий посредников, направления для улучшения взаимодействия агента со стра­ховой компанией, влияние периодичности обучения на качество раскрытия информа­ции о страховых продуктах, проанализиро­вать причины колебания спроса на страхо­вые услуги, а также комплексно взглянуть на портфель страхового агента.

Надеемся, что все обозначенные по ито­гам исследования наблюдения помогут страховым компаниям развивать дальше этот важный канал продаж и повышать качество взаимодействия агента с клиентом и страховой компанией.

ССТ: Как можно использовать потен­циал агентов в повышении финансовой грамотности населения?

Э. П.: Хочется отметить, что этот потен­циал существует. На вопрос анкеты «Есть ли у вас опыт участия в мероприятиях по повышению финансовой грамотности населения в качестве эксперта (финансово­го консультанта)» 23 % респондентов отве­тили, что имеют такой опыт, а 32 % — что проводят финансовые консультации по во­просам, не связанным со страхованием.

Учитывая, что страхование является достаточно сложным финансовым инстру­ментов, для понимания принципов работы которого требуется обладать определенным набором знаний, то, конечно, страховые агенты могут внести существенный вклад в повышение общего уровня финансовой и страховой грамотности. В частности, при реализации страховых продуктов можно транслировать информацию по финансово­му планированию и эффективному управ­лению рисками, рациональному выбору страховых продуктов и правилам цифро­вой безопасности. Надеемся, что указан­ные замеры по вовлеченности страховых агентов в финансовое просвещение будут показывать положительную динамику.

КРИТЕРИИ ВЫБОРА СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ

ССТ: Как Вы оцениваете перспективы развития агентского сегмента на фоне цифровизации страхования?

Э. П.: Международный и российский опыт показывает, что страховые агенты являются достаточно стабильным и вос­требованным каналом продаж страховых услуг. Цифровизация может упростить продажу отдельных несложных коробоч­ных или регламентированных страховых продуктов, но страховое консультирование продолжит оставаться важным элементом формирования страхового продукта на ин­дивидуальных условиях. Поэтому профес­сиональный страховой агент еще долгое время останется лицом страхового рынка.

ДОСТАТОЧНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ РАЗЪЯСНЕНИЙ КЛИЕНТАМ

Похожие статьи

ОМС РАБОТАЕТ БЕЗ СБОЕВ

ОМС РАБОТАЕТ БЕЗ СБОЕВ

Все обязательства по оказанию медицинской помощи в рамках ОМС в 2024 году выполняются без задержек и сбоев. Председатель ФФОМС Илья Баланин…
РОЛЬ СТРАХОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РОЛЬ СТРАХОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В…

Указом Президента РФ1 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» утверждены национальные проекты, в…
ОМС — ЭТО КАЧЕСТВО МЕДПОМОЩИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПАЦИЕНТА

ОМС — ЭТО КАЧЕСТВО МЕДПОМОЩИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПАЦИЕНТА

Главная задача, которую предстоит решить всем участникам и субъектам ОМС — это повышение продолжительности жизни населения России. Для достижения этой национальной…