- 22 мая, 2024
- 46
ЗА «ДЛИННЫМ» РУБЛЕМ
С января 2024 года в России стартовала программа долгосрочных сбережений на базе НПФ. И сегодня ведется активная дискуссия о формате участия в ней страховых компаний: на базе страхового продукта или посредством получения лицензии НПФ. Вице-президент ВСС Глеб Яковлев рассуждает о различных вариантах реализации ПДС и необходимости баланса между набором опций и дополнительными регуляторными требованиями.
ССТ: Как Вы оцениваете перспективы страховщиков стать участниками программы долгосрочных сбережений? Может ли классическое пенсионное страхование стать базой для страхового варианта ПДС?
Глеб Яковлев: Мы предлагаем сделать долгосрочные сбережения на базе пенсионного страхования. К сожалению, Банк России думает по-другому. Если нужно, чтобы страхование было на 15 лет или до достижении пенсионного возраста, определенного законом, — это реализуемо. Это никак не противоречит классическим принципам договора страхования жизни.
ССТ: В чем же тогда предмет дискуссии?
Г. Я.: Дело в том, что в ПДС есть софинансирование. Идеологически программа направлена на то, чтобы человек мог накопить себе средства на дополнительную пенсию. Но ПДС отличается от программ негосударственного пенсионного обеспечения тем, что деньги можно получить раньше, чем достигается пенсионный возраст — через 15 лет накопления, либо по достижении 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
Для получения налоговых льгот — возврат НДФЛ и полное освобождение выплат от налогов — нужно продержаться в программе не менее 10 лет. Если вдруг человек решает прервать договор раньше, то льготы теряются. Зато есть возможность один раз в пять лет переходить из одного НПФ в другой без потерь. Кроме того, у ПДС есть огромный плюс: накопительную часть пенсии можно конвертировать в программу долгосрочных сбережений — эти деньги начнут работать.
Мы понимаем, что одним из условий участия в ПДС является наличие системы гарантирования. У НПФ она есть, а у страховщиков скоро будет. Возможность назначить правопреемника в договоре ПДС представляется близкой аналогией выгодоприобретателя, который есть в страховании, то есть эти деньги могут не включаться в наследство. Это очень близко к институту назначения выгодоприобретателей по договорам личного страхования.
ССТ: Что еще есть общего у ПДС и страхового продукта?
Г. Я.: Пенсионные фонды обязаны соблюдать принцип безубыточности. Если НПФ получил убыток от инвестирования внесенных средств, он должен из своих собственных средств этот убыток компенсировать. Отчасти это похоже на принцип защиты капитала по договорам страхования жизни, то есть защиту вложенных клиентом средств.
При этом у НПФ есть фидуциарная ответственность за качество размещения, то есть, они должны инвестировать на лучших условиях. Такой ответственности нет ни у кого на рынке. Если регулятор выясняет, что на рынке были лучшие условия, то он может выдать НПФ предписание о компенсации разницы из собственных средств.
ССТ: Так есть ли какие-то препятствия к тому, чтобы страховщики могли участвовать в системе долгосрочных сбережений?
Г. Я.: Я считаю, что мы можем соответствовать всем необходимым условиям для участия в ПДС. Система гарантирования у нас будет. Можем сконфигурировать страховой продукт таким образом, чтобы соблюдалось фактически требование по безубыточности. Условия по долгосрочности тоже выполнимы. Конечно, у страховщиков нет фидуциарной ответственности, но насколько она реально необходима?
Важен вопрос о возможности перехода из одной финансовой организации в другую. Мы заинтересованы, чтобы человек имел возможность свободно и без каких-то специальных условий перейти от одного участника (оператора) ПДС к другому. Сейчас мы говорим о НПФ и страховых компаниях. Вполне возможно, что этот список пополнится другими финансовыми организациями, иначе получается, что мы неполноценно участвуем в программе. С другой стороны, справедливо, чтобы и от страховщиков клиенты могли переходить в НПФ. При равном участии НПФ и страховщиков в программе важно, чтобы была возможность миграции активов. Если страховщики участвуют в системе ПДС в полном объеме, то клиент вправе выбирать любого участника из этой системы. Это была бы идеальная история, но с ней есть сложности.
Эльвира Набиуллина, глава ЦБ РФ,
на съезде Ассоциации банков России
«Мы, в принципе, поддерживаем, чтобы страховые компании в этом участвовали (в программе долгосрочных сбережений — прим. ТАСС). Но мы не очень поддерживаем совмещение лицензий. Поддерживаем, скорее, через требования к договорам долгосрочного страхования жизни, которые бы соответствовали параметрам программы долгосрочных сбережений».
Иван Чебесков, заместитель Министра финансов РФ,
на съезде Ассоциации банков России
«Мы как раз ведем дискуссию с коллегами из Госдумы, Совета Федерации и Центральным банком, как правильно допустить страховщиков к программе долгосрочных сбережений. К сожалению, в законе сделать запятую и написать «страховщики» не получается как раз из-за того, что у них разное регулирование».
Чебесков отметил, что рассматриваются два пути допуска страховщиков к ПДС. Первый —создать похожий страховой продукт, который по метрикам такой же, как и программа ПДС. Второй — сблизить регулирование страховых компаний и НПФ.
ССТ: В чем они заключаются?
Г. Я.: Пенсионным фондам доступны деньги накопительной части пенсии, которые могут быть конвертированы в долгосрочные сбережения и, соответственно, если будет возможность миграции из НПФ в страхование, то эти деньги смогут «перетекать». Хранителями пенсионных накоплений долгое время выступали и выступают именно НПФ, они занимались их размещением, инвестированием, преумножением. Именно поэтому НПФы очень трепетно относятся к этим деньгам и полагают, что эти денежные средства должны оставаться в системе НПФов, даже если гражданин перевел их (конвертировал) в долгосрочные сбережения.
Позиция НПФ понятна, но и потребитель не должен из-за этого страдать, это не должно являться причиной искусственных ограничений, распространяемых на потребителя.
ССТ: Страховщики смогут обеспечить особое регулирование?
Г. Я.: Здесь важно, как это будет реализовано. В основном рассматриваются две модели. Первая — страховщики должны получать лицензии НПФ, тогда это совмещения лицензий на осуществление страхования жизни и НПФ. Вторая — решить все вопросы без совмещения лицензии. В каждом случае есть определенные затруднения.
Казалось бы, чтобы не переносить огромный объем законодательства по долгосрочным сбережениям в страховую сферу, проще было бы решить вопрос с получением лицензии. Но, если мы говорим про лицензию, то для страховщиков сразу возникают дополнительные регуляторные требования. У НПФ совершенно другая парадигма регулирования: у них есть моно-продукт, и законодательство регулирует его, а у страховщиков много разнообразных продуктов. И совместить эти концептуально различные требования в одном юридическом лице, по мнению регулятора, достаточно амбициозная и весьма долгосрочная задача.
Закон о программе долгосрочных сбережений на добровольной основе вступил в силу 1 января 2024 года.
Договор долгосрочных сбережений предполагает передачу гражданином денежных средств в долгосрочное (на 15 лет) управление ими НПФ. В качестве источников взносов предусмотрены не только деньги непосредственного самого клиента, но и государственное софинансирование до 36 тыс. руб. в год в течение трех лет — до 2026 года, а также средства пенсионных накоплений гражданина, которые он может перевести в долгосрочные сбережения. Участники программы имеют право на налоговый вычет — не более 52 тыс. руб. в год при уплате взносов до 400 тыс. руб. Также в программе предусмотрен целый ряд льгот и возможностей, которые делают ее интересной как для НПФ, так и для граждан.
ССТ: А вообще, нужно ли страховщикам при наличии таких проблем включаться в этот проект? Может быть, можно и без ПДС эффективно работать по классическому пенсионному страхованию?
Г. Я.: Цель программы — долгосрочные сбережения. С точки зрения экономики важно, чтобы были собраны большие суммы долгосрочных сбережений. Экономике нужны «длинные» деньги. Страховщики также, как негосударственные пенсионные фонды, могут их собирать, аккумулировать и размещать. НПФ изначально были ориентированы на бизнес B2B, на работодателей. А страховщики жизни работают, в основном, с физическими лицами. У нас есть различные каналы продаж: агентские сети, партнерские каналы. Есть опыт продаж разнообразных страховых продуктов на короткие и на длительные сроки. В этом смысле помощь страховщиков жизни в развитии долгосрочных сбережений может быть существенной.
ССТ: Почему нельзя просто перенести льготы НПФ на страховые компании, а им оставить индивидуальные особенности в виде работы с юридическими лицами?
Г. Я.: Пенсионные фонды и регулятор говорят о том, что в этом случае страховщики жизни должны соблюдать все требования и ограничения, иначе будет арбитраж.
ССТ: Но вместе с тем, будет определенная уникальность у каждого инструмента. Разве это плохо?
Г. Я.: Мы сейчас в процессе обсуждения. Если мы остаемся на лицензии страховщика и предлагаем некий страховой продукт, который будет отвечать большинству требований, то пока в проекте регулятора присутствуют значительные ограничения, например, по вознаграждениям и т. д. Если рассматривать с этой точки зрения, будут достаточно серьезные ограничения страховщиков, при этом продукт страховщиков не будет обладать всеми ценностями продукта НПФ. В этой ситуации мы смотрим на совмещение лицензии. Смысла нагружать страховщиков дополнительными требованиями без получения полноценных льгот я не вижу.
Если суммировать, то все обсуждение сейчас фактически идет о поиске баланса между набором опций (софинансирование, налоговые льготы, переход из НПФ к страховщику жизни), которые будет содержать продукт страховщиков, и дополнительными регуляторными требованиями, которые предполагается возложить на страховщика в связи с этими опциями. На данный момент нет полной ясности, как коррелируют опции и требования: какой объем дополнительных требований предполагает каждая опция.
ССТ: Как долго будут проходить эти обсуждения?
Г. Я.: Минфин планирует запустить участие страховых компаний в программе долгосрочных накоплений с января 2026 года. Сейчас мы находимся практически на первом этапе обсуждении с регуляторами и НПФ. Но наша главная цель — чтобы разработанные инструменты долгосрочных накоплений были удобны, выгодны и прозрачны для клиента.