• 22 мая, 2024
  • 36

ЗА «ДЛИННЫМ» РУБЛЕМ

Яковлев Глеб

Вице-президент ВСС

ЗА «ДЛИННЫМ» РУБЛЕМ

С января 2024 года в России стартовала программа долгосрочных сбережений на базе НПФ. И сегодня ведется активная дискуссия о формате участия в ней страховых компаний: на базе страхового продукта или посредством получения лицензии НПФ. Вице-президент ВСС Глеб Яковлев рассуждает о различных вариантах реализации ПДС и необходимости баланса между набором опций и дополнительными регуляторными требованиями.

ССТ: Как Вы оцениваете перспекти­вы страховщиков стать участниками программы долгосрочных сбережений? Может ли классическое пенсионное страхование стать базой для страхового варианта ПДС?

Глеб Яковлев: Мы предлагаем сделать долгосрочные сбережения на базе пенсион­ного страхования. К сожалению, Банк Рос­сии думает по-другому. Если нужно, чтобы страхование было на 15 лет или до дости­жении пенсионного возраста, определенно­го законом, — это реализуемо. Это никак не противоречит классическим принципам договора страхования жизни.

ССТ: В чем же тогда предмет дискуссии?

Г. Я.: Дело в том, что в ПДС есть софи­нансирование. Идеологически програм­ма направлена на то, чтобы человек мог накопить себе средства на дополнительную пенсию. Но ПДС отличается от программ негосударственного пенсионного обеспе­чения тем, что деньги можно получить раньше, чем достигается пенсионный возраст — через 15 лет накопления, либо по достижении 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

Для получения налоговых льгот — воз­врат НДФЛ и полное освобождение выплат от налогов — нужно продержаться в про­грамме не менее 10 лет. Если вдруг человек решает прервать договор раньше, то льготы теряются. Зато есть возможность один раз в пять лет переходить из одного НПФ в другой без потерь. Кроме того, у ПДС есть огромный плюс: накопительную часть пенсии можно конвертировать в програм­му долгосрочных сбережений — эти деньги начнут работать.

Мы понимаем, что одним из условий участия в ПДС является наличие системы гарантирования. У НПФ она есть, а у страховщиков скоро бу­дет. Возможность назначить правопреемни­ка в договоре ПДС представляется близкой аналогией выгодоприобретателя, который есть в страховании, то есть эти деньги могут не включаться в наследство. Это очень близ­ко к институту назначения выгодоприобре­тателей по договорам личного страхования.

ССТ: Что еще есть общего у ПДС и стра­хового продукта?

Г. Я.: Пенсионные фонды обязаны соблю­дать принцип безубыточности. Если НПФ получил убыток от инвестирования внесен­ных средств, он должен из своих собствен­ных средств этот убыток компенсировать. Отчасти это похоже на принцип защиты капитала по договорам страхования жиз­ни, то есть защиту вложенных клиентом средств.

При этом у НПФ есть фидуциарная ответ­ственность за качество размещения, то есть, они должны инвестировать на лучших усло­виях. Такой ответственности нет ни у кого на рынке. Если регулятор выясняет, что на рынке были лучшие условия, то он может выдать НПФ предписание о компенсации разницы из собственных средств.

ССТ: Так есть ли какие-то препятствия к тому, чтобы страховщики могли уча­ствовать в системе долгосрочных сбере­жений?

Г. Я.: Я считаю, что мы можем соответ­ствовать всем необходимым условиям для участия в ПДС. Система гарантирования у нас будет. Можем сконфигурировать стра­ховой продукт таким образом, чтобы со­блюдалось фактически требование по без­убыточности. Условия по долгосрочности тоже выполнимы. Конечно, у страховщиков нет фидуциарной ответственности, но на­сколько она реально необходима?

Важен вопрос о возможности перехода из одной финансовой организации в дру­гую. Мы заинтересованы, чтобы человек имел возможность свободно и без ка­ких-то специальных условий перейти от од­ного участника (оператора) ПДС к другому. Сейчас мы говорим о НПФ и страховых компаниях. Вполне возможно, что этот список пополнится другими финансовы­ми организациями, иначе получается, что мы неполноценно участвуем в программе. С другой стороны, справедливо, чтобы и от страховщиков клиенты могли пере­ходить в НПФ. При равном участии НПФ и страховщиков в программе важно, чтобы была возможность миграции активов. Если страховщики участвуют в системе ПДС в полном объеме, то клиент вправе выби­рать любого участника из этой системы. Это была бы идеальная история, но с ней есть сложности.


Эльвира Набиуллина, глава ЦБ РФ,

на съезде Ассоциации банков России

«Мы, в принципе, поддерживаем, чтобы страховые компании в этом участвовали (в программе долго­срочных сбережений — прим. ТАСС). Но мы не очень поддерживаем со­вмещение лицензий. Поддерживаем, скорее, через требования к договорам долгосрочного страхования жиз­ни, которые бы соответствовали параметрам программы долгосрочных сбережений».

Иван Чебесков, заместитель Министра финансов РФ,

на съезде Ассоциации банков России

«Мы как раз ведем дискуссию с колле­гами из Госдумы, Совета Федерации и Центральным банком, как пра­вильно допустить страховщиков к программе долгосрочных сбереже­ний. К сожалению, в законе сделать запятую и написать «страховщики» не получается как раз из-за того, что у них разное регулирование».

Чебесков отметил, что рассматриваются два пути допуска страховщиков к ПДС. Пер­вый —создать похожий страховой продукт, который по метрикам такой же, как и про­грамма ПДС. Второй — сблизить регулиро­вание страховых компаний и НПФ.


ССТ: В чем они заключаются?

Г. Я.: Пенсионным фондам доступны деньги накопительной части пенсии, которые могут быть конвертированы в долгосрочные сбережения и, соответ­ственно, если будет возможность мигра­ции из НПФ в страхование, то эти деньги смогут «перетекать». Хранителями пенси­онных накоплений долгое время выступали и выступают именно НПФ, они занима­лись их размещением, инвестированием, преумножением. Именно поэтому НПФы очень трепетно относятся к этим деньгам и полагают, что эти денежные средства должны оставаться в системе НПФов, даже если гражданин перевел их (конвертиро­вал) в долгосрочные сбережения.

Позиция НПФ понятна, но и потреби­тель не должен из-за этого страдать, это не должно являться причиной искусствен­ных ограничений, распространяемых на потребителя.

ССТ: Страховщики смогут обеспечить особое регулирование?

Г. Я.: Здесь важно, как это будет реализо­вано. В основном рассматриваются две мо­дели. Первая — страховщики должны полу­чать лицензии НПФ, тогда это совмещения лицензий на осуществление страхования жизни и НПФ. Вторая — решить все во­просы без совмещения лицензии. В каждом случае есть определенные затруднения.

Казалось бы, чтобы не переносить огром­ный объем законодательства по долго­срочным сбережениям в страховую сферу, проще было бы решить вопрос с полу­чением лицензии. Но, если мы говорим про лицензию, то для страховщиков сразу возникают дополнительные регулятор­ные требования. У НПФ совершенно другая парадигма регулирования: у них есть моно-продукт, и законодательство регулирует его, а у страховщиков много разнообразных продуктов. И совместить эти концептуально различные требования в одном юридическом лице, по мнению регулятора, достаточно амбициозная и весьма долгосрочная задача.


Закон о программе долгосрочных сбережений на добровольной основе вступил в силу 1 января 2024 года.

Договор долгосрочных сбережений предпола­гает передачу гражданином денежных средств в долгосрочное (на 15 лет) управление ими НПФ. В качестве источников взносов пред­усмотрены не только деньги непосредствен­ного самого клиента, но и государственное софинансирование до 36 тыс. руб. в год в тече­ние трех лет — до 2026 года, а также средства пенсионных накоплений гражданина, которые он может перевести в долгосрочные сбере­жения. Участники программы имеют право на налоговый вычет — не более 52 тыс. руб. в год при уплате взносов до 400 тыс. руб. Также в программе предусмотрен целый ряд льгот и возможностей, которые делают ее интерес­ной как для НПФ, так и для граждан.


ССТ: А вообще, нужно ли страховщикам при наличии таких проблем включаться в этот проект? Может быть, можно и без ПДС эффективно работать по классиче­скому пенсионному страхованию?

Г. Я.: Цель программы — долгосрочные сбережения. С точки зрения экономики важно, чтобы были собраны большие суммы долгосрочных сбережений. Эко­номике нужны «длинные» деньги. Стра­ховщики также, как негосударственные пенсионные фонды, могут их собирать, аккумулировать и размещать. НПФ из­начально были ориентированы на бизнес B2B, на работодателей. А страховщики жизни работают, в основном, с физически­ми лицами. У нас есть различные каналы продаж: агентские сети, партнерские каналы. Есть опыт продаж разнообраз­ных страховых продуктов на короткие и на длительные сроки. В этом смысле помощь страховщиков жизни в развитии долгосрочных сбережений может быть существенной.

ССТ: Почему нельзя просто перенести льготы НПФ на страховые компании, а им оставить индивидуальные особен­ности в виде работы с юридическими лицами?

Г. Я.: Пенсионные фонды и регулятор говорят о том, что в этом случае стра­ховщики жизни должны соблюдать все требования и ограничения, иначе будет арбитраж.

ССТ: Но вместе с тем, будет определен­ная уникальность у каждого инструмента. Разве это плохо?

Г. Я.: Мы сейчас в процессе обсуждения. Если мы остаемся на лицензии страховщи­ка и предлагаем некий страховой продукт, который будет отвечать большинству требований, то пока в проекте регулятора присутствуют значительные ограничения, например, по вознаграждениям и т. д. Если рассматривать с этой точки зрения, будут достаточно серьезные ограничения страховщиков, при этом продукт стра­ховщиков не будет обладать всеми цен­ностями продукта НПФ. В этой ситуации мы смотрим на совмещение лицензии. Смысла нагружать страховщиков допол­нительными требованиями без получения полноценных льгот я не вижу.

Если суммировать, то все обсуждение сейчас фактически идет о поиске баланса между набором опций (софинансирова­ние, налоговые льготы, переход из НПФ к страховщику жизни), которые будет содержать продукт страховщиков, и до­полнительными регуляторными требова­ниями, которые предполагается возложить на страховщика в связи с этими опциями. На данный момент нет полной ясности, как коррелируют опции и требования: какой объем дополнительных требований предполагает каждая опция.

ССТ: Как долго будут проходить эти обсуждения?

Г. Я.: Минфин планирует запустить уча­стие страховых компаний в программе дол­госрочных накоплений с января 2026 года. Сейчас мы находимся практически на первом этапе обсуждении с регулятора­ми и НПФ. Но наша главная цель — чтобы разработанные инструменты долгосрочных накоплений были удобны, выгодны и про­зрачны для клиента.

Похожие статьи

Страховое сообщество поддерживает старт проверки наличия ОСАГО через камеры

Страховое сообщество поддерживает старт проверки наличия ОСАГО через камеры

Страховое сообщество поддерживает старт проверки наличия ОСАГО через камеры, планируемый с 1 марта 2025 года, об этом сообщил президент Всероссийского союза…
ВСС совместно с ЦБ разработал новый базовый стандарт защиты прав и интересов получателей финансовых услуг

ВСС совместно с ЦБ разработал новый базовый стандарт защиты…

ВСС совместно со Службой Банка России по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг разработал перечень вопросов для тестирования страхователя…
Ассоциация банков России и Всероссийский союз страховщиков подписали соглашение о сотрудничестве

Ассоциация банков России и Всероссийский союз страховщиков подписали соглашение…

26 сентября 2024 года на площадке XXI Международного банковского форума в Сочи президент Ассоциации банков России Анатолий Козлачков и президент Всероссийского…