- 25 марта, 2018
- 176
Почему РСА в Верховном суде не смог экономически обосновать цены, установленные в справочниках к Единой методике оценки ущерба
Начнем с того, что разработка самой методики, как и справочников «средних цен», проводилась под контролем страхового союза и ЦБ РФ. То есть обе структуры, ведущие бизнес в этой сфере, сами установили правила игры. Результатом этого стали ежегодные иски, которые измерялись несколькими сотнями тысяч, со стороны потерпевших в ДТП (наиболее социально активных граждан) в адрес страховых компаний касательно несправедливости в определении размера выплат.
Однако, наибольший интерес вызывает процент выигранных дел потерпевших, который в большинстве случаев стремится к 100%, так как согласно Постановлению Правительства РФ от 11.04.2001 N 290 (ред. от 31.01.2017) «Об утверждении Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств» существуют только цена, установленная Правительством России, и рыночная цена, что должно быть оплачено в полном объеме, а не частично согласно «справочникам».
Аналогичная, известная большинству ситуация – когда диагностическая карта попросту продается как дополнительная опция к полису ОСАГО, сложилась и в техническом осмотре, контроль за которым также производится РСА. Самое интересное, что достаточно знать артикулы запасных частей, чтобы сравнить их актуальную стоимость в справочниках (на официальном сайте РСА) и у конкретного дилера. В подавляющем большинстве случаев расхождение превышает заявленные в методике 10%. Такой же «открытый» и для всех доступный результат монополии очевиден в диагностических картах, хотя бы по месту проведения технического осмотра, который не коррелируется с фактическим расположением транспортного средства.
А теперь стоит обратить внимание на менее известную всем сторону вопроса – влияние вышесказанного на степень аварийности в нашей стране. Но здесь необходимо учесть один момент – федеральный надзор (Постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. N 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий») учитывает только те ДТП, в которых пострадали люди, поэтому оценка дорожно-транспортных происшествий без раненых и погибших, либо также оформленных по «Европротоколу» попросту не проводилась (сейчас МВД России и РСА ведут работы по организации такого учета в России).
Однако, даже без официальной статистики, в общей массе ДТП влияние технической стороны вопроса стало ощутимо настолько, что вопросы решения этой проблемы были поставлены в Стратегии безопасности дорожного движения РФ на 2018-2024 годы. Исходя из названных общеизвестных фактов, на мой взгляд, очевидны коррупционная составляющая при формировании справочников «средних» цен в условиях сложившейся монополии и соответствующий из этого результат.